Святые благоверные князья Анна Кашинская "Рассказы о святых. Св. вл. кн. Михаил Тверской" смотреть... "Житие св. вл. кн. Михаила Тверского" слушать... Часть1 Часть2 "Закон Божий. Св. блгв. кн. Анна Кашинская" смотреть... "Житие св. кн. Анны Кашинской" слушать... Судьба этой супружеской пары в чем-то схожа с судьбами многих других княжеских семейных пар, живших на Руси в XII-XIII вв. Это горестная судьба истинно православных людей, живших и страдавших во время татаро-монгольского нашествия... И многие из них пострадали именно за веру Православную, отдали за нее свои жизни, до конца исполнив завет Господа «...нет больше той любви, аще кто положит душу свою за други своя» (Ин., 15. 13.). Многие предки княгини Анны мученически погибли в Орде. Её прадед – Василий Ростовский – был изрублен мечами за то, что отказался служить неприятелю. Её дед, Борис Васильевич, прозванный на Руси «печальником Земли Русской», будучи еще ребёнком, стал свидетелем мученической кончины своего отца, и, начиная с четырнадцатилетнего возраста, почти всю свою жизнь провел в Орде заложником. Его сын, Димитрий Борисович, и стал отцом Анны. В Кашине, в доме проживавшего там ростовского князя Димитрия и родилась в 1278 г. княжна Анна. Наверное, только годы, проведенные в отчем доме, и были счастливыми в ее жизни, а потом – постоянная тревога за жизнь мужа и сыновей. Воспитывал Анну в строгости и благочестии епископ Игнатий. Как и все княжеские дочери, Анна была обучена грамоте, научена всем видам рукоделия, а когда подросла, слава о ее уме, скромности и красоте распространилась и в других княжествах и дошла до матери Тверского князя Михаила Ярославича, Ксении. (Кстати, и княгиня Ксения, и ее муж князь Ярослав также были канонизированы РПЦ). Она направила к ростовскому князю посланца с такой просьбой: «Есть бо у тя дщерь едина, зело добродетельна, премудра же и прекрасна, сию желаю видети в супружестве сыну моему в жену; возлюбив бо ю добронравия ея ради». Так мудрая княгиня сосватала юную Анну за своего сына Михаила. Предки князя Михаила также пострадали от татаро-монгол, как и родные Анны. (Возвращаясь из Орды, умер его отец князь Ярослав Ярославич Владимирский, Тверской. Его многочисленные дяди – великие русские кнзья – долгие годы воевали с ордынцами, которые убивали или брали в заложники их жен и детей). Но вернемся к Михаилу. Великий князь Тверской, сын Ярослава III, внук Ярослава II Всеволодовича, родился в 1272 г., вскоре после смерти отца, святого князя Ярослава Ярославича Владимирского, Тверского. Мать его, святая Ксения Тверская, была второй женой князя. Михаил впоследствии княжил в Твери и, не будучи еще великим князем, первым утвердил независимость своей вотчины. Княгиня Ксения была любящей и заботливой матерью, недаром летописцы отмечают огромную любовь и послушание к ней Михаила до самой ее смерти. Изучая воспитание благоверного князя Михаила Ярославича Тверского по его житию, ясно видишь те духовно-нравственные ориентиры и ценности, которые старалась передать своему сыну его мать. Воспитание выстраивалось вокруг чтения святых книг и постижения скрытой в них премудрости. Стержнем воспитания было наставление в доброте, нищелюбии, страхе Божием, почитании людей духовного звания. Вне всякого сомнения, именно мать приучила Михаила часами читать Псалтирь (забегая вперед, скажем, что, согласно Летописи, именно с этой книгой в руках встретил Михаил в Орде свою смерть). Но наука любви к Богу и смирения перед Ним явно была не единственной, преподанной заботливой матерью своему единственному сыну. В жилах Михаила текла частица новгородской непокорной крови, и мать, как настоящая новгородка, взлелеяла в своем сыне гордый и пылкий нрав. Она вдохнула в него высокие нравственные устои своего родного Вольного Новгорода. Она научила сына "книгам и всякой премудрости", передала ему и "чисто новгородскую черту – склонность хранить и защищать свои законные права, убежденность в том, что законное право – неотъемлемо". Мы уже говорили, что, провидя судьбу сына, которому предстояло пойти по стопам своего отца, в наставники и учителя отроку Михаилу княгиня Ксения выбрала лучших и достойнейших мужчин своего княжества: пасынка князя Святослава, епископа Симеона – одного из мудрейших людей своего времени, и знатных тверских бояр. Воспитание юного Михаила заключалось, прежде всего, в постоянном наставлении в доброте, бескорыстии, страхе Божием и ответственности за свой народ. Мнение матери было очень важно для Михаила, и он с радостью женился на той невесте, которую она ему выбрала. Скажем здесь же несколько слов о судьбе благоверной княгини Ксении – ведь не будет ошибкой посчитать, что святые супруги – Михаил Тверской и Анна Кашинская – взросли под ее заботливым попечением. Вскоре после свадьбы сына Ксения Юрьевна постриглась в монахини под именем Мария. Умерла она в 1312 г. в Софийском монастыре, по счастью, не дожив до смерти своего горячо любимого единственного сына. Однако вернемся к нашим героям. Венчание князя Михаила с шестнадцатилетней княжной Анной состоялось 8 ноября 1294 г. в Преображенском соборе г. Твери. Свадьбу праздновали широко – как в Кашине, так и в Твери. В Кашине воздвигли по этому случаю Михайловский храм в честь Архангела Михаила, небесного покровителя молодого супруга, и триумфальные Михайловские ворота в Кремле. Летописи говорят о женитьбе князя Михаила и Анны так: «и бысть радость велия в Твери». Но с самого начала семейной жизни уготовано было супругам немало испытаний… Свадьбу отпраздновали осенью 1294 г., а весной, на 6-й неделе по Пасхе погорел «град Тверь весь». (Никоновская летопись 1925 г.). Через три года – новая беда: в ночь на Фомину неделю загорелся княжий двор: «И сгоре двор князя Михаила весь. Божией милостью пробудися сам князь Михаиле и выкинуся с княгинею своею в окно, а сени полны княжат и боярченков спяще и много сторожей, и никто же не слыша,.. се же чудо бысть, како Бог заступи князя». (Полное собрание русских летописей. т.VII. Воскресенская летопись, с. 182.; т. Х Никоновская летопись, с.173.). В тот же год была великая засуха, и горели «леса и боры, и болота, и мхи, и поля... и бысть нужа велия и бысть мор на скот». (ПСРЛ Никоновская летопись, т. Х. с. 172.). В 1299 г. у великой княгини родилась дочь Феодора, которая скончалась во младенчестве; в 1300 г. – сын Димитрий, в 1301 г. – Александр, в 1306 г. – Константин, а в 1309 г. – Василий. Княгиня сама занималась воспитанием и образованием детей. Ее личный пример научил их истинно христианской жизни. Дети участвовали в благотворениях и молитвах матери, всегда ходили в храм на богослужение. В 1304 г. скончался великий князь Андрей, и Владимирское великое княжение досталось Михаилу Тверскому, оказавшемуся теперь старшим. Но лишь только князь Михаил съездил к хану за ярлыком, как с притязаниями на великое княжение выступил племянник Михаила Юрий, сын покойного Московского князя Даниила. Так началась борьба Москвы с Тверью, которая будет тянуться более полутора веков. Эта жестокая борьба приводила к непрерывным разорениям Тверского княжества татарами, которых призывал в помощь себе князь Юрий. Это был, по выражению историков и летописцев, «век плача Руси, терзаемой врагами и разоряемой братоубийственной враждой». В 1313 г. хан Узбек, а вслед за ним и вся Орда приняли ислам, и эпоха веротерпимости кончилась. Положение Тверского княжества стало еще более тяжелым после женитьбы Московского князя Юрия на сестре хана Узбека Кончаке. В 1317 г. муж Анны, князь Михаил, не желая ссор и разногласий в семье, уступает племяннику великое княжение: «Брате! аще дал тебе царь великое княжение, то и аз отступаюся тебе, княжи на великом княжении, а в мою отчину не вступайся». Но не таков был Юрий, чтобы уступить, ему хотелось добить родственника. Собрав большую рать, он вторгся в тверскую землю и в течение трех месяцев опустошал ее. Тогда Михаил, не выдержав, вышел навстречу врагу. В 40 верстах от Твери Юрий был разбит и бежал, бросив рать. Михаил захватил в плен князей и бояр союзных войск, а также супругу Юрия Кончаку, освободил полоны и вступил в переговоры с татарами. Казалось бы, должен был восстановиться мир, но неожиданно в Твери скоропостижно скончалась Кончака. Юрий сразу же отправился в Орду с доносом на князя Михаила, якобы отравившего сестру хана. Хан разгневался на Михаила и приказал уморить голодом его сына Константина, бывшего заложником в