Курская земля богата своими культурными традициями. На территории области находится множество объектов культурного наследия: памятников археологии, архитектуры и искусства, воинской славы. В настоящее время куряне бережно хранят историю, поддерживают и развивают фольклор и ремесла.
Характерной особенностью всех без исключения регионов России становится повышение интереса к подлинной древнейшей культуре и истории своего народа, осознание культурной самоидентичности. Противодействуя массовой культуре, современное общество возрождает и хранит истинные культурные духовные ценности.
Огромную работу в возрождении народных традиций проводит научно-исследовательская лаборатория «Региональная лексикография и этнолингвистика» Курского государственного университета. Лаборатория, основной целью которой является изучение курских говоров, была создана в 1986 г. на кафедре русского языка филологического факультета КГПУ. Еѐ сотрудники осуществляют исследование курских говоров по следующим направлениям: лексикографическое описание курской диалектной лексики (создание словаря курских говоров), региональная лексика в этнолингвистическом аспекте (создание тематических этнолингвистических сборников), исследование фонетического строя курских говоров (создание фонозаписей и материалов к хрестоматии курских говоров). Изданы словари курских говоров, этнолингвистический сборник по теме «Свадьба», выпуски материалов к хрестоматии курских говоров, звучащая хрестоматия курских говоров, ономастикон Курской области (ойконимы и гидронимы).
Современная музыкальная культура Курской области сохраняет традиционную основу ― песенный и инструментальный фольклор южнорусской традиции. Ведущие фольклорные коллективы Курской области: «Тимоня» (село Плѐхово Суджанского района), Бегитчевский народный хор (село Бегичево Обоянского района), ансамбли Беличанского (село Белица) и Ильковского (село Илек) домов культуры (Беловский район) и другие.
Основы профессиональной музыкальной культуры заложены в XVIII в. в помещичьих усадьбах. Помещики Хорваты (имение Головчино) содержали крепостной театр, где ставились оперы (существовал до середины XIX в.), симфонический оркестр и музыкальную школу (оркестр распущен в 1871 г.); князь И. И. Барятинский, граф М. Ю. Виельгорский и многие другие помещики – симфонические оркестры. В первые годы советской власти, до 1921 г., в Курске действовал оперный театр, в 1936 г. основана Областная филармония, в 1938 г. ― оперный ансамбль (работал до Великой Отечественной войны), в 1946–1947 гг. при филармонии организован Русский народный хор, до сих пор на Курской земле водят традиционные красочные хороводы.
Традиционные напевы русских сел, входящих в состав Курского региона ритмически четки, подвижны, их мелодический рисунок прост и скуп. Основу песенного репертуара составляют сезонные хороводные песни и их особые разновидности: танки, карагоды и хороводы с полотенцами («ширинки»). Круговая хороводная пляска «в кружку» составляет суть понятия «карагод». Индивидуальное мастерство участвующих в ней мужчин: «хазунов», «скакунов», «крыловиков» — занимает главенствующее место. И сегодня круговые карагоды с пляской наиболее употребимы в сельской среде. Таночные песни сопровождались хороводами некругового типа с более сложными хореографическими построениями и множеством фигур. Танки водили в строго определѐнное время года, чаще всего весной и летом, и этой приуроченности соответствовали определенные песни и разновидности таночных движений.
В ряде районов старожилы хорошо помнят традицию межсельских игр, плясок, вождения танков на «гранях», то есть на пограничной между двумя-тремя селами территории. Характерной особенностью песенного фольклора Курского региона является почти полное отсутствие в нѐм традиционной протяжной лирической песни. Наиболее архаичные народные песни отличаются глубиной формы и полнотой поэтического содержания, выдержанностью фольклорного стиля, характерными диалектными особенностями. Областная певческая традиция представлена огромным жанровым разнообразием: эпические песни и баллады, исторические, протяжные лирические, карагодные, игровые, величальные, обрядовые, хороводные, вечѐрошные, шуточные, плясовые, гостевые, частушки, детский музыкальный фольклор, городские и современные народные песни. Особенно широко представлены в крае песни, связанные со старинными обрядами и праздниками календарно-земледельческого круга и семейно-бытовыми.
Наиболее общие и характерные черты и свойства песенной традиции края ― бытование сезонных хороводных («карагодных») песен, их приуроченность к определѐнному времени года, повсеместное распространение «алилѐшных» песен, то есть песен с наличием характерного припева «лѐли, лѐли», «ляли, ляли», «алилей лѐли, лѐли». Огромное множество разнообразных по форме и характеру свадебных песен, плясок, инструментальных наигрышей, песен календарно-земледельческого круга, плясовых. Последние ― подвижны, ритмически чѐтки, исполняются с опорой на хореографию. Для песенного стиля края характерна как простейшая полифоническая форма многоголосия ― гетерофония (все голоса являются вариантами одной мелодии), так и контрастное двухголосие (голоса достаточно обособлены и находятся в контрастном соотношении), а также самый развитый тип многоголосия — контрастная полифония с трехголосной основой.
Тимоня — массовая русская пляска по кругу (карагодная пляска) с пением припевок в сопровождении инструментального наигрыша, распространѐнная в южных районах Курской области. В основе «Тимони» лежит типичный для народных плясок южных областей России, особенно Курской области, шаг тройного ритма, один из видов русской «дроби». Его ритмический рисунок – тройное деление 2/4 такта, а разновидности этого рисунка бесконечны в своих вариантах.
