ПРАВЕДНИК В АДМИРАЛЬСКИХ ПОГОНАХ

7 «в нашем церковном календаре из святых мужеского полу — половина военных и половина монахов, воинов духовной брани». (Полное название философского сочинения, написанного Владимиром Соловьёвым весной 1899 г. – «Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории»). Это действительно так. Имена некоторых стали народными символами: достаточно вспомнить святых Александра Невского, Димитрия Донского и других святых князей, по статусу своему — людей военных. Сегодня это никого не удивляет. К тому же, они жили давно — в период становления православного государства, вместе с которым защищали и неотделимую от него Церковь. Перед смертью они, как правило, принимали монашество и даже схиму. Их личную духовную жизнь оценивать не принято. Но совсем недавняя канонизация «праведного воина Феодора Ушакова» — выдающегося флотоводца, – у многих, даже людей церковных, вызвала недоумение: отставной адмирал Феодор Ушаков не постригся в монахи, не прославился как иерарх и богослов. И действительно, если бы адмирал прославился только как воин, не проигравший ни одного сражения, уничтоживший десятки турецких кораблей и отправивший на дно сотни вражеских моряков, — речь о канонизации вряд ли могла бы идти. У нас было немало храбрых воинов на море и суше, верой и правдой служивших Отчизне: Суворов, Кутузов. Но за одни лишь военные подвиги не причисляют к лику христианских святых. Необходимо, чтобы Церковь сказала: «Да, этот человек был не только воином и государственным мужем, но и ревностным делателем на ниве Христовой, пример жизни которого имеет непреходящую ценность и будет востребован грядущими поколениями. За это он и причисляется к лику святых». Адмирала Ушакова боялись враги, им восхищались современники, его любили подчинённые и ненавидели трусы и карьеристы. И в бушующем море, и на скользком дворцовом паркете Ф. Ушаков вёл себя достойно. Он всегда жил очень скромно, воплощая в жизни евангельские идеалы, показывая, что, достигнув высот на государственной службе и получив доступ к необозримым привилегиям, можно оставаться достойным человеком. Помещик и дворянин Феодор Ушаков с уважением относился к крепостным, как ранее адмирал Ушаков – к своим матросам. Этот пример жизни истинного христианина, отвергшего все мирские столичные соблазны, и стал решающим аргументом в пользу канонизации. В Деянии о канонизации, в частности, говорится: «Одним из таких ревностных служителей Отечества и народу Божиему, явившим собою великий пример воинской доблести и христианского благочестия, был адмирал Российского флота Феодор Ушаков. Сила его христианского духа проявилась не только славными победами в боях за Отечество, но и в великом милосердии, которому изумлялся даже побеждённый им неприятель... милосердие адмирала Феодора Ушакова покрывало всех; он был воистину

RkJQdWJsaXNoZXIy ODU5MjA=