Святые апостол Акила и его супруга Прискилла Некоторые супружеские пары умеют наилучшим образом прожить свою жизнь. Супруги дополняют друг друга, и их совместные усилия влияют и на окружающих. Апостол Акила и его супруга Прискилла были именно такой парой. В Библии они ни разу не упоминаются по отдельности: в браке и в служении они всегда были вместе.Имена Акилы и Прискиллы являются латинскими, но мужчина и женщина, носившие их, были иудейского происхождения. Акила был родом из диаспоры северной Анатолии, располагавшейся на берегу Черного моря, в современной Турции; а Прискилла была, вероятно, еврейкой из Рима (ср. Деян 18,2). Как бы то ни было, именно из Рима они пришли в Коринф, где апостол Павел и встретил их в начале 50-х гг.; там он присоединился к ним; а поскольку, как рассказывает евангелист Лука, они занимались тем же ремеслом, что и Павел, - то есть изготовлением палаток, он и остановился в их доме (ср. Деян 18, 3). «Павел, оставив Афины, пришел в Коринф; и, нашед некоторого Иудея, именем Акилу, родом Понтянина, недавно пришедшего из Италии, и Прискиллу, жену его, - потому что Клавдий повелел всем Иудеям удалиться из Рима, - пришел к ним и, по одинаковости ремесла, остался у них и работал: ибо ремеслом их было делание палаток». Коринф, как известно, произвел на Павла удручающее впечатление. Если Афины, где он недавно побывал, представляли собой город-университет, средоточие греческой культуры и образованности, то Коринф, напротив, был рассадником тяжких пороков, разнузданности и центром всевозможных языческих культов. Этот портовый город кишел пьяницами, шарлатанами, нечестными торговцами и обманщиками разного рода. Порядочная добродетельная жизнь многим обитателям города была совершенно незнакома. И, естественно, странствующему миссионеру было очень нелегко сориентироваться и приступить к проповеди евангельских возвышенных идеалов. Находясь в столь мрачной обстановке языческого города, Павел ощущал «немощь, страх, великий трепет» (1 Кор., 2,1-5). Трудность предстоящей задачи тревожила его дух. По всей вероятности, в Коринф Павел пришел один, что, несомненно, усиливало беспокойство. Достанет ли сил одному, без помощников приступить к делу Благовестия?.. Но насущная нужда Павла не была забыта у Бога. Господь послал Апостолу верных друзей и помощников в лице Акилы и Прискиллы. Эта супружеская пара оказалась в Коринфе в связи с указом императора Клавдия об изгнании иудеев из Рима. (Римский историк Светоний говорит об этом событии, что иудеи были изгнаны потому, что они "провоцировали волнения из-за некоего Хреста". Видно, что он даже не знал правильно имени – вместо Христа пишет "Хреста" - и вообще имел весьма смутное представление о произошедшем). Указ Клавдия последовал в 52-м г. и был вызван тем, что среди иудейского населения то и дело вспыхивали различные волнения. Бурные споры о Мессии часто выливались в мятежи и создавали напряженную обстановку. Что касается Акилы и Прискиллы, то они могли быть широко известны в Риме, как проповедники и основатели христианских общин. Тогда вполне понятно, что указ Клавдия коснулся их в первую очередь. Изгнанные из Рима Акила и Прискилла вынуждены были поселиться в Коринфе, так как в этом городе был спрос на шатры и палатки. Через Коринф шли торговые пути по разным направлениям. Путешественники нуждались в дорожных палатках, ремесло Акилы и Прискиллы тут как раз пригодилось. И Апостол Павел еще с детства был научен родителями добывать себе пропитание шитьем палаток. Проповедник Евангелия, таким образом, нашел добрый приют, утешение, поддержку в доме Акилы и Прискиллы и приобрел себе сотоварищей по ремеслу. Проповедь Павла в местной синагоге вызвала взрыв негодования у иудейских фанатиков. И если бы не помощь Акилы и Прискиллы, Павел потерпел бы от возбужденных противников немало вреда. Супруги шли на смертный риск, когда укрывали Павла в своем доме от нападок разгневанных иудеев. Когда Апостол Павел покидал Коринф, они решили идти с ним вместе. Супруги сопровождали Павла до Ефеса и остались там для труда в христианских церквах и благовестия в синагогах. В то время в Ефесе появился очень даровитый проповедник по имени Аполлос. Он пришел в Ефес из Александрии, где родился. А Александрия широко славилась своими религиозно-философскими школами и была крупным научным центром. Весьма одаренный иудей Аполлос соединял в себе блестящую ученость с пламенной верой во Христа. С необыкновенным красноречием и дерзновением Аполлос свидетельствовал о Христе в ефесской синагоге (Деян.18, 24-26). Проповедь его была зажигательной, но недостаточно полной по охвату евангельского вероучения. Аполлос делал сильный акцент на служение Иоанна Крестителя и на значение крещения, которое тот преподавал (Деян.18, 25). Он сразу же привлек внимание Акилы и Прискиллы. Они быстро подружились с ним, радушно пригласили в свой дом и объяснили ревностному проповеднику «точнее путь Господень» (Деян.18,26). Акила и Прискилла могли указать Аполлосу на тот факт, что крещение Иоанна носило переходный, подготовительный характер, было символом покаяния и очищения. А христианское крещение подразумевает соединение со Христом в Его смерти, погребении и воскресении. Братское общение Аполлоса с Акилой и Прискиллой ускорило духовное и богословское развитие проповедника. Служение его стало более полновесным, активным и благодатным. Мудрые супруги нашли, что редкое дарование Аполлоса могло бы принести значительную пользу делу проповеди Евангелия среди образованных греков. Церковь в Коринфе, где позже оказался