Связанные узами супружества, заменяем мы друг другу и руки, и слух, и ноги. Супружество и малосильного делает вдвое сильным, доставляет великую радость благожелателям и печаль недоброжелателям. Общие заботы супругов облегчают для них скорби, и общие радости для обоих восхитительнее. Для единодушных супругов и богатство делается приятнее, а в скудости самое единодушие приятнее богатства. Для них супружеские узы служат ключом целомудрия и пожеланий, печатью необходимой привязанности. Родительский дом для человека – это начало пути. Здесь он учится говорить и ходить, думать и чувствовать. Здесь чуткой детской душой вбирает он впечатления и учится правде или лжи, любви или ненависти – тому, чем живет и дышит родительский дом. Горше сиротства бывает воспитание во зле. Но счастлив человек, если любовью отца и матери зажжена в нем святая Любовь Божественная. Высок и прекрасен может быть его путь – прямая тропа в Небеса. Недаром в Житиях великих подвижников мы так часто встречаем слова: «родился в благочестивой семье, от боголюбивых родителей»... Митрополит Антоний Сурожский "О любви и браке" смотреть... "Литературный квартал. День любви, семьи и верности" смотреть... "Гимн семьи" слушать... Митрополит Антоний Сурожский в своей книге «Человек перед Богом» рассказывает о том, что существует древняя евангельская рукопись, которая находится в Кембридже, в Англии, где есть несколько отрывков, не вошедших в обычный евангельский текст. И один из этих отрывков гласит: «Однажды спросили Христа: когда придет Царствие Божие? И Он ответил: «Царствие Божие уже пришло там, где двое – уже не двое, а одно...». Далее владыка Антоний пишет о том, что это, конечно, начинается в семье, потому что такого единства, такой любви, которая бывает в семье, при всех трудностях, при всей нашей греховности, конечно, нигде больше не найти... Семья – это самое первоначальное человеческое общество, оно является и основой государства и основой всего нравственного мира. Именно в семье человек изначально получает духовно-нравственное воспитание и начинает жить нравственной жизнью. И жития святых показывают, насколько важно первоначальное воспитание в добродетельной семье. Нравственное благосостояние общества и государства в целом, по свидетельству истории, также всецело зависит от нравственного состояния семьи; разрушение семьи, по мнению святителя Иоанна Златоуста, имеет неизбежным следствием разрушение общества и государства. (Свт. И. Златоуст. Беседа на Слова: жена привязана есть законом // Творения, т. 3, с. 215). О значении брака и семьи для целых народов западный апологет Х. Лютард в своей «Апологии Христианства» писал: «Когда мы исследуем состояние народа или века, то наши взоры, прежде всего, обращаются на состояние брачной жизни. По нему мы судим и обо всем остальном. Если брачная жизнь известного народа поколеблена, то мы знаем, что и остальные области нравственной жизни этого народа находятся в худом состоянии. И для того, чтобы нравственное состояние народа возвысилось, мы утверждаем, что для этого, прежде всего, должно улучшиться брачное состояние...». Все, кто стремился разрушить общество, всегда начинали это разрушение с семьи, семейных устоев, потому что именно семья есть самая драгоценная основа и краеугольный камень всего гражданского общества. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «В том состоит крепость жизни всех нас, чтобы жена была единодушна с мужем; этим поддерживается все в мире. Как при потрясении основания ниспровергается все здание, так и при супружеских раздорах разрушается вся наша жизнь. Смотри: мир состоит из городов, города – из домов, домы – из мужей и жен; поэтому, когда настает вражда между мужьями и женами, то входит война в домы, а когда они мятутся, то неспокойны бывают и города; когда же города приходят в смятение, то бывают войны и раздоры. Поэтому Бог особенно промышляет о мире и любви в семьях и не дозволяет так легко расторгать браки». Но одновременно вся история человечества подтверждает одну истину: в семьях, где нет веры и благочестия, нельзя ожидать и доброй нравственности. По отношению к государству именно христианская семья является первой школой, где человек учится любить своих близких, уважать старших и заботиться о младших, научается повиновению, дисциплине, смирению, - развивает в себе все те добрые качества, которые необходимы для каждого члена общества. Брак был установлен при начале мира Самим Создателем. «… И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему. … И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и когда он уснул, взял одно из ребер его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа. ... И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над всеми тварями...». (Быт., 2, 18, 21-23; 1, 28). Процитируем еще раз митрополита Антония Сурожского: «Когда Адам увидел перед собой Еву, он воскликнул: "Это кость от костей моих, это плоть от плоти моей". Вместе с этим он мог бы сказать: "Это я перед моими собственными глазами". Это было настолько "я", это настолько было единство двух, что он даже не ощущали