Аниматор-акробат

Борис Петрович Дежкин родился 19 августа 1914 года в Курске в семье почетного железнодорожника. Когда отец перебрался в Москву, Борис устроился на шарикоподшипниковый завод слесарем-инструментальщиком. Работал, а в свободное время рисовал. Учился на курсах карикатуристов при журнале «Крокодил» у художника Алексея Александровича Радакова, который и привел Дежкина на студию «Союзмультфильм».

С 1934 года, после окончания курсов художественной мультипликации при Доме печати в Москве, работал в экспериментальной мультмастерской под руководством В. Ф. Смирнова, затем – на к/с «Мосфильм», с 1936 года – на к/с «Союзмультфильм» аниматором, художником-постановщиком, а с 1937 года – режиссер. Сначала ставил фильмы в соавторстве с Геннадием Флегонтовичем Филипповым, Мстиславом Сергеевичем Пащенко, Евгением Тихоновичем Мигуновым. С 1954 года работал самостоятельно. Снимал рисованные фильмы. Преподавал на курсах по обучению и повышению квалификации аниматоров при «Союзмультфильме», был членом курсовой кафедры, соавтором программы обучения мультипликаторов. Входил в состав худсовета «Союзмультфильма».

Во время войны Дежкин потерял глаз. Студия еще не успела эвакуироваться, и сотрудники ходили тушить зажигалки, ловить бомбы. В тот день они сидели у Романа Давыдова, который впоследствии снимет «Маугли». Бомба попала в дом, Борис закрыл своим телом жену, и осколком поразило левую сторону его лица. Шрамы потом долго не заживали, но, самое страшное, конечно – потеря глаза. Борис потом всегда говорил: «Факт налицо». Для Бориса Петровича потеря глаза была очень большой трагедией. И немцев он не простил. Когда на студию приезжали делегации из Германии, Дежкин закрывался в кабинете и старался с ними не встречаться.

Тонкости профессии он изучал именно по Диснею. Конечно, на него тут же повесили ярлык так называемой «диснеевщины». Дежкин и не спорил: «Да, я последователь Диснея». Но не подражал своему кумиру слепо, не копировал его. Он рисовал дни и ночи. Вся квартира была в рисунках. Даже если его просили сходить в магазин, то все было зарисовано – хлеб, масло, молоко с каплями… Он отдался делу всецело и с его приходом сама анимация стала другого качества.

К сожалению, после 1984 года, когда в стране началась «перестройка», Дежкин почему-то оказался не востребован на киностудии, все предложенные им сценарии отклонялись. Зарабатывал художник иллюстрацией книг и открыток. В конце 1991 года Борис Петрович тяжело заболел на почве переживаний. Умер в Москве 13 марта 1992 года в возрасте 77 лет. Похоронен он в Москве на Ваганьковском кладбище.

Бюст Б. П. Дежкину открыт в Курске 27 августа 2018 г. Автор работы скульптор В. И. Бартенев. Бюст является частью скульптурной композиции, призванной увековечить имена известных курян, внесших большой вклад в культурную жизнь России.

Учреждение в 2016 году Фестиваля российской анимации имени Бориса Петровича Дежкина, а также увековечение его памяти на курской земле - это работа множества творческих людей из разных профессиональных сфер и даже городов, объединенных общей идеей достижения исторической справедливости. В начале двух тысячных на страницах СМИ стали появляться разрозненные публикации о курском происхождении «Русского Уолта Диснея». Осенью 2012 года прошел, кинофестиваль посвященный 100-летию российской анимации, именно на нем заговорили о курских корнях Дежкина.

орден «Знак Почета» (14.04.1944) орден «Знак Почета» (06.03.1950) Заслуженный деятель искусств РСФСР (29.09.1969) — за заслуги в области советской кинематографии

1954 – «Необыкновенный матч» (1-я премия на XVII МКФ в Венеции, 1955; бронзовая медаль на VI Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Москве, 1957). 1964 – «Шайбу! Шайбу!» (приз II Всесоюзного кинофестиваля «За мультипликационный фильм» в Киеве, 1966). За свою карьеру Борис Петрович участвовал в создании более 60 мультфильмов…

Советский мультфильм, снятый на студии «Союзмультфильм» в 1939 году. Одна из ранних работ Дмитрия Бабиченко и Александра Белякова, стоявших у истоков советской мультипликации (анимации). В создании фильма в качестве художникамультипликатора принял участие Борис Дежкин, впоследствии прославившийся рядом фильмов в качестве сценариста и режиссера.

Фильм находится в общественном достоянии, так как выпущен более 70 лет назад. В некоторых источниках он относится к классическим образцам советской мультипликации. Мультфильм сделан в диснеевском стиле, использовано шумомузыкальное озвучивание.

Дебютный мульфильм Дежкина как художника-мультипликатора, также работал он и как художник-постановщик.

В 1937 году в качестве режиссера поставил мультфильм «Привет героям!». Фильм создан во время героической челюскинской эпопеи. Используя форму сказки, фильм рассказывает о героических советских полярниках и летчиках. По свидетельству О. Абольник «в картине действовали моржи, белые медведи и другие полярные жители, гостеприимно встречающие героев на своей суровой родине».

Наиболее близка Борису Петровичу была спортивная тематика. Свой первый мультфильм на спортивную тематику – «Тихая поляна», посвященный футболу, он снял в 1946 году, и со временем именно эта тематика стала основной в его творчестве.

С 1960 года Борис Дежкин самостоятельно работал в мультипликационном кино, выступая и как художник-постановщик своих фильмов и почти всегда разрабатывая персонажи. Так появились любимые несколькими поколениями детей и взрослых «Матч-реванш», «Метеор на ринге», «Футбольные звезды», «Шайбу! Шайбу!».

Дежкин выступил художником и в таких мультфильмах, поставленных по классическим сказочным произведениям, как «Чиполлино» и «Муха-Цокотуха».

Асенин, Сергей Владимирович. Волшебники экрана. Эстетические проблемы современной мультипликации / С. В. Асенин. – Москва : Искусство, 1974. – 288 с. – Текст : непосредственный.

Гамбург, Ефим Абрамович. Тайны рисованного мира / Е. А. Гамбург. – Москва : Советский художник, 1966. – 120 с. – (Беседы об искусстве). – Текст : непосредственный.

Гинзбург, Семен Сергеевич. Рисованный и кукольный мир / С. С. Гинзбург. – Москва : Искусство, 1957. – 286 с. – Текст : непосредственный.

Борис Дежкин. Страницы биографии : *сборник+ / авторысоставители: Наталья Авдеева *и др.] ; ответственный редактор Станислав Дединский ; ОБУК «Курскоблкиновидеофонд» *и др.]. – Белгород : Константа, 2019. - 253, [2] с. : ил., цв. ил., портр., факс. – Фильмография Бориса Дежкина: с. 83-84. – Текст : непосредственный.

Иванов-Вано, Иван Петрович. Кадр за кадром / И. П. Иванов-Вано. – Москва : Искусство, 1980. – 240 с. – Текст : непосредственный.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODU5MjA=

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика