Потрясающий душу

Первые критики (Аполлон Алексанрович Григорьев, Степан Петрович Шевырѐв, Константин Сергеевич Аксаков, Леопольд Васильевич Брант) сочли «Двойника» произведением неудачным и в плане содержания, и в художественном отношении. В нетрадиционной форме повествования, где реальная действительность смешивается с больным сознанием, они увидели слабую попытку подражать Гоголю и Гофману. Непривычным для них оказалось и то, что писатель изобразил неадекватные проявления психофизической природы человека. Ап. Григорьев, в частности, писал: «Двойник» – сочинение патологическое, терапевтическое, но нисколько не литературное…». Они не поняли, что Достоевский вывел новый тип «подпольного» человека. В целом положительный отзыв дал о «Двойнике» лишь В. Г. Белинский, делая скидку на молодость и неопытность автора: «…характер героя принадлежит к числу самых глубоких, смелых и истинных концепций, какими только может похвалиться русская литература». Критик отметил и новаторскую манеру изложения: повесть рассказывается от лица автора, но языком главного героя . Виссарион Белинский

RkJQdWJsaXNoZXIy ODU5MjA=