Орде. Но приближенные советовали: «сына уморим, отец не явится». Решили послать в Тверь войско. Тверскому княжеству грозило страшное разорение, и Михаил решил отправиться в Орду лично, чтобы спасти город и его жителей. Зная, что супруг отправляется на верную смерть, княгиня Анна все же благословляет его в этот путь. Летописи сохранили слова, сказанные княгиней при расставании: «Не бойся мучения, пребудь верен Господу до смерти... Молю тебя, господин мой, когда предстанешь перед нечестивым царем, как добрый воин Христов, и когда предадут тебя злокозненным мукам, не бойся грядущих на тебя зол, да не устрашит тебя ни огонь, ни колеса, ни меч, ни сечиво, но будь терпелив, пойдя на него добровольно... Возлюби, господин мой, Единого Господа Иисуса Христа…, тогда и я буду блаженна тебе ради во всех российских женах...». Слова Анны оказались пророческими… Великая княгиня провожала своего супруга до реки Нерли. На месте их расставания была поставлена часовня, которую народ назвал «святой часовней»; сюда ежегодно в праздник Вознесения Господня с незапамятных времен совершался крестный ход; в ней находилась фреска со сценой прощания князя Михаила с супругой. После проводов Анна с младшим сыном Василием вернулась в Тверь. Старшие же сыновья Дмитрий и Александр, бояре и духовенство провожали князя до Владимира. Здесь всех их и застало страшное известие – о гневе Узбека, клевете Юрия и решении хана о том, что, если через месяц князь Михаил в Орду не явится, будут разгромлены все Тверские города. Бояре уговаривали князя не ездить в Орду, а послать еще одного из сыновей. Просили о том же и дети. Но Михаил понимал, что хану нужен он сам: «Моей головы ищет... если куда-либо уклонюсь, отечество мое будет пленено, и христиане погибнут, мне же после не миновать смерти, не лучше ли ныне положить душу свою за многие души...». Он написал завещание, распорядился о наследстве и отослал сыновей домой... В Орде князь Михаил, после долгих пыток и истязаний, был предан страшной, мучительной казни – ему, еще живому, разрезали грудь, вырвали сердце и бросили обнаженное и истерзанное тело… Позже останки Михаила привезли не в Тверь, а в Москву. Девять месяцев томилась Анна в полной неизвестности о судьбе мужа и сына: «Княгиня же с сыновьями не ведущи ничтоже сотворшагося, далече бо бе земля и не бе кому вести донести». (ПСРЛ, т.V. Софийская летопись, с. 215). Узнав об убийстве мужа, Анна долго умоляла Московского князя, чтобы тело супруга разрешили перевезти в Тверь и похоронить. В обмен за тело Михаила Юрий продиктовал княгине унизительнейшие условия договора. После его подписания тело князя Михаила привезли по Волге в Тверь, где выяснилось, что в пути оно не истлело и не издавало никакого запаха, хотя его везли и в жару, и в мороз, то на телеге, то в санях несколько месяцев. Почитание князя как святого мученика началось вскоре после его погребения в соборе Святого Спаса, но лишь в 1549 г. он был канонизирован. Анна испила горькую чашу клеветы, унижений и злобы татарской, став утешительницей народа в его горести и бедах. По кончине мужа скорби ее умножились, и, казалось, их невозможно пережить, не предавшись отчаянию. Однако она переносила невзгоды со смирением и покорностью воле Божией, была спокойна и не отчаивалась. В 1325 г. старший сын ее, великий князь Тверской Димитрий (прозванный в народе Димитрий Грозные Очи), встретил в Орде Московского князя Юрия – виновника смерти отца и многих бед народа его княжества, не сдержался и убил его. Татарский хан Узбек, в свою очередь, поиздевавшись над Димитрием, как ранее над его отцом, казнил молодого князя. А год спустя пришла новая беда: в Тверь прибыл с войском татарский посол Шевкал, двоюродный брат хана Узбека. Расположился он в княжеских хоромах, а княгине Анне с сыновьями и их семьями пришлось поселиться где-то в городе. Начались притеснения, грабежи, народ не выдержал, и за сто лет накопившиеся в народной душе ненависть, возмущение и отвращение к татарам выплеснулись наружу... Кровавым потоком затопило город. Целый день шла битва, к вечеру тверитяне все же одолели татар. Шевкал со свитой и остатками войска был сожжен заживо в княжеских хоромах. К утру на всей тверской земле не