ПРАВЕДНИК В АДМИРАЛЬСКИХ ПОГОНАХ

78 4-я часть – «иностранные роды» – вступившие в подданство России; 5-я часть – «титулами отмеченные роды» – имевшие наследственные или приобретенные титулы князя, графа или барона; 6-я часть – «древние благородные дворянские роды» – берущие начало в далеком прошлом. Сродословных книг снимались копии, одна из которых хранилась в архиве губернского правления, а другая отсылалась в Герольдию Сената. Для составления и ведения Родословной книги в каждой губернии было создано постоянно действующее учреждение – дворянское депутатское собрание, в которое из каждого уезда на три года избирался один депутат. Председателем Собрания являлся губернский предводитель дворянства. Дворяне, по каким-либо причинам не имевшие жалованных грамот на дворянство, начали отыскивать доказательства принадлежности к благородному сословию. Позднее, на основании именных Указов Павла I от 20 января и 27 июля 1797 года, дворянам было вменено в обязанность представлять эти доказательства за надлежащим свидетельством, а архивам высочайше повелено помогать им в отыскании доказательств дворянского достоинства, чтобы затем на основании найденных документов составить Общий Гербовник дворянских родов Всероссийской империи. Из «Скаски Федора Ушакова» мы знаем, что «... на дворянство предков его герба и на деревни жалованных грамот не имеет, а более о дворянстве своем, в силу Табели о рангах 16 пункта, доказать чем не знает». Поэтому не случайно в начале 1798 г. «Черноморского флота вице-адмирал и Кавалер Федор Федоров сын Ушаков», обратился в Государственную коллегию иностранных дел в московском архиве и, «предъявив поколенную роспись роду своему, изъясняя в оной о происхождении фамилии своей от Косожского Князя Редеги, просил о даче ему как о начальном происхождении от рода Редеги, так и о службах предков ево … выписи за надлежащим свидетельством». Сделаем небольшое отступление, раз уж сам Ф. Ушаков упомянул про «Косожского Князя Редегю». Касожский князь Редедя (Редада, Редега) – князь касожский (черкесский). По словам русских летописей, «богатырь». Древние адыгские предания вообще называют его «могучим великаном». Редедя был верховным князем адыгского союза племен (главным образом, зихов и касогов). Его высоко ценили в черкесских (западно-адыгских) преданиях, говоря о нем, что «свое племя и родину любил больше своей головы». Те же предания и русские летописи сообщают, что Редедя обладал большой физической силой: «не было в адыхейском народе никого, кто мог устоять против силы Редеди». Он погиб в поединке с тмутараканским князем Мстиславом в 1022 году. По преданию, два сына Редеди, уведенные в Тмутаракань, были крещены под именами Юрия и Романа, причем последний будто бы женился на дочери Мстислава. (В XVI-XVII веках отдельные боярские фамилии ссылались на эти сведения летописи в своих родословных. К сыновьям Редеди возводили себя боярские роды Белеутовых, Добрынских, Викен-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODU5MjA=