Святые благоверные князья Владимир и Агриппина, О супружеской паре – князе Владимире и княгине Агриппине – в их родном городе Ржеве не сохранилось почти никаких сведений, никакого жития, только имена. Известно о них немного. В частности то, что жили князья в XII-XIII вв., и еще прежде конца XVII-го в. им было установлено местное празднование. Князь Владимир Мстиславич Ржевский – ближайший родственник известных русских князей: сын Мстислава Ростиславича Храброго и младший брат Мстислава Мстиславича Удалого. Кстати, оба эти князя также почитаются Русской Православной Церковью как святые. В летописях Владимир Мстиславич впервые упоминается в 1180 г., когда умирающий отец поручил заботу о мальчике братьям Рюрику и Давыду Ростиславичам. В Крещении князь имел имя Флор или Лавр. В 1208 г., будучи князем псковским, Владимир Мстиславич участвовал в отражении литовского набега на Новгород. В 1209 г. был посажен своим старшим братом - новгородским князем Мстиславом (Феодором) Мстиславичем Удалым – в Великих Луках, сохранив за собой и Псков. Попытка наладить мирные отношения с Ливонским орденом путем брака дочери с Дитрихом Буксгевденом, братом католического Рижского епископа Альберта I, стоила Владимиру псковского стола – в 1211 г. он был изгнан псковичами из города и до 1215 г. (с коротким перерывом) был в качестве вассала Альберта «судьей Идумеи» – области к северо-востоку от Риги. Вернувшись в 1215 г. в Псков, он участвовал в 1216 г. на стороне брата Мстислава и ростовского князя святого Константина Всеволодовича в ряде сражений (в частности, ходил походом к Ржеве, разорил Верхнее Поволжье), а также в битве на Липице против младших братьев князя Константина Всеволодовича – благоверного великого князя Владимирского Георгия (Юрия) и благоверного князя Ярослава (Феодора) Всеволодовичей. В 1217 г., после ухода Мстислава Мстиславича из Новгорода на юг, в Галич, произошел, видимо, раздел Торопецкой вотчины Мстиславичей, в ходе которого Владимир получил ее восточную часть с Ржевой, а его брат Давыд - западную с центром в Торопце. На этом летописные известия о Владимире Мстиславиче прекращаются. Вероятно, вскоре он умер. О княгине Агриппине известно еще меньше: в редких упоминаниях о ней в летописях говорится, что она была добродетельна и милосердна, была верной помощницей и подругой своему супругу. Мощи князя Владимира и княгини Агриппины в XVII - 1-й пол. XVIII в. почивали под спудом в Успенском соборе в Ржеве, над ними была устроена деревянная резная позолоченная гробница и сень с иконостасом, возведенная в 1716 г. на средства Л. И. Челищева. На гробнице находилась икона с изображением святых князей - вклад ржевского воеводы стольника С. Ф. Обернибесова. Трудно получить четкое представление о политике князя. Складывается, однако, впечатление, что Владимир Мстиславич был сторонником ограничения влияния владимиро-суздальских князей на северо-западе Руси, проводя в качестве псковского князя линию на самостоятельность от Новгорода путем союза с Ригой, которая позже привела к тому, что Ярослав, сын Владимира Мстиславича, после смерти отца принимал активное участие в захвате ливонцами Пскова (1240 г.), который он рассматривал как свою вотчину. Со 2-й половины XVI в. Ржева (Ржев) начинает именоваться Ржевой Володимеровой в отличие от расположенной северо-западнее Ржевы Пустой. Скорее всего, именно к этому времени относится начало местного почитания князей Владимира и Агриппины (оно, несомненно, подтверждается и тем, что сам город в честь князя назывался Ржев Володимиров). Следует сказать и о том, что святые Владимир и Агриппина повторили посмертную судьбу святой благоверной княгини Анны Кашинской – они были деканонизированы в XVIII в. Произошло это по следующей причине. В связи с розыском о церковных нестроениях в Ржеве (входившей в середине XVIII в. в Тверскую епархию), который был предпринят по указу императрицы Анны Иоанновны, Тверской и Кашинский архиепископ Митрофан (Слотвинский) в 1745 г. провел расследование о праздновании памяти князей Владимира и Агриппины. Результаты расследования нашли отражение в «Акте освидетельствования могилы князя Владимира и княгини Агриппины»: «1745 года