себя нагими. Они видели себя как единицу, как человека в двух особях. Позже, когда совершилось падение, они вдруг увидели себя нагими, то есть чужими друг другу. И вот с этого момента началась борьба за воссоединение. Влечение одного к другому, отчаянное, слепое влечение, крик "вернись ко мне" – все это возникло в брачной любви, в любви двух, каждый из которых узнавал в другом себя и одновременно видел другого не в его собственной ограниченности, но в новой полноте, в новой красоте, в новом смысле. Брак, то есть тайна этой встречи, совершалась тогда, когда эти двое друг в друге узнавали себя самих и видели друг друга восполненными, в той полноте жизни, которую они могут иметь только друг с другом. Соединяясь, они и телесно, и душевно, и духовно, сколько это было возможно и сколько это возможно теперь в падшем мире, делались всечеловеком. Это изумительная тайна. Это полнота человеку, который является в двух личностях. Брак – это таинство, потому что теперь то разделение, которое было совершено грехом, в значительной, но решающей мере снимается». Такое особенное отношение Бога к установленному Им Самим браку ясно показывает, что брачный союз не только угоден Создателю, но и то, что он, по Его замыслу, занимает важное место в планах Божиих о судьбах мира. Вместе с тем, такое благословение Божие ясно указывает на то, что вступающие в брак лица, согласно замыслу Господню, должны смотреть на свой союз как на великое и священное дело, соединенное с высокими обязанностями не только по отношению друг ко другу и к будущим детям, но и к Богу; должны усердными молитвами испрашивать у Создателя благословения и всесильной Его помощи на предстоящую им многотрудную семейную жизнь. Такой взгляд на высоко религиозное значение брака и важность для него благословения Божия имел место еще в ветхозаветный период. (Быт., 12). По законам, данным Богом еврейскому народу через пророка Моисея, брак был прямо отнесен к религиозно-нравственным обязанностям, нарушение супружеской чистоты и верности строго каралось, а сам брак заключался с ведома и по благословению блюстителей закона – священников. (Левит, 20, 10. Втор., 22, 28-29 и т.д.). Хотя, справедливости ради, надо сказать, что Ветхий Завет не знал в полноте таинства брака, поэтому в норме было многоженство, допускался и развод. Античная же языческая древность вообще имела довольно смутные представления о супружестве: во главу угла ставилось достижение благополучия полиса через благополучие семьи. Поэтому уже в диалогах Платона прослеживается разграничение человеческих отношений между полами и отношений сакральных, достижимых только философами. Ко времени Римской империи относится окончательное закрепление за институтом супружества правовых отношений. Одновременно с этим возникает Христианство. Но только через Господа нашего Иисуса Христа впервые было проповедано миру новое осмысление брака как таинства любви, как союза двух сердец на земле и на небесах, впервые появилось понимание брака как «мастерской святости». Спаситель еще более возвысил и усилил религиозно-нравственное значение брака Своим учением о его богоучрежденности и нерасторжимости. На вопрос фарисеев, по всякой ли причине можно человеку разводиться со своей женой, Спаситель ответил, что с самого начала Бог, создав мужа и жену, сочетал их с тем, чтобы они, будучи двумя только, а не более, пребывали неразлучно и составляли «плоть едину». И «что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф., 19, 6). Христос устанавливает более строгий, чем в Ветхом Завете (где был разрешен развод), закон, по которому расстаться супруги могут только в исключительном случае, а именно, - в случае нарушения супружеской верности. (Мф., 19, 8-9). Необходимо здесь вспомнить и то, что, начав Свое служение в миру, Спаситель первым делом удостоил Своим посещением брак в Кане Галилейской, и Свое первое чудо – претворение воды в вино – по просьбе Пречистой Своей Матери, Господь совершил именно на брачном пиру. (Ин. 2:1-11). Позволим себе еще одну цитату. Вопросу брачных отношений уделено много внимания и в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви». В частности в этом документе сказано: «Особая внутренняя близость семьи и Церкви видна уже из того, что в Священном Писании Христос говорит о Себе как о женихе (Мф. 9. 15; 25. 1-13; Лк. 12. 35-36), а Церковь изображается в качестве Его жены и невесты (Еф. 5. 24; Откр. 21. 9). Христианство восполнило языческие и ветхозаветные представления о браке возвышенным образом союза Христа и Церкви: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос – глава Церкви, и Он же Спаситель тела; но, как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною, посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь; потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа» (Еф. 5. 