А как же думал сам Блок? Многообразие трактовок и расхождение в оценках (Михаил Пришвин, к примеру, видел в Христе самого Блока, а Иван Бунин, напротив, считал, что автор «дурачит публику какой-то галиматьей» в лице «пляшущего Иисусика») лишь подчѐркивают глубину созданного поэтом образа Иисуса, содержание которого не исчерпывается приведѐнными примерами. Какими бы разнообразными ни были трактовки критиков и литературоведов, сохранились записные книжки самого Блока, в которых поэт сделал несколько записей о своей поэме. Так, 18 февраля 1918 г. Блок пишет: «Что Христос идет перед ними — несомненно. Дело не в том, „достойны ли они Его―, а страшно то, что опять Он с ними, и другого пока нет, а надо Другого — ?» Но кто этот Другой, Блок сам не знает. Следовательно, образ Христа в финале поэмы был для Блока единственно возможным. Как отмечает филолог Дина Магомедова, «Блок ничего не искал. Он писал о том, что увидел. И проницательные слова Блока о Христе в финале поэмы свидетельствуют об одном: поэт был непреложно убежден в органичности именно такого завершения». Автограф Блока
RkJQdWJsaXNoZXIy ODU5MjA=