Татьяна Щипкова
Щипкова Татьяна Николаевна (1930 – 2009) - участница религиозного движения 70-х годов, кандидат филологических наук.
Татьяна Николаевна родилась 7 февраля 1930 года в Алтайском крае, в городе Рубцовске. В том же году её родители переехали в Ленинград. Жили в Лесном в домах политехнического института. Начальная школа, затем блокада, потеря близких. Очень радовалась, узнав, что на месте блокадного крематория будет построен храм...
В 1953 году Татьяна Николаевна окончила ленинградский университет по специальности "романская филология". По распределению работала учительницей французского и русского языков в молдавской сельской школе. В 1958 году поступила в аспирантуру Института иностранных языков РАН, по окончании которой была приглашена преподавателем на факультет иностранных языков Смоленского педагогического института. Преподавала латынь, читала курсы по теоретической грамматике и истории французского языка. Защитила кандидатскую диссертацию по истории старо-румынского языка. Материалом для научного исследования служили средневековые переводы Священного Писания на румынский язык. Библия и иконы, перешедшие по наследству от деда-священника – барнаульского клирика Дионисия Щипкова, служившего в знаменитой Алтайской миссии, всегда бережно хранились в доме, но реальное воцерковление пришло в 70-е годы, когда Татьяна Николаевна познакомилась со священником Дмитрием Дудко и кругом его духовных чад.
На своих лекциях Татьяна Николаевна рассказывала студентам о Евангелии, о влиянии христианства на культуру и историю, о том, что Христос – не выдумка, а реальный человек, почему Бог нужно писать с большой буквы.
В 1978 году в смоленской квартире Татьяны Николаевны молодые православные интеллигенты, многие из которых ранее были её студентами, попытались напечатать самиздатский православный журнал "Община". Эта попытка была пресечена властями. Она была уволена с работы и лишена учёной степени. В 1979 году против неё было сфабриковано уникальное уголовное дело: её обвинили в умышленном избиении двадцатилетнего дружинника, который вместе с милицией принимал участие в обыске одной из московских квартир, где находилась Татьяна Щипкова. Дружинник силой пытался вырвать у Татьяны Николаевны из рук её записную книжку. Она сопротивлялась. Рассвирепевший дружинник, оказавшийся впоследствии мастером спорта по борьбе, применил болевой приём, забрал книжку. Суд состоялся в Ленинском райсуде города Москвы в Рождественский сочельник 6 января 1980 года. Сопротивление Щипковой представителю власти было оценено в три года лагерей по второй части 206-ой статьи (заранее спланированное злостное хулиганство). Во время суда у нее случился сильнейший приступ глаукомы. Трёхмесячный этап от Москвы до Уссурийска, повторяющиеся приступы и запрет на применение лекарственных препаратов грозили полной слепотой. Бог миловал.
В уссурийском лагере, самая граница с Китаем, Татьяна Николаевна работала на швейном производстве и занималась воспитанием и образованием уголовниц, большая часть которых состояла из молодых девушек. Она учила их французскому языку, читала с ними Чехова, по памяти составляла рукописные сборники любовной лирики, знакомя с Лермонтовым, Ахматовой, Кольцовым, Пастернаком. Вся эта лагерная "школа" существовала подпольно, но ни одна зечка не выдала "учительницу из Москвы". Лагерное начальство просило "не заниматься проповедью", да разве это проповедь – кому молитву Ефрема Сирина продиктовать, кому "что-нибудь о здоровье деток", особенно первого сентября – день самых обильных слёз в женских лагерях...
После освобождения в 1983 году – запрет на жительство в родном Ленинграде. Без прописки, без работы – грозил новый срок за тунеядство. Больше года Татьяна Николаевна жила на нелегальном положении, скрывалась по квартирам в Ленинграде, затем знакомые священники спрятали её на псковщине.
Начало перестройки облегчило жизнь. Приняли на работу вахтером. Можно было открыто идти по Литейному в любимый Спасо-Преображенский собор, зайти в булочную как любой свободный человек, купить билеты в филармонию. У свободы свой вкус – вкус хлеба и музыки. Но главное – ученики. Опять появились ученики: кому помочь двойки исправить, кому – в университет поступить.
А с 1991 пригласили преподавать в гуманитарную школу, где Татьяна Николаевна проработала до 77 лет. Ежегодно к Рождеству и Пасхе она писала для внуков очередную детскую пьеску, в которой добро обязательно побеждает зло. Переводы романов Леона Блуа, четырехтомный учебник французского языка для гуманитарных школ, да лагерные воспоминания, написанные в Ленинграде вскоре после освобождения, так и лежат в нижнем ящике рабочего стола немногословной учительницы, многие ученики которой даже не подозревали, что французской грамматике их обучала по-настоящему героическая русская женщина, отстоявшая своё право быть христианкой, быть свободной.
Татьяна Николаевна Щипкова умерла в Москве 11 июля 2009 года.
Женский портрет в тюремном интерьере. Записки православной.
Книга Татьяны Щипковой пролежала в столе четверть века. Теперь она продается в храмах и прочитать ее может любой. И хотя ностальгия по советским временам сейчас в моде, вряд ли кто-то из читателей этой книги захочет вернуться в СССР.
Книга Татьяны Щипковой «Женский портрет в тюремном интерьере» имеет подзаголовок «Записки православной». Две части названия связаны особой, советской логикой. В СССР вера в Бога была уделом «темных и отсталых» бабушек. Человеку с высшим образованием, к тому же, преподавателю вуза, то есть «работнику идеологического фронта», быть верующим не полагалось. Официально в СССР за веру не преследовали, но реально могли посадить по сфабрикованному обвинению.
Именно такая участь постигла Татьяну Щипкову, арестованную в Рождество 1980 года.
50-летняя женщина, страдающая глаукомой, была арестована за «злостное хулиганство» и получила три года лагерей. Жизнь предоставила автору богатый исследовательский материал.
Постепенно Татьяна Николаевна стала понимать, что просто обязана написать о том, что ей пришлось пережить. «Однажды в новосибирской пересылке, - пишет автор, - ко мне подошла женщина и сказала на ухо: «Ведь ты, когда выйдешь, напишешь про все это?». |