22-33). Для христиан брак стал не просто юридическим договором, средством продолжения рода и удовлетворения временных природных потребностей, но, по слову святителя Иоанна Златоуста, «таинством любви», вечным единением супругов друг с другом во Христе. Изначально христиане запечатлевали брак церковным благословением и непременным совместным участием в Евхаристии, что являлось древнейшей формой совершения Таинства Брака. По христианскому учению, брак есть великая тайна единения двух душ в образ духовно-благодатного единения Христа с Церковью. Брак основан на таком влечении человека, на такой его потребности, которые заложены в самой его природе по воле Божией. «Сделать союз брачный духовным, священным, сделать его союзом святой любви – это и есть цель брака как Таинства», - писал отечественный богослов А. Беляев. Естественный союз брачующихся по молитвам Церкви в таинстве брака «очищается, отрезвляется и укрепляется Божественной благодатью. Трудно человеку самому устоять в союзе крепком и спасительном. Нити естества рвутся; благодать же непреодолима», по мнению епископа Феофана (Говорова). Именно поэтому с глубокой древности и доныне, по установлению святых апостолов, брак благословляется от лица Церкви священнослужителями. Величайшие христианские святые – Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Амвросий Медиоланский, Мефодий Патарский и многие другие – свидетельствовали о важности священнического благословения при вступлении в брак и о молитвах, которыми это вступление в брак освящалось в их время (IV и V вв.). «Христианский союз супружества заключается через молитвы и благословение священников, чтобы умножалась любовь жениха и невесты и сохранялось их целомудрие и единомыслие, и чтобы изгнаны были из него все коварства диавола, и чтобы они (супруги), соединяемые благодатию Божией, провождали жизнь богоугодную и счастливую» - писал святитель Иоанн Златоуст в своих «Беседах на книгу Бытия». А преподобный Феодор Студит, исповедник Восточной Православной Церкви IX в., приводит саму молитву, употребляемую в Церкви во время возложения на брачующихся венцов: «Ты, Господи, ниспосли руку Твою от святого жилища Твоего и сочетай раба Твоего (имя) и рабу Твою (имя), и сопрязи я (соедини их, сочетай их браком) в единомудрии, венчай я (их) в едину плоть, яже благословил еси сочетаватися друг другу, честный их брак покажи, нескверно их ложе соблюди, непорочное их сожительство пребывати благоволи». Из православно-христианского понятия о браке как церковном Таинстве вытекают и высокие цели брака. Первая и главнейшая из них – это полная и нераздельная взаимная преданность и общение двух супругов: «и оставит человек отца своего и матерь и прилепится к жене своей, и будете оба в плоть едину...» (Мф., 19, 5). Муж и жена, восполняя друг друга через взаимообщение, нравственно влияют друг на друга, помогают друг другу в духовно-нравственном совершенствовании и выполнении своего назначения в жизни. На эту цель брака, – взаимное восполнение и взаимопомощь в совершенствовании двух лиц различного пола – указывают и древнееврейские слова: муж по-еврейски – isch, и жена – ischa. То и другое слово относятся к понятию «человек», как виды его: первое из них обозначает человека мужского рода, второе – женского. Самое значение приведенных еврейских слов указывает на то, что муж и жена призваны образовать единого совершенного человека, как об этом и сказано в Библии: вступая в брак, да «будут два одна плоть». (Быт., 2, 24). Подобный взгляд на брак мы находим и у многих величайших христианских святых: святителей Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Богослова и других. Наш современник митрополит Антоний Сурожский называет брак «чудом на земле»: «В этом – самое большое чудо человеческих отношений: двое вдруг делаются одной личностью, два лица вдруг, потому что они полюбили и приняли друг друга до конца, совершенно, оказываются чем-то большим, чем двоица, чем просто два человека,— оказываются единством». Вторая цель брака, на которую указывает Священное Писание, святые Отцы и Церковь, есть рождение и христианское воспитание детей. И Церковь благословляет брак именно как союз, целью которого является деторождение, испрашивая в молитвах для супругов «доброчадие» и «о чадех благодать». Позволим себе здесь небольшое отступление и вспомним вот о чем. В Ветхом Завете брак соединялся с мессианскими надеждами. Практически каждая еврейская девушка, выходя замуж, надеялась втайне, что именно она станет матерью столь ожидаемого Мессии. И Авраам, и Исаак, вступая в брак, надеялись увидеть из своего семени в далеком будущем рождение Того, Кто принесет миру спасение. Это было много-много столетий назад... Но можно сказать, что и сегодня мессианское значение семьи, брака в христианской семье не погасло, да и не может погаснуть!.. И в этом случае брак рассматривается как служение христианской Церкви, и даже мировому спасению. Святитель И. Златоуст видит в семье служение человечеству и обществу. Христианин, вступая в брак, делает это не только для себя, но и для Церкви. Брак в христианстве, по учению святителя Г. Богослова, хорош тогда, когда он соединяется с желанием оставить после себя детей, потому что именно через это восполняется Церковь Христова, умножается число благоугождающих Богу. (Свт. Г. Богослов, Слово 37). Священное Писание и святые Отцы