Художник во времени

Александр Александрович Дейнека 20 мая 1899, Курск - 12 июня1969, Москва Российский художник-живописец, монументалист, график, скульптор, педагог. Народный художник СССР (1963). Герой Социалистического Труда (1969). Лауреат Ленинской премии (1964).

Александр Александрович Дейнека вошел в историю советского изобразительного искусства как автор многих живописных и графических произведений, фресок, росписей, мозаик, скульптур. Родился 20 мая 1899 года в Курске, в семье железнодорожника. Первоначальное образование получил в Харьковском художественном училище (19161917).

Молодость художника, как и многих его современников, была связана с революционными событиями. В 1918 году он работал фотографом в Угрозыске, возглавлял секцию ИЗО Губнадобраза, оформлял агитпоезда, участвовал в обороне Курска от белых. С 1919 по 1920 год Дейнека служил в Красной армии, где руководил художественной студией при Курском политуправлении и «Окнами РОСТа» в Курске.

Из армии был командирован учиться в Москву, во ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские) на полиграфическое отделение, где его педагогами были В. А. Фаворский и И. И. Нивинский (1920-1925). Творческий облик Дейнеки был ярко и отчетливо представлен в его произведениях на первой же выставке в 1924 г. В 1925 году Дейнека стал одним из основателей Общества станковистов (ОСТ). В эти годы им была создана первая советская подлинно монументальная историко-революционная картина Оборона «Петрограда».

В 1928 году Дейнека стал членом художественного объединения «Октябрь», а в 1931-1932 гг. – членом Российской ассоциации пролетарских художников (РАПХ). В 1930 году художник создал выразительные в цветовом и композиционном отношении плакаты «Механизируем Донбасс», «Физкультурница».

Новый знаменательный этап в творчестве Дейнеки начался в 1932 году. Самой значительной работой этого периода является картина «Мать». С середины 1930-х Дейнека увлекся современными темами. К теме авиации художник обращался и раньше («Парашютисты над морем», 1934), работа в 1937 году над иллюстрациями к детской книге летчика Г. Ф. Байдукова «Через полюс в Америку» способствовала тому, что мастер с новой силой заинтересовался авиацией.

Историческая тема нашла свое воплощение в монументальных произведениях, посвященных в основном дореволюционной истории. Художником были сделаны эскизы панно для выставок в Париже и Нью-Йорке. К числу наиболее значительных работ конца 1930-х – начала 1940-х относится «Левый марш».

Наступает Великая Отечественная война, и в живописи, как и в жизни, мирные темы отходят на задний план. На годы Великой Отечественной войны приходится один из самых высоких подъемов в творчестве Дейнеки. В первый год войны в центре внимания Дейнеки находится прифронтовая жизнь Москвы. Первой значительной работой становится картина «Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года».

Побывав в разрушенном Севастополе, Дейнека, очень любивший этот город, потрясѐн произошедшими разительными и трагическими переменами. У него возникает идея написать батальное полотно, которое станет гимном мужеству защитников города. «Оборона Севастополя» - страшное и величественное, которое явилось своего рода гимном мужеству защитников города.

К концу войны была глубока «разрядка» в настроении художника, наглядно об этом говорит его большая картина «Раздолье» – радостная, полная жизнеутверждающей праздничной яркости, звучащая как песня благодаря ясному, прозрачному, легкому ритмическому и колористическому строю.

Есть у Дейнеки и чисто пейзажные работы. Одна из них – «Под Курском. Река Тускарь». В ней он также показывает себя мастером оригинального, неповторимого таланта. И хотя произведение это на первый взгляд несколько сурово, оно наполнено большой душевной теплотой.

Помимо живописи, Дейнека занимался и преподаванием: в Москве во Вхутеине (19281930), в Московском полиграфическом институте (1928-1934), в Московском художественном институте имени В. И. Сурикова (1934-1946, 1957-1963), в Московском институте прикладного и декоративного искусства (1945-1953, до 1948 директор), в Московском архитектурном институте (1953-1957). Он состоял в отделении декоративных искусств Академии художеств СССР, являясь членом президиума (с 1958), вице-президентом (1962-1966), академикомсекретарем (1966-1968). 12 июня 1969 года Александр Александрович Дейнека умер в Москве и был похоронен на московском Новодевичьем кладбище.

Александр Дейнека : *каталог выставки+ / Курская областная картинная галерея им. А. А. Дейнеки ; *авт.-сост. Н. М. Погрецкая]. - Москва : *б. и.], 2001. - 47 с. : ил. - (Золотая карта России). - Текст : непосредственный.

Александр Дейнека : каталог / Курская картинная галерея им. А. А. Дейнеки ; вступительная статья: Игорь Припачкин ; научная редакция: Надежда Погрецкая. - Курск : ПОЛСТАР, 2019. - 175 с. : ил., цв. ил., портр. Изображение. - Текст : непосредственные.

Александр Дейнека : живопись, графика, скульптура : *альбом / Гос. Третьяковская галерея+. - Москва : Интерроса, 2010. - 238 с. : ил., цв. ил., факс. - Текст : непосредственный.

Черемушкин, Петр Германович. Александр Дейнека / Петр Черемушкин. - Москва : Молодая гвардия, 2021. - 349, [2] с., [16] л. ил., портр., факс. - (Жизнь замечательных людей : серия биографий / основана в 1890 году Ф. Павленковым и продолжена в 1933 году М. Горьким ; вып. 2079 (1879)). - Библиография: с. 348-350 и в подстрочных примечаниях. - Текст : непосредственный.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODU5MjA=

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика