Олеся Николаева

     Олеся Александровна Николаева (р. 1955) – дочь поэта-фронтовика А.М. Николаева. Окончила Литературный институт (семинар Е.М. Винокурова).
     Начала писать стихи с семи лет, прозу – с пятнадцати. В восьмидесятые годы вместе с мужем посетила Ракитное – Пустыньку старца о. Серафима Тяпочкина, и это переменило всю их жизнь: они крестились, обвенчались, стали посещать Богослужения, ездить в паломнические поездки в различные монастыри, у них появилось множество друзей среди монахов и священнослужителей, которые помогали им получать богословское образование; в дальнейшем муж Олеси Александровны принял сан.
     Олеся Николаева выступала со стихами и лекциями в Нью-Йорке, Женеве и Париже, преподавала древнегреческий язык монахам-иконописцам Псково-Печёрского монастыря, работала шофёром игуменьи Серафимы (Чёрной) в Новодевичьем монастыре (1995 г.), в 1998 г. была приглашена в Богословский университет святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова читать курс «Православие и творчество» и заведовать кафедрой журналистики.
     Ведёт семинар поэзии в Литинституте (с 1989 г.), член Союза писателей (с 1988 г.) и член Русского Пен-Центра (с 1993 г.).
     Муж Олеси Александровны – священник Владимир Вигилянский, у них трое детей.
     Пишет прозу и стихи.
Мене, текел, фарес, роман
     Главные герои романа в основном монахи. Это иконописец игумен Ерм, который то и дело чем-то увлекается: то старообрядчеством, то Византией, то европейской культурой, то католичеством; иеромонах Филипп, едва ли не ценой собственной жизни защищающий монастырское подворье от общины сектантов, маскирующихся под православных; французский священник Габриэль, перешедший в Православие и посланный служить на приход в глухую русскую деревню Малую Уситву и многие, многие другие. Жизнь монаха показана автором не лубочной, а такой, какая она есть: в ней грех соседствует со святостью, маловерие с подвигом исповедничества, человеческая глупость с умом Христовым. Главную мысль романа можно выразить словами апостола Павла: «сила Божия в немощи совершается» (2 Кор. 12, 9). Несмотря на все обычные человеческие слабости и грехи монахов, Господь любит их, слушает их молитвы, освящает их Духом Святым. За что? Как отвечает на этот вопрос герой романа – монах-схимник: «За одно лишь твёрдое произволение Ему служить. Он позвал – ты пошёл, не раздумывая. За то, что хотя бы раз в жизни имел решимость бесповоротно отказаться от мира ради Него». И в этом выражена вся суть монашества…
     Воцерковлённым людям прочесть это произведение будет весьма полезно, а невоцерковлённым читателям для правильного понимания романа требуется хотя бы минимальное знание православной веры.
Тутти. Книга о любви, роман
     Вокруг собачки Тутти, подаренной знакомым архиереем, закручивается сложный узел разнообразных переживаний героини. Чтобы разобраться в себе, она буквально пересматривает всю свою жизнь, вспоминает многих людей, встретившихся на её пути, размышляет о Боге, поэзии, семье. Христианские истины поданы в лёгкой и ненавязчивой форме. Великолепный стиль, много тонкого юмора и глубоких богословских рассуждений. Читать будет интересно всем повзрослевшим, но не утратившим вкус к жизни людям.
Ничего страшного, святочная повесть
     Завязка повести проста: хозяйка домика, расположенного недалеко от Свято-Троицкого монастыря, уезжает и просит нескольких своих друзей спасти дом от уголовников, которые собираются устроить там сходку. Но дело происходит на святки, а значит не обойтись без различных недоразумений, путаницы и приключений. Однако, как и в любой святочной повести, всё, конечно же, кончается хэппи эндом…
     Эту весёлую и поучительную историю приятно будет прочесть всем любителям жанра святочного рассказа.
Инвалид детства, роман
     Леонид родился с целым набором заболеваний, и, когда подрос, родители хотели сжечь его живьём. «В баньку заманили – иди, мол, Лёнюшка, мальчишечка наш, освежись чуток, – а там и подожгли! А перед соседями-то прикинулись, что банька сама загорелась. Запричитали тогда, заохали: там, мол, Лёнюшка наш, кровинушка, соколик, горит родимый! А как банька-то дотла сгорела – они рады-радёшеньки. Ну, говорят, видно Бог Лёнюшку сам прибрал, чтобы он, калечка горемычный, боле не мыкался!» А Лёнюшку Царица Небесная из горящей баньки вывела. Что ему ещё оставалось делать, кроме как идти в монахи?
     У Ирины была совсем другая судьба. Выйдя замуж за всемирно известного драматурга, который был на тридцать лет старше её, и сведя мужа в могилу, Ирина начинает транжирить его состояние. Она переключает всё своё внимание на сына Александра и пытается искалечить ему жизнь прививанием богемных рефлексов. Бедный юноша, едва достигнув совершеннолетия, пытается укрыться от неё в монастыре, но кошмарная мамаша приезжает за ним с целью раз и навсегда увезти «с помоечных задворок мира и истории». Здесь-то и происходит её встреча с Лёнюшкой, которому, кстати, уже перевалило за пятьдесят.
     Автор постепенно подталкивает читателя к ответу, кто́ в романе на самом деле «инвалид детства». Лёнюшка – инвалид детства по плоти, а у Ирины с детства всевозможными пороками поражена душа…
Олеся Николаева выпукло и ярко показывает нам духовную «бесноватость» современной интеллигенции (её неверующей части). Недаром кульминационным моментом романа является посещение Ириной отчитки. Души бесноватых выглядят ангельскими на фоне глобальной поражённости Ирининой души.
Стихи матушки Олеси
     Семь Начал