Аполлос, получила рекомендательное письмо на Аполлоса (Деян.18, 27). Можно сказать, что в Коринфе Аполлос поливал то, что насадил Апостол Павел (1 Кор.3,6). И, хотя часть неуравновешенных коринфян чрезмерно увлеклась пламенным красноречием Аполлоса и сделала его имя знаменем разделения, Апостол Павел высоко ценил дар этого проповедника (Тит. 3, 13). Когда Павел вновь прибыл в Ефес во время своего третьего миссионерского путешествия, он опять нашел теплый приют в доме Акилы и Прискиллы. Направляя оттуда назидательное Послание в Коринф, ап. Павел шлет радостное приветствие и от своих близких друзей, Акилы и Прискиллы (1 Кор.16,19). Акила и Прискилла никогда не оставались слишком долго на одном месте. Они вели кочевой образ жизни. Рим, Коринф, Ефес, снова Рим и опять Ефес – вот места, где они самоотверженно трудились и сеяли Слово Божие. Куда бы они ни прибыли, сразу же их неприхотливое жилище становилось домом молитвы, домом открытых дверей, местом постоянных встреч и собраний христиан. Согласно 2-му Посланию апостола Павла к Тимофею, епископу Эфесскому, Акила и Прискилла в Эфесе были помощниками и Тимофея (2 Тим. 4, 19). Письменных источников, сообщающих о дальнейшей судьбе святых супругов, не сохранилось. По преданию, принятому в православной агиографии, Акила стал епископом Ираклийским и был убит язычниками; мученическую кончину претерпела и его жена Прискилла. Поздние мученические акты Акилы и Прискиллы относятся к VII в.; существует также греческое «Страдание мученицы Прискиллы», составленное не ранее VIII в. Краткое житие святых было переведено на славянский язык в XII в. в составе Пролога Константина Мокисийского. В 1-й пол. XIV в. оно было вновь переведено (видимо, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога и при служебных Минеях. На Руси Житие получило известность с конца XIV в. Мощи мучеников находятся в Риме в храме мученицы Приски. Иногда при чтении Жития святых супругов возникает невольный вопрос: почему в четырех случаях из шести, когда имена Акилы и Прискиллы упоминаются в Новом Завете, имя Прискиллы стоит первым? Существует предположение, что Прискилла была знатной римской аристократкой, принявшей христианскую веру. До нашего времени в Риме на Авентинском холме красуется храм святой Приски, где хранятся мощи супругов-мучеников. Есть также и памятное кладбище Прискиллы – место погребения членов знатной древнеримской семьи Акилиев. Там похоронен Акилиус Глабрио, римский консул и затем христианский мученик. Возможно, Прискилла была госпожой из рода Акилиев, так как большинство женских представителей этого семейства носили имя Приска. Может быть, на одном из христианских собраний уверовавшая аристократка и встретила скромного иудейского ремесленника, они полюбили друг друга и понесли иго странствующих миссионеров... Конечно, данные предположения всего лишь догадки, версии. Но, как бы ни складывались перипетии судьбы этой супружеской пары, самое главное известно достоверно: Акила и Прискилла не искали своего, не стремились к личному благополучию, а жили для других, для славы Божией. Не случайно ведь Апостол говорит, что они «голову свою полагали за мою душу, которых не я один благодарю, но и все церкви из язычников...» (Рим.16,4). Можно лишь добавить в заключение, что на примере жизни этих святых мы видим, как в первые годы Христианства в домах верующих рождалась сама реальность Церкви. Ведь верующие – вплоть до III в. – не имели своих мест для отправления культа: таковыми были сначала иудейские синагоги, до тех пор, пока изначальный симбиоз Ветхого и Нового Заветов не был разорван, и Церковь Народов была вынуждена придать себе новую идентичность, неизменно укорененную в Ветхом Завете. Затем, после этого "разрыва", христиане собирались в домах, которые и стали, таким образом, Церковью. И наконец, в III в., появляются самые настоящие храмы христианского культа. Но здесь, в первой половине I в. и во II в., именно дома христиан были самой настоящей Церковью, они вместе читали Священное Писание и совершали Евхаристию. Так происходило, к примеру, в Коринфе, где Павел упоминает о некоем "Гаийе, странноприимце моем и всей церкви" (Рим. 16,23), или в Лаодикии, где община собиралась в доме некоей Нимфаны (ср. Кол. 4,15), или в Колоссах, где собрания проходили в доме некоего Архиппа (ср. Флм. 2). Пример этой четы является красноречивым доказательством того, сколь важна деятельность супругов-христиан! Когда они опираются на веру и глубокую духовность, их смелое обязательство ради Церкви и в Церкви становится естественным. Так было в первом поколении и так будет часто в последующие века. Еще один важный урок, который можно извлечь из рассказа об этой святой паре, заключается в следующем: каждый православный дом может (и должен) превратиться в маленькую Церковь. Не только в том смысле, что в нем должна царить типичная христианская любовь, созданная из альтруизма и взаимной заботы, но и в смысле, что вся семейная жизнь призвана – на основе веры – вращаться вокруг исключительного господства Иисуса Христа. Не случайно в Послании к Ефесянам Павел сравнивает отношения между мужем и женой с супружескими отношениями, существующими между Христом и Церковью (Еф. 5, 25-33). Более того, можно считать, что апостол косвенно моделирует жизнь всей Церкви по жизни семьи; ведь Церковь, в самом деле, является семьей Божией. Поэтому мы почитаем Акилу и Прискиллу как образец супружеской жизни, ответственным образом устремленную к служению всей христианской общине. И находим в них образец Церкви, семьи Божией на все времена. |