Сентября 9 дня … в оном городе Ржеве Володимирове, в соборной церкви Успения Пресвятой Богородицы явилась на правой стороне от дверей с приходу под церковным полом от земли выведена гробница на четырех столбах простых аршин в три и обита тесом до полу, а сверх пола сделана гробница же другая, резная вызолоченная, а сверх той гробницы большая положена цка (доска), на которой написаны образы князя Владимира и княгини Агриппины. На оном образе подписано так: «в сей соборной церкви Успения Пресвятыя Богородицы образ благовернаго князя Владимира и благоверной княгини Агриппины радушием стольника князя Сергия Феодоровича Абирнибесова, а в то время в сем городе был он воеводою, от своего подаяния и собранием его ж и иных богомольцев». А на гробнице подписано тако: «в 1716 году, будучи во Ржеве Володимирове лантратом, Лука Иванов сын Челищев в соборной церкви Успения Пресвятыя Богородицы построил сей иконостас благоверному князю Владимиру и благоверной княгине Агриппине по обещанию своему на память себе и жене своей и детем», на четырех столбах, резных же и вызолоченных...» …как в той соборной церкви, так и во всех во Ржеве церквах, в церковнослужениях на ектениях междо воспоминанием святых и оных князя Владимера и княгиню Агрипену вспоминали святыми же и благоверными и отправляли им молебны и празднество на день святого и равноапостольнаго великаго князя Владимера Киевского, по службе святых благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромских, а с которого года и кем и с чего то воспоминание и празднество начато и подлинно ль под тою гробницею мощи их имеются и чудеса и исцелении какие от них кому были ль, по следствию не сыскалось… по раскопании… никаких мощей не сыскано, а явились токмо оных князя и княгини два гроба дубовые и в них голые истлелыя и иструпелыя кости, которыя паки на том же месте зарыты, и имеющейся над гробницею образ их взят в Консисторию и между святыми в церквах оных князя и княгиню воспоминать и никакого торжества и молебствия им отправлять запрещено» … «и где в церквах и в домех имеются оных князя и княгини образа, велено по силе Духовного Регламента отобрать». Таким образом, после подобного отчета, гробницы над могилой были уничтожены, а икона, увезенная с гробницы, позднее находилась в Тверском музее. Архиерей запретил церковное празднование князей Владимира и Агриппины. Но, по-видимому, почитание святых князей все же сохранялось в Ржеве, несмотря на деканонизацию, святые князья были любимы ржевцами. В подтверждении этого упомянем о том, что во Ржеве долгое время существовала легенда о сохранении города в Смутное время от литовцев благодаря заступничеству благоверного князя Владимира. Легенда гласит, что благоверный князь верхом на коне, словно из-под земли, вырастал перед литовскими войсками, и они в смятении отступали, когда он взмахивал большим белым платом. Каждую ночь благоверный князь Владимир обходил городские стены, как бы сторожа Ржев. И каждый вечер к его могиле жители города ставили новые сапоги, которые наутро оказывались совершенно стоптанными и изношенными, словно ими пользовались не один месяц. Но однажды ржевцы пожалели новые сапоги и сделали набойки на старые. Утром обувь оказалась нетронутой, и, хотя жители города поспешили исправить свою вину и поставили к гробнице новые сапоги, благоверный князь Владимир более не обходил город... Известен также список службы Владимиру и Агриппине 50-60-х гг. XIX в.; текст этот копирует службу благоверным князьям Петру и Февронии Муромским. Святые князья Владимир и Агриппина почитались также в старообрядческой среде. В начале XX в. по Владимиру и Агриппине во Ржеве еще служились панихиды, однако архиепископ Димитрий (Самбикин) уже тогда включил их имена в «Алфавитный указатель местночтимых святых Тверского края». Православные жители Тверской земли продолжали почитать память святых князя Владимира и княгини Агриппины. В 1979 г. они были по благословению Святейшего Патриарха Пимена и по инициативе Калининского и Кашинского архиепископа Алексия (Коноплёва) включены в Собор Тверских святых (переходящее празднование в 1-ю неделю после дня памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла). |