Святые праведные Иоаким и Анна, родители Таким образом, Иоаким и Анна, происходя из знатного рода, поучались в законе Господнем и были праведны перед Богом. Имея богатство вещественное, они были богаты и духовно. Украшенные всеми добродетелями, они беспорочно соблюдали все заповеди закона Божьего. На каждый праздник благочестивые супруги отделяли от своего имущества две части: одну отдавали на церковные потребности, а другую раздавали нищим. Своею праведною жизнью Иоаким и Анна так угодили Богу, что Он сподобил их быть родителями Пресвятой Девы Марии, Матери Господа нашего Иисуса Христа. Из этого одного уже видно, что их жизнь была свята, богоугодна и чиста, так как у них родилась Дочь, Святейшая всех святых, угодившая Богу больше всех и херувимов честнейшая. В то время на земле не было более угодных Богу людей, нежели Иоаким и Анна, по непорочной их жизни. Хотя в то время можно было найти многих, живущих праведно и угождающих Богу, но эти двое превзошли всех своими добродетелями и явились перед Богом самыми достойными того, чтобы от них родилась Божия Матерь. Такая милость не была бы дарована им Богом, если бы они действительно не превосходили всех праведностью и святостью. Но как Сам Господь имел воплотиться от Пресвятой и Пречистой Матери, так подобало и Матери Божией произойти от святых и чистых родителей. Подобно тому как земные цари имеют свои порфиры, сделанные не из простой материи, а из златом тканной, так и Небесный Царь восхотел иметь Пречистою Своею Матерью, в плоть Которой, как в царскую порфиру, Ему должно было облечься, рожденную не от обыкновенных невоздержных родителей, как бы из простой материи, но от целомудренных и святых, как бы из материи, золотом тканной. Прообразом этого служила ветхозаветная скиния, которую Бог велел Моисею сделать из дорогой материи (Исх. 27:16). Скиния эта прообразовала Деву Марию, вселившись в Которую, Бог должен был пожить с людьми, как написано: «се, скиния Бога с человеком, и Он будет обитать с ними» (Откр. 21:3). Но эти святые супруги, по Божиему промышлению, долгое время были бездетны. Они пятьдесят лет жили в супружестве и не имели детей. Все это было для того, чтобы в самом зачатии и рождении такой дочери была явлена и сила Божьей благодати, и честь рожденной, и достоинство родителей. Ведь неплодной и состарившейся женщине родить иначе невозможно, как только по силе благодати Божьей. В таком случае действует уже не природа, но Бог, побеждающий законы природы и уничтожающий узы неплодия. Родиться от неплодных и престарелых родителей — большая честь и для самой рожденной, потому что Она рождается тогда не от невоздержных родителей, но от воздержных и престарелых, каковыми были Иоаким и Анна. Наконец, через таковое рождение открывается достоинство и самих родителей, так как они после долгого бесплодства родили радость всему миру. Этого достоинства они достигли не сразу, но только усердным постом, воздержанием и молитвами, в душевной горести и сердечной скорби умолили о сем Бога: и скорбь их обратилась в радость. Иоаким и Анна долгое время скорбели и плакали, что у них нет детей, и терпели поношение от людей. Однажды Иоаким в большой праздник приносил в Иерусалимском храме, как это было принято, дары в жертву Богу. Вместе с Иоакимом свои дары Богу приносили и все израильтяне. Бывший там в то время первосвященник Иссахар не захотел принять даров Иоакима, потому что он был бездетным. «Не должно, — говорил он, — принимать от тебя дары, потому что ты не имеешь детей, а значит, и благословения Божия. Наверное, у тебя есть какие-нибудь тайные грехи». Также и один еврей из колена Рувимова, вместе с прочими приносивший свои дары, укорял Иоакима, говоря: «Зачем ты хочешь прежде меня принести