осталось в живых ни одного татарина. Для княжеской семьи оставалось одно – бежать. Князь Александр, получивший в 1326 г. великое княжение, бежал сначала в Новгород, а затем дальше – во Псков. Анна с сыновьями Константином и Василием скрывались неизвестно где. Той же осенью на Тверь двинулась огромная татарская рать в 50 000 воинов, московский князь Иван Калита и другие князья со своими полками. Вся тверская земля была опустошена огнем и мечом, жители истреблены или угнаны в плен. Такого погрома тверское княжество не испытывало никогда: ни до, ни после. Год спустя, в 1327 г. князья Константин и Василий вместе с матерью вернулись в Тверь: «И седоша в Твери в велицей нищете и убожестве, понеже вся земля тверская пуста и все бывше лесы и пустыни непроходимые, крамолы ради и лукавства и насилия татарского; и начата помалу собирать люди и утешать от великия скорби и печали и во святых церквах и монастырех паки начинашеся пение и служба божественная». Хан потребовал от всех русских князей доставить в Орду молодого князя Александра. Иван Калита собрал полки и двинулся к Пскову. Александр, убоявшись, убежал в Литву. Но через 10 лет он вернулся в Тверь и добровольно отправился к хану вместе с малолетним сыном Феодором. И снова пришлось провожать княгине Анне сына и внука на верную смерть… 29 мая 1329 г. по приказу хана оба князя – отец и сын – были казнены. В Твери, как и двадцать лет назад, когда привезли останки убитого князя Михаила Ярославича, собралось духовенство, княгиня Анна с семьей и толпы народа. Князья и бояре подняли гробы «на главы своя» и понесли в город в собор Спаса. «Мати же его (Анна), братья, княгиня его с детьми и весь город плакали о них горько и долго. И тако Тверское княжение до конца опустело...», - заключает летописец. В житии Михаила Тверского приведены слова княгини Анны над убиенным сыном и внуком: «Радость моя, сын Димитрий Грозные Очи, сын Александр, ненаглядный внук Феодор... точно земли не хватило в Твери, Кашине и остове, сложили вы свои правдивые, честные головы у злых татар! Не судил Господь: не мои руки закрывают глаза дорогих моих людей!»... После трагических событий 1339 г. наступило относительно мирное время правления Константина, третьего сына Анны. Хотя продлилось оно недолго: в 1346 г. он отправился в Орду, где и скончался… В княжение Константина Анна, перенесшая множество бед и скорбей, приняла монашество в Софийском Тверском монастыре с именем Евфросиния. Но еще до пострига, последние годы жизни в миру, княгиня Анна была настоящей утешительницей и религиозно-нравственной наставницей для своего семейного круга. К монашеству она была подготовлена всей предшествующей жизнью. Долгие годы мук и страданий воспитали ее в вере и благочестии, научили послушанию воле Божией и милосердию. Несокрушимое женское терпение – еще один дар, давший ей силу вынести все скорби и испытания. В годы вдовства она уже жила по-монашески, соблюдала строгий устав с его молитвенным правилом, постами, благотворила нищим, сиротам и вдовам, заступалась за беззащитных и обиженных. Около 1364 г. единственный оставшийся в живых сын княгини – Василий – упросил мать переселиться в Кашин – его удельное княжество, родину святой Анны. В Кашине специально для нее был построен Успенский монастырь, в котором она вскоре приняла схиму с прежним своим именем – Анна. Господь заранее открыл страдалице день ее кончины, которая произошла 2 октября 1368 г. Тело княгини было погребено в Успенском соборе монастыря. «Ничто Анну не отлучало от любви Божией, - заключает свое повествование составитель ее жития, - ни слава мира сего, ни красота века сего, ни честь, ни величество. Как с юности была, так и до конца...» Рассказывая о святой Анне Кашинской, следует упомянуть еще вот о чем. К сожалению, имя великой княгини было одно время забыто. В 1611 г. Кашин осадили поляки и литовцы. Несколько раз пытались они овладеть городом, но им это не удавалось. Жители видели явное Божие заступление, но не знали имени своего молитвенника и покровителя. Тогда преподобная Анна явилась в схимническом облачении тяжело больному пономарю Успенского собора Герасиму. Она назвала свое имя и повелела возвестить священнику собора, чтобы гроб