Иван Айвазовский прославился благодаря морским пейзажам, но он также работал и в жанре портрета. Обычно героями его картин становились близкие, однако сохранились полотна, на которых изображены известные люди: среди них — поэт Александр Пушкин , флотоводцы и известные деятели того времени. Писал он и автопортреты.
В 1874 г. выставка работ И. К. Айвазовского во Флоренции восхитила посетителей, и Флорентийская академия художеств предложила художнику написать свой портрет для Галереи Уффици (одного из старейших музеев Италии и мира), где собраны портреты знаменитейших художников, начиная с эпохи Возрождения. Такой высокой чести из русских живописцев удостоился раньше только О. А. Кипренский. На портрете мастер в зрелом возрасте, с волевым лицом, полный творческих сил, с устремленным вперед взглядом. Существует несколько автопортретов художника, наиболее известные из них: ПОРТРЕТ ДЛЯ ГАЛЕРЕИ УФФИЦИ
На парадном автопортрете из коллекции Феодосийской галереи Айвазовскому 75 лет. Он создал его, чтобы запечатлеть для потомства свою связь с русским военно-морским флотом. Художник облачен в адмиралтейский мундир, который украшен отечественными и зарубежными наградами. Через его левое плечо протянута синяя лента — символ ордена Белого орла, который вручали за воинские подвиги и государственную службу. На заднем плане виден один из морских пейзажей Айвазовского. ПАРАДНЫЙ «АВТОПОРТРЕТ»
Однажды Иван Константинович признался Анне: «Моя душа должна постоянно вбирать красоту, чтобы потом воспроизводить ее на картинах. Я люблю тебя, и из твоих глубоких глаз для меня мерцает целый таинственный мир, имеющий почти колдовскую власть. И когда в тишине мастерской я не могу вспомнить твой взгляд, картина у меня выходит тусклая».
Серию творческих портретов И. К. Айвазовского восполняют изображения и близких родственников. Особенное место занимают образы бабушки Ашхен, отца Константина, матери Рипсимэ и старшей дочери Елены.
ПОРТРЕТ ГРАФА ЛОРИС-МЕЛИКОВА, МИНИСТРА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ Михаил Тариелович Лорис-Меликов, граф, российский государственный и военный деятель, генерал от кавалерии, почетный член Петербургской Академии наук. Родился в Тифлисе (ныне Тбилиси) в дворянской семье. Учился в Лазаревском институте восточных языков в Москве, затем в школе гвардейских подпрапорщиков и юнкеров. В Русско-турецкую войну 1877–1878 гг. фактически руководил военными действиями на Кавказе; взял штурмом Ардаган и Карс. В 1880 г. – председатель Верховной распорядительной комиссии, в 1880–1881 гг. – министр внутренних дел Российской империи.
Габриэл (Гавриил) Константинович Айвазовский (Айвазян) – средний брат художника, родился в Феодосии. Был определен родителями в армянский католический монастырь мхитаристов, основанный на острове Св. Лазаря близ Венеции в начале XVIII века армянским ученым-монахом Мхитаром. Окончил духовную семинарию, в течение многих лет был ученым секретарем конгрегации мхитаристов. Крупный ученый-лингвист, переводчик, владел 12 живыми и мертвыми языками (древними, восточными, западноевропейскими), что позволило ему стать почетным членом многих зарубежных академий и научных общественных организаций. Изображен в церковной одежде с панагией на груди. ПОРТРЕТ АРХИЕПИСКОПА ГАБРИЭЛЯ АЙВАЗЯНА, РЕКТОРА ЭЧМИАДЗИНСКОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ
В июне 1895 г. в Феодосию к Айвазовскому приезжает высокий гость – Католикос всех армян Мкртич I Хримян (1892 – 1907). Художник возил его в Старый Крым, где на месте разрушенных церквей он возвел новый храм и даже написал для него алтарный образ. В полдень Айвазовский в честь большого гостя в саду своего дома, полном цветов, дал званый обед. В этом же году вдохновленный Иван Константинович напишет картину «Католикос Хримян Айрик в окрестностях Эчмиадзина». ПОРТРЕТ КАТОЛИКОСА ВСЕХ АРМЯН МКРТИЧА I ХРИМЯНА
Самое знаменитое из них — «Прощание Пушкина с Черным морем» («Прощай, свободная стихия!») 1877 года — стало своего рода иллюстрацией стихотворения «К морю». Пушкин, появляясь из раза в раз в работах Айвазовского, общается с безудержным морем как равный, только за ним художник признает подобное могущество.
Через 20 лет Айвазовский снова проиллюстрировал то же стихотворение в картине «А. С. Пушкин на берегу Черного моря». Поэт здесь опять изображен в полный рост, но развернут лицом к зрителю — потому что его лицо Айвазовскому пришлось копировать с уже существующих портретов.
Отдельной сюжетной линией можно выделить картины, посвященные путешествию поэта по Крыму: «Пушкин в Крыму у Гурзуфских скал», «Пушкин и Раевская у моря в Гурзуфе», «Пушкин среди скал. Закат» и другие…
И. К. АЙВАЗОВСКИЙ. АЙВАЗОВСКИЙ В КРУГУ ДРУЗЕЙ. 1893. ХОЛСТ, МАСЛО.
И. К. АЙВАЗОВСКИЙ. АРУТЮН ПОГОСОВИЧ ХАЛИБЯН (АРТЕМИЙ ПАВЛОВИЧ ХАЛИБОВ) ГОРОДСКОЙ ГЛАВА НОР-НАХИЧЕВАНА. 1862. ХОЛСТ, МАСЛО.
И. К. АЙВАЗОВСКИЙ. СЕНАТОР АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ КАЗНАЧЕЕВ. 1848. ХОЛСТ, МАСЛО.
И. К. АЙВАЗОВСКИЙ. ИВАН ХРИСТОФОРОВИЧ ЛАЗАРЕВ СЫН ТАЙНОГО СОВЕТНИКА ХРИСТОФОРА ЕКИМОВИЧА ЛАЗАРЕВА. 1851. ХОЛСТ, МАСЛО.
И. К. АЙВАЗОВСКИЙ. ВИЦЕ-АДМИРАЛ МИХАИЛ ПЕТРОВИЧ ЛАЗАРЕВ. 1839. ХОЛСТ, МАСЛО.
RkJQdWJsaXNoZXIy ODU5MjA=