Церкви указывают и на еще одну цель брака – предохранение от распутства и сохранение целомудрия. Святитель Иоанн Златоуст прямо говорит: «Брак установлен для того, чтобы мы не распутствовали, не предавались блудодеянию, но чтобы были трезвенными и целомудренными» (Свт. И. Златоуст, Беседа на слова: блудодеяния ради кийждо свою жену да имать»). Брак в этом отношении есть (по свт. И. Златоусту) «пристань и прибежище» целомудрия для желающих пользоваться им, не позволяя неистовствовать природе; брак есть прочная пристань целомудрия, особенно для тех людей, которые склонны придаваться похоти, «растлеваться в непотребных убежищах». Для таких людей брак особенно полезен, ибо он «освобождает их от нечистоты» (Свт. И. Златоуст). Не случайно, освящая христианский брак благочестием и чистотой, священнослужители надевают на брачующихся во время венчания «венцы славы и чести» – как символ победы над чувственностью... Поэт Евгений Евтушенко написал стихотворение, которое мы приведем полностью:
О любви, как о великом Божием даре, говорил святитель Игнатий (Брянчанинов): «И делаются человеку человеки своими на время по плоти, на веки по духу». Только любовь и проистекающие из нее заботливость и терпение смогут стать источником счастливой семейной жизни и благоуспешного воспитания детей. А святитель Феофан Затворник писал, обращаясь к супругам: «Берегите взаимно свою любовь, этот источник семейной жизни. ... Всякий день начинайте так, как первый после свадьбы». Именно любовь в семье – источник взаимного согласия, единодушия и мира, важнейшее из домашних благ. Покуда будет в семье любовь, не проникнет в нее никакое разногласие. Вот почему и апостол Павел в своих наставлениях не просто говорит: «имейте мир в семьях», но подчеркивает: «мужья и жены, любите друг друга, ибо любовь – источник мира и согласия». Еще премудрый Сирах в числе важнейших благ поставил согласие и единомыслие между мужем и женой (Сир., 25: 2, 11). И ничто так не укрепляет нашу жизнь, как любовь и единомыслие мужа и жены; если они единомысленны, то и дети их воспитываются в благочестии, и сама жизнь их благоустроена, и всем окружающим их приятно и полезно общение с ними... О любви, как о великом даре Божием, говорят и современные пастыри РПЦ:
В Христианстве любовь понимается иначе, а именно: как высшая добродетель, нравственное состояние, в котором угасают эгоистические стремления и рождается желание быть в единстве с другим человеком. Такое чувство всегда преображает человека. Ведь любовь – это сильное переживание духовной и нравственной близости двух людей. Она рождается постепенно, по мере того, как душа одного открывается для другого. Любящий принимает в себя того, кого любит, а себя – отдает любимому... Для верующего человека любовь – это прежде всего Имя Божие и сила жизни, исходящая от Самого Господа. В Христианстве любовь между супругами укрепляется высоким взаимным уважением, почитанием друг в друге звания христианина – сонаследника спасения во Христе Иисусе. Христианская семья, по учению святителя Василия Великого, должна быть школой добродетели, школой самоотречения. «Все происходит от любви, - писал свт. И. Златоуст, - от любви жены бывают добрыми и заботливыми о мужьях, попечительными о доме и бережливыми; любовь служит залогом мира, согласия и привязанности... От любви происходит постоянное целомудрие, уничтожается всякий раздор...» (Свт. И. Златоуст, «Беседа 4-я на Послание к Титу»). Уже у первых христиан любовь в браке была главным связующим звеном для супругов, а вера – предметом их высочайших бесед, общений, а подчас и подвигов. Вместе с любовью или глубокой симпатией рука об руку в христианском браке должно идти согласие в религиозном воззрении. Христианский брак должен быть тесным общением во всех жизненных сферах, но особенно он должен быть общением в самом главном, в чем мы полагаем высший смысл нашей жизни – в жизни с Богом и для Бога. Религиозное общение супругов – важнейщее условие брака. Даже с точки зрения личного счастья, если у супругов нет религиозного сочувствия и единства, то не может быть и согласия, а, следовательно, и счастья в браке. Религиозное взаимообщение есть самая твердая опора в браке; оно освящает радости семейной жизни, делая их более глубокими, и помогает терпеливо переносить ее скорби и невзгоды. Брак у христиан, по наставлению апостола Павла, должен быть браком «в Господе» (1 Кор., 7, 39), т. е. оба вступающих в брак лица должны быть христианами – пребывать постоянно в общении со Христом. Не стоит забывать, что земная любовь – все же только образ высшей Любви и, в лучшем случае, ступень к ней. И если она не освящена, – она непрочна, перестает возвышать человека, в нем возрождается личный эгоизм. Муж и жена начинают видеть друг в друге лишь средство к удовлетворению своих житейских потребностей, или же возникает семейный эгоизм, иногда более жестокий, чем единоличный. Чтобы преодолеть эти опасности, по мнению Церкви, нужна иная любовь, которой нет у людей, но которую может дать Христос. И именно в Таинстве брака, в Таинстве венчания, если вступающие в брак