Потрясающий душу. Часть 2
Самой поразительной особенностью героев романов Достоевского художник считал то, что все они являются идееносцами, «душа и совесть которых находятся в постоянной борьбе за овладевшую ими социальную, философскую, но прежде всего нравственную идею». Эта черта нашла яркое выражение в образе главного персонажа романа «Преступление и наказание» Родиона Раскольникова. Эволюцию Раскольникова Глазунов показывает в трех портретах героя. На первом романтическом портрете Родион показан в городе, еще «среди людей », еще « живым» . Пока он « замечательно хорош собою », как писал Достоевский, но уже оторван от окружающих (они почти теряются на заднем плане) и погружен в свои страшные думы — об этом говорят полуприкрытые глаза. На втором портрете лоб Раскольникова пересекает морщина. Он преодолел тридцать роковых ступеней, виднеющихся сзади, и ощупывает подвешенный за пазухой топорик. Родион - больше не прекрасный романтический герой, он стал преступником до своего страшного взмаха топором, он уже « не старушонку убил, а себя убил». Третья картина демонстрирует нам это со всей очевидностью. От Раскольникова остался бесплотный дух, томящийся в каморке-гробу. В его облике не осталось ничего человеческого, скорее, он похож на привидение. Глазунов умышленно отбрасывает детали, оставляет своего героя почти непрописанным, едва намеченным. Раскольников начал избывать свое страшное, инфернальное наказание. Эта иллюстрация помогает нам понять внутреннее состояние героя после убийства.
RkJQdWJsaXNoZXIy ODU5MjA=