жертвы Богу? Разве ты не знаешь, что ты не достоин приносить дары вместе с нами, ибо ты не имеешь потомства в Израиле?» Укоры эти очень опечалили Иоакима. Он в сильной скорби ушел из храма, посрамленным и униженным. Праздник для него обратился в печаль, а праздничная радость сменилась скорбью. Глубоко скорбя, он не стал возвращаться домой, а ушел в пустыню к пастухам, пасшим его стада. Здесь он плакал о своем бесчадии, о поношении и укорах, сделанных ему. Вспомнив про Авраама, праотца своего, которому уже в преклонном возрасте Бог даровал сына, Иоаким стал усердно молить Господа, чтобы Он и его сподобил такого же благоволения. Иоаким взывал к Богу, чтобы Он услышал его молитву, помиловал и отнял от него поношение со стороны людей, даровав в старости плод его супружеству, как некогда Аврааму. — Да буду я, — молился он, — иметь возможность именоваться отцом ребенка, а не бездетным и отверженным от Бога терпеть укоры от людей! К этой молитве Иоаким присоединил пост и сорок дней не вкушал хлеба. — Не буду есть, — говорил он, — и в дом свой не возвращусь. Пусть слезы мои будут мне пищею, а пустыня эта домом до тех пор, пока не услышит и не отнимет от меня поношение Господь Бог Израилев. Точно так же и жена его, будучи дома и узнав, что первосвященник не хотел принять их дары, укоряя в неплодстве, из-за чего муж ее в великой скорби удалился в пустыню, плакала неутешными слезами. — Теперь, — говорила она, — я несчастнее всех: Богом отвержена, у людей в поношении и мужем оставлена! О чем плакать теперь: о вдовстве ли своем или о бесчадии, о сиротстве своем или о том, что не удостоилась называться матерью?! Так горько плакала она все те дни. Рабыня Анны, по имени Юдифь, старалась ее утешить, но не могла: ибо кто может утешить ту, печаль которой глубока, как море? Однажды Анна, печальная, пошла в свой сад, села под лавровым деревом, вздохнула из глубины сердца и, возведя свои глаза, полные слез, к небу, увидала на дереве птичье гнездо с маленькими птенцами. Зрелище это причинило ей еще большую скорбь, и она с плачем начала взывать: — Горе мне, бездетной! Должно быть, я самая грешная среди всех дочерей Израилевых, что одна пред всеми женами так унижена. Все носят плод своего чрева на своих руках, все утешаются своими детьми, а я одна чужда этой радости. Горе мне! Дары всех принимаются в храме Божием, и за чадородие им оказывают уважение, я же одна отвержена от храма Господа моего. Горе мне! Кому я уподоблюсь? Ни птицам небесным, ни зверям земным: ибо и те приносят тебе, Господи, плод свой, я же одна неплодная. Даже с землей я не могу сравнить себя, потому что она прозябает и выращивает семена и, принося плоды, благословляет Тебя, Небесного Отца. Увы мне, Господи, Господи! Я одна, грешная, лишена потомства. Ты, Который даровал некогда Сарре в глубокой старости сына Исаака (Быт 21,1:8), Ты, Который отверз утробу Анны, матери пророка Самуила (1 Цар. 1: 20), призри ныне на меня и услышь молитвы мои. Господи! Ты знаешь поношение бездетства, прекрати печаль сердца моего и отверзи мою утробу и меня, неплодную, соделай плодоносною, дабы рожденное мною мы принесли Тебе в дар, благословляя, воспевая и прославляя Твое милосердие. Когда Анна с плачем и рыданием так восклицала, явился ей Ангел Господень и сказал: — Анна! Услышана твоя молитва, слезы твои дошли до Бога. Ты зачнешь и родишь Дочь Преблагословенную. Через Нее получат благословение все племена земные, и будет даровано всему миру спасение. Имя ей будет Мария. Услышав ангельские слова, Анна поклонилась Богу и сказала: — Жив Господь Бог! Если родится у меня дитя, я отдам его на служение Богу. Пусть оно служит Ему и прославляет святое имя Божье день и ночь во все время своей жизни. После этого, исполнившись