Иван Забелин
Забелин Иван Егорович (17 (29) сентября 1820, Тверь — 31 декабря 1908 (13 января 1909), Москва), российский историк, археолог, член-корреспондент (1884), почетный член (1907) Петербургской академии наук, председатель Общества истории и древностей российских (1879—1888); фактический руководитель Исторического музея в Москве. Автор трудов и публикаций документов по истории быта русского народа 16-18 веков, истории Москвы.
Иван Забелин родился в семье мелкого чиновника, сына сельского священника. В 1835-1837 годах он воспитывался в Преображенском сиротском училище в Москве. После окончания училища стал канцелярским служителем второго разряда в московской Оружейной палате, занимался каталогизацией ее фондов и разбором архивов.
Не получив специального исторического образования, Забелин во время работы в Оружейной палате самостоятельно освоил палеографию. Углублению его исторических познаний способствовало общение с историками И.М. Снегиревым, П.М. Строевым, М.П. Погодиным. Тогда же определились научные интересы Забелина: история Древней Руси, история Московского государства 15—17 веков, история Москвы. В 1842 году в прибавлениях «Московским губернским» новостям была опубликована первая научная публикация молодого архивиста — «Несколько слов о богомольных царских походах».
Во второй половине 1840-х годов Забелин сблизился с кружком Т.Н. Грановского. Определяющее влияние на формирование исторических взглядов молодого историка оказали труды К.Д. Кавелина. Тогда же Забелин сблизился с К.Т. Солдатенковым, который в дальнейшем стал издателем трудов историка. В 1847 году молодой историк был принят в ряды Общества истории и древностей российских.
В июле 1848 года он был назначен помощником архивариуса Московской дворцовой палаты. Одновременно (в 1850—1871) Забелин начал читать курсы истории межевого дела и русской истории в Константиновском межевом институте и школе межевых топографов. Найденные архивные документы и научные статьи историк публиковал в журналах «Москвитянин» (в 1840-х гг.), «Современник» (до 1855), «Библиографические записки», «Отечественные записки» (в 1850—1860-х гг.), «Атеней», сборниках Общества истории и древностей российских. В 1853 году он опубликовал труды по истории материальной культуры: «О металлическом производстве в России до конца 17 века» (1853), «Историческое обозрение финифтяного и ценинного дела в России» (1853). В 1856 году Забелин несколько месяцев редактировал неофициальный отдел газеты «Московские губернские ведомости», но оставил эту работу из-за столкновений с цензором. Во второй половине 1850-х годов он посещал кружок А.В. Станкевича, где сохранялись традиции московских западников. Как ученый Забелин полагал, что условия исторического развития определяет материальная база общества («Современные взгляды и направления в русской истории», 1863).
В июне 1859 года он был зачислен младшим членом Археологической комиссии в Петербурге и до 1873 года руководил археологическими раскопками на юге России, разработал методику раскопки курганов. В 1862—1863 годах Забелин раскапывал курган Чертомлык и по результатам этих раскопок был переведен в старшие члены Археологической комиссии. С 1864 года он являлся членом Московского археологического общества. В 1869—1872 годах руководил раскопками Фанагории, а в 1873 — Ольвии. В 1871 году университет святого Владимира в Киеве удостоил ученого степени доктора русской истории. В 1876 году Забелин вышел в отставку из Археологической комиссии.
С середины 1860-х годов Забелин, как автор публикаций на исторические темы, тесно сотрудничал с журналами «Вестник Европы», «Русский архив», «Исторический вестник». Его наиболее значительные журнальные публикации составили два тома сборника «Опыты изучения русских древностей и истории» (1872—1873). С 1873 года ученый принимал участие в работе московского Исторического музея, был членом комиссии по постройке его здания. В 1879—1888 годах возглавлял Общество истории и древностей российских при Московском университете. Огромна роль Забелина в становлении Исторического музея в Москве, в 1885—1908 годах он фактически руководил его работой. За эти годы фонды музея выросли с 15 тысяч до нескольких сотен тысяч единиц. Тесные контакты поддерживал ученый со многими коллекционерами русской старины, многие из которых благодаря Забелину завещали Историческому музею свои собрания.
В своих научных работах основное внимание ученый уделял быту русского народа, изучение которого, по мнению Забелина, позволит понять истоки своеобразия русской культуры. Историк писал, что «домашний быт человека есть среда, в которой лежат зародыши и зачатки всех так называемых великих событий его истории, зародыши и зачатки его развития и всевозможных явлений его жизни общественной и политической или государственной». Следуя идеям «государственной школы» историографии, Забелин развивал теорию «вотчинного» происхождения русского государства. Историк указывал на принципиальную разницу путей развития Западной Европы и Руси. Если западноевропейские государства сложились в результате завоевания, там рано возникли и укоренились законы, то на Руси изначально государственные институты были «отеческими», что в силу патриархальных устоев давало простор произволу и беззаконию. На Западе личность рано приобрела самостоятельное значение, а на Руси сохранялась «детская» зависимость человека от власти. Укоренившийся на Руси самодержавный строй органически связан с образом жизни русского народа. Подданные относятся к царю, как к «отцу», а царь к подданным, как к «детям». Особое значение в исторических воззрениях Забелина занимает фигура Петра I, который, несмотря на традиционно русское воспитание, сумел осознать необходимость преобразований и, отринув рутинные представления, проложил новые пути для развития России.
