Потрясающий душу

У современников Достоевского можно встретить определение жанра «Двойника» как романа. Сейчас литературоведы чаще называют его повестью, так как сюжет сосредоточен вокруг главного героя, нет побочных сюжетных линий, немногочисленные события происходят на узком промежутке времени и пространства. Авторская идея выражается двумя подзаголовками «Двойника». «Приключения господина Голядкина » отсылают одновременно и к традиции авантюрного (плутовского) романа, и к гоголевскому сюжету о путешествии Чичикова. Второй подзаголовок « Петербургская поэма » также указывает на связь с «Мѐртвыми душами» и вводит повесть в особый контекст «петербургских повестей», традиции которых идут ещѐ от Пушкина (новелла «Домик на Васильевском острове», поэма «Медный всадник»). Повесть создана в традиции гоголевского реалистического направления 40-х годов. Достоевский опирался на опыт предшественников в разработке темы жизни Петербурга, на физиологические очерки о городе. Но его целью было изобразить не разрозненные эскизы из быта чиновников, но целостную картину петербургской действительности. Поэтому «Двойник», как и «Бедные люди», является одним из первых свидетельств увеличивающейся зрелости русского реализма.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODU5MjA=