свободно подчиняют свою естественную любовь любви к Богу и к Церкви, они получают дар высшей, благодатной Христовой Любви. Она может существовать лишь в лоне всей Церкви, как клетка в организме. Позволим себе небольшую цитату из статьи протоиерея Сергия Николаева, напечатанной в журнале «Славянка» (8-9/2009 г.): «Семейное единомыслие, как и всякое другое, «ведет начало от Троицы, так как Ей и по естеству свойственно единство и внутренний мир», - говорит святитель Григорий Богослов. И христианская семья только тогда правильно устраивается, когда она образ своего устроения видит в Троице, где взаимное согласие определимо известными всем супругам словами: «совет да любовь». И еще: если мужу и жене удастся усвоить этот драгоценный мир в своей семье, то он не останется делом чисто внутренним, а непременно проявится в красоте их лиц и телесном здравии. Тому есть немало примеров. А, кроме того, их семейный лад непременно окажет влияние и на весь окружающий мир». Об этом же писал и наш современник, архиепископ Ташкентский Владимир: «Бог есть Пресвятая Троица, в полноте своего внутреннего бытия наслаждающаяся всесовершенной Любовью – непостижимым единением Трех Ипостасей. Словом Господним: «не хорошо быть человеку одному» – мужчина и женщина, разные по природе человеческие существа, предназначаются к взаимному дополнению, призываются к «двоичности» – человеческой мере приобщения к Троическому блаженству Божества. Это подобно сдвоенному лучу, которому дарует совершенство Светоподающая Троица, принимая его в Свои объятия. Освящая Таинство Брака, Господь незримо подает супругам Свою всесильную защиту от козней вселенской злобы, старающейся осквернить и разрушить человеческую любовь. В падшем мире благодатный брак позволяет преодолеть одиночество – дух распада и вражды, которым диавол заразил соблазненное им человечество. В противостоянии этому гибельному разложению мира и заключается смысл того, что супруги друг для друга – единственны». История семьи и брака на Руси. "Закон Божий. Благоверные" смотреть... Как же происходило заключение браков на Руси? Русские издавна женились очень рано. Этим родители пытались уберечь своих чад от соблазнов холостой жизни, – "чтобы не забаловали". Поэтому девочки выдавались замуж, начиная с 11-12 лет, мальчики женились в 12-15 лет; в крестьянских семьях, где в жене видели, прежде всего, работницу, невеста могла быть и старше жениха. При ранней женитьбе было совершенно естественным, что жених и невеста не знали друг друга до брака. Вообще нравственные понятия того времени не позволяли молодым людям обоих полов видеться и договариваться между собою. Жених подчас не смел даже сказать, что желает жениться, (так же, как девушка могла и не знать о готовящемся сватовстве); все решалось родственниками. Современная поэтесса Ирина Полонина написала на эту тему такое стихотворение (она назвала его «Дева Русь»):
Но иногда первый шаг начинался и со стороны родителей невесты. Желая «сбыть» дочку, родители засылали к жениху близкого им человека сватом, и если родители жениха соглашались, то приступали к сватовству обычным порядком. Сваха смотрела, хороша ли невеста, домовита ли, умна ли, "не безъязычна ли и речью во всем исполнена". Бывали случаи, когда некрасивую собой дочь на время смотрин заменяли другой или вообще вместо нее приводили служанку. Сам жених до свадьбы видеть невесту не мог. Если впоследствии обман с невестой открывался, то брак мог быть расторгнут, но это случалось очень редко. Понятия «старый холостяк» в давние времена на Руси вообще не существовало. Женитьбе могли препятствовать только болезнь или обещание уйти в монастырь. Свобода выбора при вступлении в брак практически отсутствовала. Браки убегом, "самокруткой", заключенные без одобрения родителей, случались крайне редко вплоть до XX в. Распоряжаться своей свободой по собственному усмотрению мог только тот, кто вступал в брак в зрелом уже возрасте, у кого это был второй брак или кто вовсе не имел родителей. Женщина проявлять инициативу не могла. Исключение составляли только богатые вдовы, проживающие в городе, да и то их действия подвергались неодобрению, особо негодовали женщины: ведь испокон веку предложение делал мужчина. Молодые подчинялись родительской воле. При подборе супругов старшие исходили в основном из сословных и имущественных интересов, а там – "стерпится, слюбится". Дети были готовы к подобному решению своей судьбы и, несмотря на внушительное число романтических историй о разбитых сердцах в отечественной литературе, браки по родительскому расчету часто оказывались счастливыми. Холостая же жизнь, если судить по пословицам и поговоркам, особой прелести не представляла: Не женат – не человек. Холостой – полчеловека. Холостому помогает Боже, а женатому хозяйка поможет. И в раю жить тошно одному. Холостой – простой, женат – богат, а вдовец – что зяблец. Живешь – не с кем покалякать; помрешь – некому поплакать. Бездетный умрет, и собака не возьмет. Семья воюет, а одинокий горюет. Одному спать – и одеяльце не тепло. Замужняя жизнь тоже предпочиталась девичеству: Не та