     I
Выходя из города, где хозяйничают новостройки, новоселы и нувориши,
желание выбиться в люди, быть счастливым, убедить себя, что не страшен ад,
о, дерзновеннейшая из женщин, душа моя,
не поднимай горделивую голову еще выше,
не оглядывайся назад!
     II
Выходя из города, где кто-то любил кого-то,
где кто-то играл кому-то лучшую из Моцартовых сонат,
и рояль был совсем расстроен, и у Эроса облупился нос,
и с Орфея осыпалась позолота,
о, не оглядывайся назад!
     III
Выходя из города,
где праздновали дни рождений, дорожили мнением моды,
где, на панихиде встретившись, говорили: «Ба! Давненько не виделись!»,
пили вино и отщипывали виноград,
где болели хандрой и раком, убивали детей во чреве и принимали роды, —
о, не оглядывайся назад!
     IV
Выходя из города, где тщеславились обильным столом, нарядом и башмаками,
задавали себе вопросы: «Зачем это все мне надо?» и «Что это мне дает?»,
доказывали, что добро обязано быть с кулаками,
о, не оглядывайся, душа моя, но смотри вперед!
     V
Выходя из города, на который и жена праведника оглянулась,
ибо не всякая любовь остыла, и воспоминания разрывают грудь,
и не всякая стрела пропала, и не всякая струна прогнулась,
но ты, о, душа моя, о, душа моя, об этом — забудь!
     VI
Выходя из города, в котором хоть один купол еще золотится,
и хоть один колокол на высокой башне уверяет в том,
что не каждое слово — погибло, и не каждая слеза в прах возвратится,
но ты, о, душа моя, не оглядывайся: замрешь соляным столпом!
     VII
Выходя из города — уже поверженного, уже лежащего в пепле,
где даже оплакать некому своего мертвеца,
о, не оглядывайся, душа моя, — забудь, оглохни, ослепни,
когда Господь выводит тебя из города твоего отца!

     Стихи о богатом юноше

Я — богатый юноша, и мне жалко
расставаться с сабелькой из Эфеса,
и с камзолом бархатным с алой лентой,
и с пером на шляпе, и с крепким перстнем...

С этой гордой складкой у губ, с повадкой
молодого рыцаря и с посадкой
верховой, с пружинистою походкой,
с подбородком, выплывшим легкой лодкой.

С тетивою мышцы, с биеньем лимфы,
с голосами арфы, с виденьем нимфы,
с зеркалами рифмы и с Божьим даром —
с этим блеском, маревом, плеском, жаром!

Я боюсь земли, где плодятся черви,
я боюсь луны на кривом ущербе,
я боюсь пиров, где привольно мухам,
и Царя незримого нищих духом!

Но отдам я сабельку с портупеей,
и камзол, и перстень, и пруд с аллеей,
и рожок охотничий, и дорогу
неизвестному молодому Богу.

Юный взор отдам ему, сердце, голос,
каждый вьющийся своевольем волос...
Даже сердце — с его ядовитым медом,
жизнь и твердь со звездами над черным входом.

     Вечером

Я ведро в колодец столкнула, и оно зазвенело, запело,
загрохотало, заохало, отяжелело и — отражений полное и теней —
стало вверх подниматься, и ржавая цепь скрипела,
и каждый поворот вала был все круче и все трудней.

И уже кто-то жеребенка своего напоил, и чья-то семья чаевничать села,
и чьи-то дети, умывшись, сидели, и звезда уже начинала на черном небе сиять, —
и лишь мое ведро все раскачивалось, все поскрипывало, все скрипело,
и все туже колодезная закручивалась рукоять!

И мое ведро над черной бездной раскачивалось, как весы качалось,
и все туже наматывалась цепь на оси…
Почему ж мне так трудно все? — я спросила.Мне отозвалось:
— Ни на что не жалуйся, ничего не требуй, ни о чем не проси!