неизреченной радости, святая Анна быстро пошла в Иерусалим, чтобы там воздать благодарение Богу за Его милостивое посещение. В то же самое время Ангел явился и Иоакиму в пустыне и сказал: — Иоаким! Услышал Бог молитву твою и благоволит даровать тебе благодать Свою: жена твоя Анна зачнет и родит тебе Дочь, рождение которой будет радостью для всего мира. Вот тебе знамение, что я благовествую тебе истину: иди в Иерусалим к храму Божию и там, у золотых ворот, найдешь свою супругу Анну, которой я возвестил то же самое. Иоаким, удивленный таким ангельским благовестием, славословя Бога и благодаря Его сердцем и устами за великое милосердие, с радостью и весельем поспешно отправился в Иерусалимский храм. Там, как и возвестил ему Ангел, он нашел у золотых ворот Анну, молящуюся Богу, и рассказал ей об ангельском благовествовании. Также и она поведала ему о том, что видела и слышала Ангела, возвестившего о рождении у нее дочери. Тогда Иоаким и Анна вместе прославили Бога, сотворившего им такую великую милость, и, поклонившись Ему в святом храме, возвратились в свой дом. И зачала святая Анна в девятый день месяца декабря, а восьмого сентября (по старому стилю) у нее родилась дочь, Пречистая и Преблагословенная Дева Мария, начало и ходатаица нашего спасения. О рождестве Ее возрадовались Небо и земля. Иоаким по случаю рождения Дочери принес Богу великие дары и жертвы. На этот раз он получил благословение первосвященника, священников, левитов и всех людей за то, что сподобился благословения Божия. Потом он устроил в доме своем обильную трапезу, и все в радости прославляли Бога. Возрастающую Деву Марию родители берегли, как зеницу ока, ведая, по особенному откровению Божию, что Она будет светом всему миру и обновлением человеческого естества. Они воспитывали Ее с такою тщательною осмотрительностью, какая подобает Той, Которая имела быть Матерью Спасителя нашего. Они любили Ее не только как дочь, столь долгое время ожидаемую, но и почитали как госпожу свою, помня ангельские слова, сказанные о Ней, и провидя духом, что должно над Ней совершиться. Она же, исполненная Божественной благодати, таинственно обогащала тою же благодатью и своих родителей. Подобно тому, как солнце своими лучами освещает звезды небесные, уделяя им частицы своего света, так и Богом избранная Мария, как солнце, озаряла лучами данной Ей благодати Иоакима и Анну, так что и они были исполнены Духа Божия и твердо веровали в исполнение ангельских слов. Когда отроковице Марии исполнилось три года, родители ввели Ее со славою в храм Господень, сопровождая с возженными светильниками, и посвятили Ее на служение Богу, как и обещали. По прошествии нескольких лет после введения Марии в храм, святой Иоаким умер, будучи восьмидесяти лет от рождения. Святая Анна, оставшись вдовой, покинула Назарет и пришла в Иерусалим, где пребывала около своей Пресвятой Дочери, молясь беспрестанно в храме Божьем. Прожив в Иерусалиме два года, она почила о Господе, имея семьдесят девять лет от рождения... Культ святых Иоакима и Анны является во всей Церкви, как на Востоке, так и на Западе, очень древним и живым. По мере того, как распространялся культ Матери Божией, возрастало также публичное почитание Её родителей. Уже в IV-V вв. в Иерусалиме, при бывшей купальне Вифезда, стояла небольшая церковка, посвящённая святым Иоакиму и Анне. Храм на этом месте существует и сегодня. Здесь даже, согласно легенде, должна располагаться их гробница. Другое место их погребения указывают на Масличной горе. Император Юстиниан воздвиг в Константинополе около 550 г. базилику в честь святой Анны. Святой Анне посвящали проповеди такие выдающиеся угодники Божии, как святой Епифаний (+ 403), святой Софроний (+ после 638), святой