счастлива, которая у отца, а та счастлива, которая у мужа. Худ мой Устим, да лучше с ним. Хоть лыками сшит, да муж. Побереги, Бог, мужа, не возьмет нужа. Дай Бог: с кем венчаться, с тем и кончаться. Одинаковым практически для каждого россиянина – от великих князей до последнего подданного – был после принятия Русью Христианства чин венчания. В остальном же брачные обряды у каждого сословия различались. Многообразие ритуалов и суеверий делали непохожей деревенскую свадьбу на городскую, дворянскую – на купеческую и т. д. Объединяло их одно – каждый набор ритуалов был направлен на обеспечение согласия, богатства и потомства в семье. К сожалению, о древнерусской свадебной обрядности известно совсем немного. Наиболее ранние сведения о ней содержатся в летописях, записках иностранцев, посещавших Россию, в дипломатических документах, гражданских и церковных источниках. Начало формирования общеславянской свадебной обрядности принято относить к VI-VII вв., т.е. к периоду, когда патриархальная семья с присущим ей многобрачием (полигамией) переходила к единобрачию (моногамии). Материалы летописей позволяют предположить, что в древности существовало несколько архаичных форм брака. К примеру, бытовало «умыкание» невест, которое обычно происходило «у воды на праздниках в честь богини «женитвы», – Лады, которые начинались ранней весной, на Красную горку, и продолжались до середины лета – дня Ивана Купалы. Существовали такие обряды закрепления брака, как плескание водою и вождение вокруг дуба. С распространением Христианства, которое с конца Х до начала ХI вв. стало главенствующей религией, началось формирование традиционного свадебного обряда: стали обязательными церковные браки, исчезли или трансформировались старые брачные обряды и обычаи. Церковь стала активно бороться с «бесовским действом» – народным свадебным обрядом стало церковное благословение. Свадьба же, как система обрядов, закрепляющих брак, сложилась примерно к XV в., определилась номенклатура свадебных чинов (участников свадебного торжества), была принята особая свадебная одежда, атрибутика, пища, сложился свадебный фольклор. Весь свадебный ритуал должен был привлечь на молодых Божие благословение. Нередким было заключение браков по воле высочайших особ. Цари и великие князья женили своих приближенных, сами подбирая им невест, а царицы подыскивали женихов для девушек, живущих в царицыном окружении. Устройство судеб занимало значительное место в быту самодержцев, и женская половина отдавалась этому занятию со всем пылом и рвением, присущим слабому полу, как всегда, когда речь заходит о сватовстве и женитьбе. Сватовство августейшего лица воспринималось как величайшая милость, и отказ был невозможен, даже если брак не казался желательным. Обобщив вышесказанное, можно сделать вывод, что в Российском государстве до XVII в. брачно-семейные отношения строились и регулировались на основе Домостроя. Каких-либо фундаментальных документов или указов, регулирующих эту сторону жизни населения, не существовало. Установления Православной Церкви и законы византийских императоров о совершении обручения и заключении браков, хотя и начали действовать на Руси сразу же после ее крещения, но далеко не сразу были восприняты народом. Из канонических ответов митрополита Киевского Иоанна II (1078-1089) видно, что народ, считая венчание в Церкви необходимой принадлежностью брака, продолжал, тем не менее, еще долго придерживаться при вступлении в брак языческих традиций умыкания и купли невест. Со временем церковное венчание брака стало повсеместно употребляться, хотя свидетельства о случаях заключения брака без церковного венчания встречаются в литературных памятниках вплоть до XVII в. На Руси, как и в Византии, заключение брака начиналось обращением жениха и невесты к архиерею с просьбой благословить их брак. Епископ выдавал просителям на руки указ на имя священника с предложением предварительно произвести «обыск», т. е. выяснить, нет ли каких-либо препятствий к браку. Этот указ назывался «венечной памятью» или «знаменем». За выдачу «знамени» взымалась пошлина, размер которой заметно увеличивался, если заключался 2-й или 3-й браки (таким образом, второбрачие было невыгодно, да и накладно). Отменены выдача «венечных памятей» и взимание пошлины за них были лишь в 1765 г. императрицей Екатериной II. В XVII в. особенность заключения брака состояла в том, что обручение сопровождалось т. н. «зарядом» – договором, по которому предусматривалась немаленькая выплата неустойки в случае расторжения брака. Этот обычай отменил царь Петр I в 1702 г., одновременно предписав совершать обручение жениха и невесты не ранее 6 месяцев до венчания, чтобы дать возможность молодым лучше узнать друг друга. Каждое дело о расторжении брака (и даже не брака, а обручения) рассматривал Святейший Синод. (А в 1744 г. императрица Елизавета потребовала от Синода предоставлять лично ей для рассмотрения каждое дело о расторжении обручения). Время правления Петра I стало эпохой грандиозных перемен в России: в частности, было положено начало развития семейного права, как