Святые благоверные князья Димитрий и Мария Заозерские, Вологодские, и их сын преподобный Иоасаф Каменский, Спасокубенский Димитрий Васильевич, прозвищем Меньшой, был удельным князьем Заозерским. Жил он в промежутке между 1380 и 1440 гг. в г. Устюг.Основные сведения о князе сохранились в Типографской и Ермолинской летописях, Житиях преподобных Дионисия Глушицкого, Александра Куштского и Иоасафа Каменского. Димитрий был четвёртым сыном владетельного ярославского князя Василия Васильевича, XVII колено от Рюрика, и отцом преподобного Иоасафа Каменского. По смерти отца (между 1380 и 1410 гг.) он получил во владение Заозерье — область за озёрами Белое, Кубенское, Воже и Лача по реке Кубена. Заозерское княжество представляло мир сёл и деревень и не имело жилого места, которое можно было бы назвать городом в тогдашнем экономическом и административном смысле этого слова. Согласно житию преподобного Иоасафа Каменского, княжеский двор князя Димитрия стоял в селе Устье на реке Кубене при впадении её с юго-востока в Кубенское озеро; подле был храм святого великомученика Димитрия Солунского, вероятно, князем же и построенный в честь своего небесного покровителя; в стороне от княжеского двора «весь» Чиркова, которая вместе с ним служила приходом этого храма: «весь же зовома Чиркова к нему прихожате». По-видимому, в 90-е гг. XIV в. установились связи князя Димитрия со Спасо-Каменным в честь Преображения Господня монастырем на Кубенском озере, главными ктиторами которого в те времена выступали ярославские князья, и с игуменом обители святым Дионисием Греком (1389-1418). Князь Димитрий, известный своим благочестием, активно поддерживал деятельность монастырских иноков по созданию новых обителей на его землях. В 1400 г. Димитрий Васильевич дал разрешение преподобному Дионисию на создание Глушицкого в честь Покрова Пресвятой Богородицы монастыря на Кубенском озере, прислал своих людей для помощи в строительстве – расчистки земли и постройки келий. Князь, а особенно жена его, княгиня Мария, вместе с его братом Семёном, князем Новленским, помогли также в период между 1418 и 1425 гг. преподобному Александру Куштскому основать Успенский монастырь на реке Куште, дав «потребная» и снабжая продовольствием. Обе обители получили от князя богатые вклады: сёла, деревни и земельные угодья, а также книги (в частности, Евангелие-апракос) и иконы. Позднее княгиня Мария часто посылала инокам монастыря продовольствие. (Позже, когда княгиня Мария тяжело заболела, она попросила преподобного Александра молиться о ее выздоровлении, но тот, не обнадеживая Марию, откровенно ответил, что болезнь ее смертельна, и советовал ей по-христиански приготовиться к смерти). В 1400-1420-х гг. Димитрий Васильевич в числе других ярославских князей принимал участие на стороне великого князя Василия I в ряде войн с Великим княжеством Литовским и нижегородско-суздальскими князьями. В 1435 г. князь Димитрий, союзный с князем Димитрием Шемякой, а значит, в то время и с Василием II, хотел помешать князю Василию Косому попасть в Новгород через Заозерье. Но Василий Косой разбил около села Устья войско во главе с сыном Димитрия Фёдором, который спасся бегством. «…Много же людей заозерян на том бою избьено бысть», — отметил летописец. После Василий взял в плен на Волочке княгиню Марью, с дочерью и со снохами, а также «имение его все взяв». Зимой 1436 г. Димитрий Васильевич выдал единственную дочь свою, княжну Софью, за князя Димитрия Юрьевича Шемяку. В договоре, заключённом 13 июня 1436 г., Шемяка добивался от Василия II помощи в возвращении захваченного в Заозерье Василием Косым «приданого», выделенного ему Димитрием Васильевичем по своему завещанию («душевной грамоте») — очевидно, к этому времени Заозерский князь уже был мёртв. Существует 2 версии его гибели. Согласно Ростовскому соборному синодику 1642 г., Дмитрий Васильевич был убит в Устюге, возможно, весной 1436 г., когда Василий Косой в очередной раз захватил Устюг и казнил сторонников Василия II. Согласно поздним спискам Жития Иоасафа Каменского (сына князя Василия и княгини Марии, Андрея в миру), Димитрий Васильевич был убит в Ярославле казанскими татарами, там же и похоронен. У Димитрия Васильевича и Марии было много детей: дочь Софья, сыновья: Фёдор, удельный князь Заозерский (умер бездетным); Семён, ставший через брак с Марией, дочерью князя Ивана Димитриевича Дея, князем Кубенским, родоначальник династии князей Кубенских; Андрей, канонизированный РПЦ как преподобный Иоасаф Каменский. Из-за родства с поверженным Димитрием Шемякой в 1447 г. Фёдор Димитриевич был лишён Заозерья, которое Великий князь Московский Василий II Тёмный разделил между верейским князем Михаилом Андреевичем и