ее почитали, чтобы над ним пред образом Спаса «свечи палили и литии пели», ибо она молит Господа и Божию Матерь об избавлении Кашина от врагов. После этого видения Герасим был исцелен, а город спасен от разорения. С тех пор начались многочисленные чудеса от гроба княгини Анны. Известия о них дошли до царя Алексея Михайловича и патриарха Никона, и на Московском соборе в 1649 г. Анна Кашинская была причислена к лику святых в чине преподобных. Открытие ее мощей совершилось 21 июля 1649 г. На торжествах присутствовал царь Алексей Михайлович. Когда открыли гроб преподобной, увидели, что правая рука ее сложена в благословляющем иерейском жесте на груди. В 1650 г. царь снова прибыл в Кашин, чтобы участвовать в торжествах перенесения мощей преподобной Анны из ветхого Успенского собора в Воскресенский собор. В тот же день на глазах у всех совершилось чудесное исцеление снохи кашинского губного старосты Скобеева. Тогда же установили праздновать память святой Анны дважды: 2 октября – в день кончины и 12 июля – в день перенесения мощей; была составлена служба преподобной. Царица и царевны вышили своими руками покров с изображением преподобной Анны и воздухи для богослужения. Царь повелел построить храм в честь преподобной Анны. Однако через 36 лет совершилось необычное, чуть ли не единственное в русской истории событие. У патриарха Иоакима и духовных властей возникли сомнения в святости преподобной Анны Кашинской. И в связи с этим в 1677 г. Патриарх утвердил указ о запрещении почитания святой. Гроб ее запечатали архиерейскими печатями, празднования отменили, запретили служить молебны, разрешив лишь петь панихиды по ней. В Москву были взяты иконы с изображением преподобной Анны и покров гробницы. Посвященная ей церковь была запечатана, а затем переименована в храм Всех Святых. Однако чудеса и знамения у гробницы преподобной Анны продолжались. Жители города чтили ее память, переписывали житие святой, писали иконы и чтили их как чудотворные. При Воскресенском соборе велась запись чудесных исцелений от мощей преподобной. Еще более усилилось почитание святой в XIX в.: ее заступничеством перед Господом город был спасен от эпидемии чумы в XVIII в., а в 1831 и в 1844 гг. – от холеры. А в 1812 г. Кашин по молитвам преподобной Анны был избавлен от разорения французами. В 1853 г. граждане Кашина ходатайствовали перед Синодом о восстановлении почитания небесной покровительницы города. Синод отклонил ходатайство. В 1860 г. кашинцы снова обращаются с той же просьбой к императору и снова получают отказ. Почитание святой продолжалось, как будто и не было соборов 1577-1578 гг. с их угрозами и прещениями. В 1902 г. ходатайство отклонили в третий раз. В 70-х годах XIX в., после видения княгини Анны настоятельнице Кашинского Сретенского монастыря Антонии (Мезенцевой) начинается усиленное переписывание и распространение жития преподобной Анны. Перед вступлением в брак, перед постригом, перед началом учебы, принимая важные решения, не говоря уже о бедах, болезнях и скорбях, верующий народ шел молиться ко гробу княгини Анны. Постоянно велась запись исцелений и других случаев благодатной помощи, подаваемой преподобной. Семь раз в течение XIX в. кашинцы направляли ходатайства о восстановлении почитания преподобной Анны; в них были описаны более 40 чудес, совершенных у гробницы. Препятствия к канонизации были устранены только после утверждения закона о старообрядцах (17 апреля 1905 г.), давшего им вероисповедную свободу и гражданские права. В мае 1908 г. в Кашине указом Тверского архиерея был создан комитет, который начал готовить все имеющиеся сведения об Анне. Кашинцы направили в Петербург депутацию с прошением на имя Государя о восстановлении почитания преподобной Анны. А 10 июля раздался призывной колокольный звон на всенародный молебен. В притворе Воскресенского собора расставили столы с листами для подписи прошения. В городе без всяких распоряжений и официальных оповещений закрылись все лавки и учреждения, и кашинцы устремились в собор. После молебна начали подписывать прошение. Любовь и преданность своей покровительнице, которые церковная и государственная власть более 200 лет старалась сдержать и подавить, проявились в этот день как никогда. Осенью депутация кашинцев была принята Государем в Царском Селе, и на следующий день, после доклада архиепископа Тверского и Кашинского Алексия, Синод вынес определение: почитание благоверной княгини Анны восстановить, испросивши согласия Государя. 