Иоанн Дамаскин (1 ок. 749), святой Герман Константинопольский (+ 732), святой Андрей Критский (+ 750), святой Тарасий Константинопольский (+ 806). Литургическое воспоминание родителей Пресвятой Девы Марии возникло изначально на Востоке. Его ввёл в 710 г. император Юстиниан II под названием «Зачатие святой Анны». Оно справлялось в различные дни, совместно, либо раздельно со святым Иоакимом. На Западе оно стало отмечаться позже. В Неаполе оно известно с Х в. Папа Урбан VI в 1378 г. разрешил справлять этот праздник в Англии. Юлий II в 1522 г. распространил его на всю Церковь и назначил его датой 20 марта. Павел V, однако, в 1568 г. отменил этот праздник, ссылаясь на то, что о родителях Пресвятой Богородицы ничего не сообщается в книгах Священного Писания. Превозмогло, тем не менее, мнение, что эти родители существовали и что им подобает особая честь. Поэтому папа Григорий XIII восстановил праздник в 1584 г. и назначил для него день 26 июля. Папа Пий X в 1911 г. ввёл особый праздник святого Иоакима, назначив его на 16 августа. Память же святой Анны продолжала праздноваться 26 июля. Литургическая реформа 1969 г. вновь соединила вместе их имена в день 26 июля. На Руси храмы в честь святых супругов стали строиться практически сразу же после принятия Христианства. Также сразу распространилось и почитание праведных родителей; их имена неоднократно поминаются во время богослужения во всех православных храмах. Храм святых праведных Богоотец Иоакима и Анны есть и в нашей курской епархии – в селе Долгое. И, наверное, нет в Курске ни одного православного, кто не бывал бы в этом храме. Ведь он находится в Золотухинском благочинии, как раз на пути ежегодного крестного хода с иконой Матери Божией «Знамение» Курской-Коренной. Именно в этом месте крестный ход делает остановку перед входом в Коренную пустынь. Это кирпичная четырёхстолпная пятикупольная церковь в русско-византийском стиле, построенная в 1852 г. по проекту архитектора К. А. Тона на средства И. А. Воронина, с трапезной и шатровой колокольней. Но еще раньше, в августе 1756 г., по просьбе братии монастыря и крестьян сел Долгое, Будановка, Тазово и др. был учинен «указ на постройку приходской церкви в деревне Долгое под именем праведных Богоотец Иоакима и Анны». 24 июня 1770 г. церковь была освящена. Это был деревянный храм, который имел вид прямого четырехугольника, сделанный из разного леса и окрашенный красной краской, потому называли его в народе еще «Красной церковью». Через много лет деревянный храм было решено заменить на каменный. Средства были собраны достаточно быстро. Новый храм был построен, как уже говорилось, в 1852 г. Строительство велось в два этапа, сначала был выстроен храм, увенчанный пятью куполами, позже к нему пристроилась трапезная с трехъярусной колокольней. При храме построили каменную школу. В 1930-х гг. церковь была закрыта, и только в 1988 г. возвращена верующим. Минуло несколько десятков лет с момента запустения храма до его возрождения. Десятки прихожан откликнулись на благое дело – возрождение местных святынь. Бесчисленные тонны мусора и грязи были убраны из храма, восстановлены кровля, полы, настенная роспись, иконостас и все убранство храма. Возвращены старинные иконы и утварь. В настоящее время церковь святых праведных Богоотец Иоакима и Анны восстановлена, отреставрирована и в цокольном этаже устроен придел Всех Святых. Ежедневно в храме совершаются требы, в воскресенье и праздничные дни совершаются Божественные литургии и молебны святым. Остается только добавить, что память праведным Иоакиму и Анне отмечается в день попразднества Рождества Пресвятой Богородицы – 9/22 сентября, а праведной Анне – 25 июля/7 августа (Успение) и 9/22 декабря (Зачатие).
|