можайским князем Иваном Андреевичем; а Семён Дмитриевич — Кубены. Князь Димитрий и княгиня Мария почитались на Руси издавна особенно как родители своего сына Андрея (преподобного Иоасафа Каменского, Спасокубенского), житие которого упоминает об их благочестии и милосердии, влиянии на образование и воспитание сына. Имя Димитрия Васильевича было внесено в синодики ряда ростово-ярославских и вологодских церквей и монастырей, память местно чтилась в день его тезоименитства — 26 октября. Канонизированы супруги (включены в Собор Вологодских святых) были Вологодским епископом Иннокентием (Борисовым) в 1841 г. Расскажем немного и об их сыне Андрее – преподобном Иоасафе Каменском, Спасокубенском. Преподобный Иоасаф знаменит не только по своему высокому княжескому происхождению, но главное – по высоте своих добродетелей и равноапостольной жизни. Только пять лет продолжались его иноческие подвиги, да и вся его жизнь была так непродолжительна, что он не достиг даже зрелого возраста. Мы уже писали о том, что во время нападения на Заозерье Василия Косого, когда князь Димитрий с дружиной защищал свои земли, княгиня Мария осталась с детьми одна. Благочестивая женщина встретила разразившееся над ней бедствие с совершенной преданностью воле Божьей и с истинно христианским терпением, и всё внимание уделяла воспитанию малолетних детей своих. Менее всех детей удалось воспользоваться заботами матери младшему сыну Андрею. Он остался после отца грудным младенцем, а во время кончины матери находился ещё в детском возрасте. Юный Андрей остался круглым сиротой, но бодрствовал над ним Промысл Божий. Он вёл своего избранника к предназначенной ему цели, невидимо руководя всеми обстоятельствами и переменами в его жизни. Находя отраду и утешение в чтении священных книг, он стал удаляться от общества и чувствовать отвращение к мирской жизни. В то время, когда князь Андрей решил удалиться от мира и посвятить себя иноческой жизни, неподалеку от места его жительства были уже монастыри Глушицкий и Куштский, построенные при содействии его родителей и на земле, им принадлежащей. Но лучшим убежищем для молодого князя, желавшего порвать все связи с миром, представлялся древний Спасо-Каменный монастырь, отделённый от мира волнами бурного озера и славившийся строгостью устава и добродетельной жизнью своего игумена Кассиана, старца опытного и прозорливого. Поэтому юноша отправился туда и стал просить игумена о принятии его в монастырь и о пострижении в иноческий чин. Игумен Кассиан не только принял его в монастырь, но и сократил для него урочное время монастырского искуса. После многих бесед и назиданий в продолжение нескольких дней игумен облек Андрея в иночество, назвав его при пострижении Иоасафом, и поручил его руководству духовного старца Григория. Четыре года провёл преподобный Иоасаф в Спасо-Каменном монастыре в подвигах иноческих, не выходя из кельи далее церкви и трапезы. По мере того, как он усиливал свои труды, очищалась его душа, сердце его всё более и более возгоралось любовью к Богу, так что молитва стала для него уже не долгом, а необходимой потребностью души. В последний год своей жизни он вкушал пищу 1 раз в неделю – в воскресный день, после приобщения Святых Христовых Таин, всю неделю пребывая в строгом посте. Блаженный Иоасаф как бы предчувствовал, что ему недолго остаётся жить на земле, торопился делать добро и спешил вместить в себе все добродетели. К концу пятого года пребывания в монастыре юноша сильно ослаб здоровьем и не мог даже сам выходить из кельи. По всему видно было, что жизнь в нём догорала, и дни его уже были сочтены. Но и теперь, при самых сильных страданиях, не стоны и жалобы, а молитвы и слова благодарения Богу слышались из уст его. Преставился ко Господу святой 10 сентября 1453 г. Услышав о преставлении преподобного Иоасафа, множество народа собралось в монастырь к его погребению, и многие больные тогда же получили исцеление от прикосновения к его гробу. С того времени от нетленных мощей его, как от неисчерпаемого источника, потекли благодатные чудеса и исцеления всем, с верою к нему пришедшим. В 1650 г., по благословению Маркелла, архиепископа Вологодского и Великоустюжского, устроена была гробница в каменной Преображенской церкви у южных врат возле стены, в которую перенесены были из-под престола мощи преподобного Иоасафа. После пожара 24 июля 1774 г., когда Каменный монастырь был закрыт, а братство переведено в вологодский Духов монастырь, названный с этого времени Спасо-Каменным, сюда же были перенесены и мощи преподобного Иоасафа, спасённые от пламени. В настоящее время ковчег с мощами преподобного находится в кафедральном соборе в честь Рождества Пресвятой Богородицы в Вологде. |