одной из составляющих общей правовой структуры государства. В это время стараниями Петра I народный обряд начинает вытесняться в высшем обществе общеевропейским "политесом". Так, одним из первых стал Указ, провозглашающий принцип добровольности вступления в брак. Согласно этому документу, родственники лиц, вступающих в брак, обязаны были приносить присягу в том, что не принуждали жениха и невесту к браку. В 1714 г. царь Петр пробует ввести образовательный ценз для дворян, вступающих в брак, требуя при венчании справки о знании арифметики и геометрии. А в 1722 г. эта идея обличается в форму Устава, суть которого в том, что он запрещал женить "дураков, которые ни в науку, ни в службу не годятся". С этого же года во всех приходах священников обязуют регистрировать все акты гражданского состояния. В середине 40-х гг. этого же столетия Указом Синода запрещаются браки лиц старше 80 лет, ибо "брак от Бога установлен для продолжения рода человеческого, чего от шлющего за 80 надеяться весьма отчаянно". В 1775 г. Священный Синод издал указ об обязательном совершении церковного обручения одновременно с венчанием. С этого же года "семейное законодательство" пополняется новыми правилами. Заключение брака с 1775 г. могло производиться только в приходской церкви одного из вступающих в брак. Венчанию предшествовало обязательное оглашение. Брак заключался при личном присутствии жениха и невесты. Исключение делалось лишь для лиц императорской фамилии, венчающихся с иностранными принцессами. Возраст для вступления в брак был установлен 18 лет для мужчин и 16 лет для женщин. Для вступления в брак необходимо было получить согласие родителей, независимо от возраста жениха и невесты. Женщина также получала возможность обращаться в суд с требованием защиты от жестокого обращения со стороны супруга. Также в это время законодательно устанавливаются личные права и обязанности супругов, принимаются попытки регулировать внутренние отношения супругов в браке. Все официальные документы, касающиеся семейно-брачных отношений, входят в свод гражданских Законов. Вот, например, что гласят статьи 106 и 107: "Муж обязан любить свою жену, как собственное тело, жить с нею в согласии, уважать, защищать, извинять ее недостать и облегчать ей немощи", "жена обязана повиноваться мужу своему как главе семейства, пребывать к нему в любви и неограниченном послушании, оказывать ему всяческое угождение и привязанность как хозяйка дома". Место жительства супругов определяется по месту жительства мужа, жене вменяется в обязанность следовать за супругом, в противном случае она могла быть водворена в дом мужа принудительно. Мы уже говорили о том, какое огромное значение на Руси предавалось церковному благословению брака. Отношение к этому было настолько серьезным, что в синодальную эпоху венчать молодых мог только приходской священник жениха или невесты. Венчание лиц из чужого прихода допускалось в редчайших случаях. Запрещение венчать лих из другого церковного прихода содержалось даже в «Кормчей книге». Делалось это вот по какой причине. По указу 1775 г. желающий вступить в брак должен был сообщить об этом своему приходскому священнику (письменно или устно), указав личные данные как свои, так и своей будущей жены: имя, чин, занимаемую должность, состояние. Священник же должен был объявить прилюдно о предполагаемом браке в храме после Литургии (воскресной или праздничной) в течение 3-х недель. А прихожане, знавшие что-либо о препятствиях к готовящемуся браку, должны были сообщить об этом священнику. Если таких сообщений не поступало, то священник вносил в обыскную книгу запись о том, что препятствий к браку не открылось. Внесение такой записи в книгу и стало называться с тех пор обыском. Форма же этого обыска была составлена Святейшим Синодом в 1837 г. Скреплялась обыскная запись подписями жениха, невесты, их поручителей и приходского священника. Обязательным перед венчанием были Таинства Исповеди и Причастия. В 1802 г. Синод установил и обязательность внесения записи о венчании в метрические книги. Таким образом, можно сказать, что отношение к церковному браку, к венчанию на Руси всегда было очень серьезным, русские люди всегда помнили о том, что «браки совершаются на небесах»... Владимир (Иким), Архиепископ Ташкентский и Среднеазиатский, о православном супружестве писал так: «Родительский дом для человека – это начало пути. Здесь он учится говорить и ходить, думать и чувствовать. Здесь чуткой детской душой вбирает он впечатления и учится правде или лжи, любви или ненависти – тому, чем живет и дышит родительский дом. Горше сиротства бывает воспитание во зле. Но счастлив человек, если любовью отца и матери зажжена в нем святая Любовь Божественная. Высок и прекрасен может быть его путь – прямая тропа в Небеса. Недаром в житиях великих подвижников мы так часто встречаем слова: родился в благочестивой семье, от боголюбивых родителей. Твердынями, за стены которых не проникали бури вражды и греха, становились святорусские семьи. У домашних божниц взращивались будущие угодники Господни – иноки-подвижники, отмолившие