Геннадий Русский
Генрих Павлович Гунькин (1930 – 2006) (псевдонимы – Геннадий Русский, Генрих Гунн, Виктор Вельский) родился 18 марта 1930 года в Саратове, но уже в апреле его родители переехали в Москву.
С 1948 по 1953 гг. учился в Московском государственном университете им. М. В. Ломоносова на историческом факультете (отделение истории искусства). С 1964 года являлся членом Союза журналистов СССР.
Был знатоком истории и культуры Русского Севера. Эта область его интересов стала делом всей его жизни.
С 1968 года начали выходить его книги.
Помимо Севера, писал о своём понимании произведений Н. Лескова, А. Блока, А. Ремизова и В. Хлебникова. Начиная с 1980 года издаёт целую серию произведений, целью которых стало изучение «северорусской святости», т.е. духовного мира Русского Севера. В них он рассказывает о судьбе, учении и деяниях известных северорусских святых.
Первые очерки этой серии были опубликованы в журнале «Континент». В 2002 году эти очерки вышли отдельным изданием. Был женат на Лидии Ивановне Иовлевой.
В 2000 году Генрих Павлович выпустил на свои деньги книгу, где сделал попытку подвести «итоги культурного развития человечества за прошедшее тысячелетие», разбирая образы самых известных типов литературных героев.
В 2007 году была открыта Библиотека Русского Севера в Каргополе. В основе её личная библиотека Генриха Павловича, переданная в дар музею вдовой писателя, исполнившей его волю. Он сам хотел открыть эту библиотеку, но не успел.
Умер 19 сентября 2006 года в Тунисе в г. Табарка по причине остановки сердца. Похоронен в Москве.
Чёрная книга, московская легенда
Книга написана в советское время, она создана в уникальном жанре современной былины. Действие происходит на рубеже двадцатых-тридцатых годов. Повествование ведётся от лица завсегдатая питейного заведения, который травит забавные байки о самых наисерьёзнейших вещах – про борьбу с духами злобы поднебесной, про антихриста и последние времена, про новомучеников и святых.
Как удались автору образы чекистов, Сталина, опустившегося поэта, профессора-филолога и московского беса! С какой любовью и горечью пишет он о многострадальном граде Москве и её жителях; о народе русском, в одночасье ставшем из христоносца христопродавцем; о Церкви, гонимой и раздираемой на части обновленцами!
Кто-то, прочитав, назовёт эту книгу православным вариантом «Мастера и Маргариты» по причине сходства времени действия, стиля изложения и сюжета. Да и бесу уделено не меньшее внимание, чем Воланду у Булгакова. Но, скорее всего, на момент написания «Чёрной книги» её автор булгаковский роман не читал. Иначе в тексте содержались бы аллюзии на «Мастера и Маргариту».
Итак, что мы имеем? Потрясающее, смешное и грустное, жизнеутверждающее и трагическое, самобытное и неподражаемое произведение. Интересна личность рассказчика, умеющего прерывать свой рассказ в самые душещипательные моменты, чтобы выпросить рюмку водки. Интересен ввод персонажей: все они вводятся как эпизодические, и читатель даже не подозревает, что в следующих главах им предстоит занять центральные места. Интересно, как от главы к главе автор углубляет христианскую линию сюжета: в первых главах мы видим лишь намёки на православность выпивохи-рассказчика, а ближе к концу он раскрывает нам всю сущность православной веры.
Одним словом, это именно тот случай, когда лучше один раз прочитать, чем сто раз услышать. Любой ценитель художественной литературы найдёт в этой повести нечто привлекательное для себя. |