Эти мысли нашли выражение в цикле трудов «Домашний быт русского народа в 16 и 17 столетии» (т. 1 «Домашний быт русских царей», т. 2 «Домашний быт русских цариц»; 1862—1869), в тематически примыкающей к ней статье «Большой боярин в его вотчинном хозяйстве» (1871, посвящена хозяйству боярина Б.И. Морозова), а также в «Истории русской жизни с древнейших времен» (1876—1879). Эти труды были написаны на основе анализа документов Московского дворцового архива, впервые введенных Забелиным в научный оборот.
В 1879 году по предложению Н.А. Найденова Забелин возглавил работу над трудом по истории Москвы. С помощью В.Н. и Г.В. Холмогоровых он подготовил к публикации и в 1884—1891 годах издал два тома «Материалов для истории, археологии и статистики Москвы» — комплекс архивных документов по истории города. В 1880—1890-х годах ученый опубликовал ряд статей о московской старине 15—18 веков, древней топографии города, в 1902 году издал «Историю города Москвы», большая часть которой была посвящена истории Московского Кремля. Основанные на архивных материалах труды Забелина по истории Москвы сохраняют свое научно-справочное значение.
Еще одна сторона его научных интересов — история древнерусского искусства. Из-под его пера вышли книга «Черты самобытности в древнерусском зодчестве» (1877), статьи и заметки об отдельных памятниках древнерусского иконописания и архитектуры. В 1880-х годах ученый участвовал в работах комиссий по реставрации древней живописи Благовещенского и Успенского соборах Московского Кремля, Успенского собора Владимира. С 1887 года он был членом Общества любителей русской старины, в 1892 году стал почетным членом этого общества.
Забелин был известен как страстный коллекционер. Собранная им коллекция русских летописей 15 — начала 18 века насчитывало около тысячи единиц. Эта коллекция, а также собрание книг по русской истории (2 тыс. томов) и архив ученого в 1909 году поступили в Исторический музей. В 1938 году большая часть библиотеки Забелина была передана в Историческую библиотеку.
В 1910 году была учреждена премия Забелина за лучшее исследование по истории Москвы, открыта городская библиотека имени Забелина.
В память об ученом в 1961 году Большой Ивановский переулок в Москве был переименован в улицу Забелина.
Важнейшие труды
Первые капитальные сочинения Забелина — это «Домашний быт русских царей в XVI-XVII веках» (1862) и «Домашний быт русских цариц в XVI-XVII веках» (1869, 2 издание в 1872); им предшествовал ряд статей по отдельным вопросам того же рода, печатавшиеся в «Московских ведомостях» 1846 и в «Отечественных записках» 1851—1858 гг. Наряду с обстоятельнейшим исследованием образа жизни царя и царицы здесь были также исследования о значении Москвы как вотчинного города, о роли дворца государя, о положении женщины в древней России, о влиянии византийской культуры, ородовой общине. Важное значение имеет и развитая Забелиным теория вотчинного происхождения государства.
Продолжением I главы «Домашнего быта русских царей» является статья «Большой боярин в своем вотчинном хозяйстве» («Вестник Европы», 1871, № 1 и 2). Изданные в 1876 и 1879 гг. два тома «Истории русской жизни с древнейших времён» представляют собой начало обширного труда по истории русской культуры. Забелин хотел выяснить все самобытные основы русской жизни и её заимствования у финнов, норманнов, татар и немцев.
Во имя самобытности славян он уходит от норманнской теории. Забелин отступает здесь от своего прежнего взгляда на род как на стихийную силу, угнетавшую и уничтожавшую личность. Ослабляя значение родоначальника, он говорит, что «отец-домодержец, выходя из дома и становясь в ряды других домохозяев, становился рядовым братом»; «братский род представлял такую общину, где первым и естественным законом жизни было братское равенство». Помимо этого, Забелиным были изданы:
- «Историческое описание московского Донского монастыря» (1865)
- «Кунцево и древний Сетунский стан» (М., 1873, с очерком истории чувства природы в древнерусском обществе)
- «Преображенское или Преображенск» (М., 1883)
- «Материалы для истории, археологии и статистики города Москвы» (1884, ч. I. изд. М. городской думы)
- «История города Москвы». (М., 1905).
- Список исследований, статей и заметок Забелина был помещён в издание «Общей истории и древностей» (М., 1886)
Очерки по истории Смуты
Первым поводом для обращения Забелина к событиям Смуты стала полемика с Костомаровым, который в своих исторических характеристиках Минина и Пожарского использовал данные поздних и недостоверных источников. Забелин в своих полемических очерках убедительно доказал некорректность такого подхода, а затем обратился и к другим спорным вопросам истории Смуты. В последующих очерках он изложил свою точку зрения на суть происходивших в то время событий; показал тенденциозность и недостоверность многих данных знаменитого «Сказания» Авраамия Палицина; рассказал о забытом, но по-своему очень интересном герое Смуты – старце Иринархе. Вскоре вся эта серия очерков, появившихся первоначально журнале «Русский архив» (1872, №№ 2-6 и 12), была издана отдельной книгой, которая пользовалась популярностью и до 1917 г. выдержала несколько изданий.
Важнейшие статьи
Из статей 1850-х и 1860-х годов, собранных во 2 т. «Опытов изучения русских древностей» (1872—1873), выдаются:
- «История и древности Москвы»
- «Царь Алексей Михайлович»
- «Русская личность и русское общество накануне Петровской реформы»
- «О современных задачах русской истории и древностей»
- Из журнальных публикаций наиболее интересны:
- «Взгляд на развитие московского единодержавия» («Исторический вестник», 1881 № 3, 4, 5)
- «Черты самобытности в древнерусском зодчестве» («Древняя и Новая Россия», 1878, № 3 и 4)
|