Русь от пагубного разделения и чужеземного ига»... Но в XX в. после октябрьского переворота и прихода к власти безбожников в стране произошли огромные перемены, которые не могли не затронуть и Церковь. Декрет 1918 г. об отделении Церкви от государства лишил церковный брак юридической силы, оставив верующим право принимать церковное благословение на брак после его регистрации в органах ЗАГСа. Но на протяжении всей советской истории, в особенности, в 30-х годах, венчание, хотя официально и не запрещалось властями, подвергало тех, над кем оно было совершено, реальной опасности: гонения на веру, на Церковь в эти годы были особенно сильны. Сонмы верующих пополнили списки новомучеников и исповедников российских в 20-50-е гг. Открыто исповедывать веру было опасно для жизни, поэтому многие из тех, кто принадлежал к Православной Церкви и состояли в гражданском браке, не решались на венчание или совершали его на дому, тайно. Архиепископ Ташкентский Владимир, к трудам которого мы уже не раз обращались, написал об этом времени так: «Горька история разрушения святорусской семьи. Эта горечь сейчас наполняет наши сердца, растлевает наш народ, убивает души наших детей. От этого горького яда непонимание и даже ненависть пролегают между поколениями, жестокостью пропитываются человеческие отношения, непотребством и скотством подменяется святая любовь. Вместо светлой устремленности взаимной любви в вечность в атеистическом браке уже заложено понятие его конца, смерть. Это вносит ущербность и обреченность в существование даже внешне благополучных союзов такого типа. Брак, основанный не на духовных, а на плотских или душевных опорах, предназначен тлению; он может даже вредить человеческим душам, расслабляя их в домашнем уюте и препятствуя стремлению к Высшему». К счастью, сегодня в нашей стране идет процесс возрождения церковных традиций: многие молодые люди начинают осознанно подходить к Таинству венчания, ищут пастырского руководства в создании прочных семей. Именно поэтому, как никогда, сегодня необходима среди молодых людей брачного возраста проповедь подлинной любви, как она изложена в Евангелиях, в посланиях апостола Павла, в творениях святых отцов, рассказ о святых мужьях и женах и их детях, которые своими делами, поступками, всей жизнью своей явили свою преданность Богу, Церкви. Русская Православная Церковь понимает, что научить подрастающие поколения, да и выросшие уже, отличать любовь от страсти, от влюбленности и привязанности, научить людей любить и уметь ценить чужую любовь – это значит создать счастливые семьи и укрепить все наше общество, всю Церковь, в которой каждая семья является «малой церковью». Ведь издавна в нашей стране к процессу создания семьи подходили серьезно и ответствнно. Понимая, что делают это один раз и навсегда, что с человеком, которого ты поведешь к алтарю, тебе предстоит долгие годы жить бок о бок, деля при этом и радости и горести, рожая и воспитывая детей... Думается, уместно будет еще раз процитировать слова владыки Владимира (Икима): «Исполнение закона Христова, святого закона любви, – в несении немощей друг друга. Недаром на Руси издревле слова «любить» и «жалеть» произносились на одном дыхании. Истинная любовь немыслима без милосердия, сострадания, готовности к самопожертвованию в служении любимому. Только жаление и родственное ему чувство – нежность, а отнюдь не чувственные страсти могут стать скрепой настоящего союза, не страшащегося времени. ... Православие трезвенно, ему чужды слепые порывы и бурные надрывы. Без «страстей, рвущихся в клочья», а светло и спокойно растет взаимное чувство благочестивых супругов. Благочестивые женщины всегда боялись греха; любящие жены хотели нравиться только собственным мужьям и за счастье почитали нести им радость, созидать семью. Прекрасный домашний очаг – это высокое искусство, это шедевр женского зодчества. Зачем же на сор мирской суеты разменивать сокровище брачной любви?» Наш современник протоиерей Владимир Воробьев, обращаясь к сегодняшним молодым людям, говорит о браке так: «Какие люди и как вступают в брак – вот что важно для достоинства брака. Если они приходят с пониманием языческим, то это будет языческий брак, если они приходят как христиане и просят дар благодатной любви, дар Святого Духа, если они способны дар этот принять в свое сердце, потому что они – христиане, потому что они – члены Церкви Христовой, которая живет благодатной жизнью в единстве Тела Христова, тогда и эти христиане могут стать малой Церковью. И когда их венчают «в плоть едину» – это не есть лишь констатация плотского единства, но это есть единство в едином Теле Христовом, которое есть Церковь. Такое понимание брака, такое единство возможно только внутри Церкви, в составе Тела Христова, когда и жених и невеста являются чадами Божиими, чадами Церкви, и тогда их брак и будет христианским, тогда только он и будет таинством». За 2000-летнюю историю Христианства немало было супружеских пар, которые именно так и поняли брак и стали воистину «единой плотью» все силы свои и умения, а подчас и саму жизнь отдали служению Господу.
|