7 ноября 1908 г. Государь утвердил определение Синода. И в апреле Синод обнародовал официальное «Послание к чадам Православной Русской Церкви о восстановлении почитания святой благоверной княгини Анны» и назначил день празднования – 12 июня. Безмерно было ликование кашинцев. При колокольном звоне всех храмов города у мощей преподобной Анны служили благодарственный молебен. В июне назначили торжества по случаю канонизации преподобной. Около 100 тысяч (это в восьмитысячном Кашине!) богомольцев прибыло в город. Приехали не только православные, но и единоверцы, старообрядцы белокриницкой иерархии и беспоповцы. Было много гостей, начальствующих, прибыла великая княгиня Елизавета Федоровна, которая уже тогда своим обличьем напоминала древнерусскую «благоверную княгиню». Со всех концов прибывали в Кашин крестные ходы. Десятки тысяч богомольцев шли в зной и дождь с пением церковных песнопений, неся тяжелые хоругви, кресты, иконы, подарки. Первый крестный ход прибыл в Кашин 10 июня вечером – из Красного Холма, за ним – Бежецкий. Наконец, 12 июня прибыл грандиозный Тверской Крестный ход, к которому присоединились Кимры, Осташков, Клин, Арзамас. Гостей встретили и провели в собор на последнюю из панихид, которую в эти дни служили у гробницы преподобной круглосуточно. После полудня, в тот же день, в собор понесли больных, слепых, калек, расслабленных, бесноватых. У гробницы совершались чудеса. Весть о каждом исцелении мгновенно облетала город. Вечером совершили торжественное всенародное бдение в соборе и на площади. Вся площадь была занята народом. На паперть Воскресенского собора вышел великий архидиакон Московского Успенского собора Константин Розов, обладатель изумительного баса, и прочел на всю площадь «Послание…» о восстановлении почитания преподобной Анны. После этого тысячи голосов запели тропарь «Днесь восхваляем тя, преподобная мати, великая княгиня Анно...», который было запрещено петь в течение двух столетий. Всю ночь народ подходил прикладываться к мощам преподобной. Никому не хотелось расходиться. Горело множество свечей, паломники пели молитвы и духовные стихи. Великая княгиня Елизавета Феодоровна ночью пришла со своей горничной в собор из Сретенского монастыря и долго молилась у гробницы, а затем беседовала с богомольцами. Утром служили Божественную Литургию в Успенском соборе. Архиепископская кафедра стояла у входа в храм, огромный хор также пел у входа в храм, и многие стоящие на площади подпевали. По словам очевидцев, было впечатление, что Успенский собор, алтарь, площадь – это наполненный народом храм Божий, без стен, без окон и дверей, покрытый куполом неба. По окончании Божественной Литургии отслужили молебен. Мощи обнесли вокруг храмов, после чего гробницу положили в позолоченную раку, где она изначально и стояла. Митрополит Московский Владимир прочитал коленопреклоненную молитву преподобной Анне. Таким было возвращение преподобной Анны Кашинской в лик святых русских жен… И ныне мощи преподобной великой княгини Анны Кашинской пребывают открыто для поклонения в ее родном городе Кашине. Все так же лежит она в гробнице со сложенной для благословения правой рукой. В заключение хотелось бы сказать еще о том, что на Родине св. Анны – в г. Кашине Тверской области – постановлением Законодательного Собрания Тверской области в 2003 г. был учрежден Почетный знак Губернатора Тверской области «За благотворительность. Великая княгиня Анна Кашинская». Этим знаком Губернатора Тверской области награждаются лица «за осуществление благотворительной деятельности, направленной на социальную поддержку и защиту граждан, на содействие деятельности в сфере образования, здравоохранения, науки, культуры, искусства, просвещения, физической культуры и спорта, духовного развития личности, а также на охрану и должное содержание зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культурное или природоохранное значение и иные благотворительные цели» |