Такое многообразие создает типичную ритмопластическую полифонию, что в сочетании с гаммой цветовой, рождаемой локальными цветами женских костюмов (зелѐным, жѐлтым, красным, синим, белым), создаѐт образ праздничного, звонкого, открытого веселья, солнечного задорного гулянья. Фантазия и импровизационный дар исполнителей между тем основываются на глубоком знании традиции. Только в народном танце еѐ нужно понимать достаточно широко. «Нет какой-то единой, раз навсегда данной «фольклорной формы, нет стабильной фольклорной традиции, но существуют различные типы этой традиции, характеризующиеся различными эстетическими нормами, выработанными коллективным творчеством различных социальных слоев в разные исторические эпохи». Эта традиция имеет глубочайшие исторические корни, потому мы и можем говорить о существовании национальной хореографии у разных народов.
Кроме плясок под собственное пение исполнителей, в селах Курского региона танцевали под аккомпанемент инструментального ансамбля. Его основу составляли духовые инструменты: жалейки, дудки, пыжатки, кугиклы. В последние годы в селах получили распространение баян, гитара, мандолина.
Жалейка («рожок») состоит из коровьего рога и вставленной в него деревянной трубки с 5–6 пальцевыми отверстиями. В трубку вставлялся пищик («пипка») из дерева, камыша или гусиного пера. Звук рожка сильный, резкий. Инструмент использовался и как сольный, и как ансамблевый.
Кугиклы (научное название – «флейта Пана») состоят из трех или пяти закрытых с одной стороны тростниковых дудочек разной длины. На них извлекаются звуки различной высоты. На пяти дудочках играют мелодию, а на трех — синкопированный аккомпанемент (одна «играет», а две «придувают»). Женщина, исполняющая мелодию, делает голосовые выкрики – «фифкает». Обычно ансамбль состоит из 3–4 инструментов, на которых играли только женщины. Наиболее распространенные наигрыши на кугихлах – «Тимоня», «Батюшка», «Под мельничкой». Инструмент и ныне бытует в селах Курской областей.
Дудка – разновидность одноствольной флейты без пыжа, роль которого выполнял язык. Инструмент имея обычно 3–5 пальцевых отверстий. Дудки изготавливались из клена, черемухи, позже появились металлические. На дудке исполнялись плясовые, достаточно сложные наигрыши. В ансамбле для исполнения второго голоса использовалась большая по размерам и более низкая по строю дудка – «двухголоска».
Пыжатка – духовой инструмент (разновидность одноствольной флейты), внешне похожий на дудку. В верхний конец ее вставлялся деревянный пыж. Пыжатка имела определенное количество пальцевых отверстий (6), которое у всех инструментов было неизменным. Длина пыжатки была около 40 см. Звук ее чистый, звонкий. Пыжатки обладали большими возможностями, на них можно было исполнять партии дудки, рожка, жнейки.
Скрипка – струнный смычковый музыкальный инструмент, который по предположению исследователей заменил вышедший из употребления древний гудок. По аналогии с гудком, на скрипке использовалось только три струны (без баска). Во время игры скрипач смычком касался одновременно двух струн – на одной исполняя мелодию, а соседнюю используя в качестве бурдона. В народной манере скрипку держали, упирая ее в плечо.
Балалайка – старинный струнный щипковый инструмент. В XVI–XVII в. искусством игры на ней владели профессиональные музыканты — скоморохи. Широкое распространение в народе балалайка получила в конце XIX ― начало XX вв. Исполнители настраивали балалайку в соответствии со своим вкусом и потребностями. Часто встречается «гитарный строй» (по звукам мажорного трезвучия), который открывает большие возможности для аккомпанемента и для сольной игры.
Танок ― древний южно-русский народный массовый обрядовый танец, с песней и элементами игры. Иногда считают особым видом хоровода. Понятие «водить танки» соответствует общерусскому понятию «водить хороводы». Знаток южнорусской фольклорной традиции Анна Васильевна Руднева писала: «Танки ― это хороводы преимущественно плясового характера с развитыми хореографическими построениями и множеством фигур. Но есть танки с элементами сценического действия ― игрового начала. Особенности танка: танки сопровождались пением самих участников, без музыкального сопровождения (карагоды, обычно, исполнялись под аккомпанемент местных музыкантов); в отличие от карагодов, движения часто линейные («улицами»), друг напротив друга.
Становление музыкально-фольклорных традиций в русской культуре происходило разными темпами, под взаимным влиянием различных этнических культур. Исполнительская культура в фольклорной традиции Курской области формировалась на протяжении длительного исторического периода под воздействием природных, социально-экономических, историко-культурных и многих других факторов. Своѐ влияние оказали и межэтнические контакты. Этим и объясняется исторически закономерная сменяемость типов художественного мышления, неповторимое разнообразие и богатство фольклорных сюжетов, форм хореографии и напевов Курской области. Главным богатством музыкального фольклора Курской области являются своеобразная традиция вождения танков (хороводов) и карагодов (плясок), бытование редкого музыкального инструмента – кугикл и наличие ансамбля дударей с многовековой традицией. Особенно распространены здесь свадебные, лирические, трудовые, календарные песни и частушки.
Рекомендуем к прочтению:
Каминская, Надежда Михайловна. История костюма : [учебное пособие для средних специальных учебных заведений легкой промышленности] / Н. М. Каминская ; [редактор Н. В. Павлова ; иллюстрации А. С. Махова, Н. А. Палянской, А. С. Скорохода]. - 2-е изд., перераб. - Москва : Легпромбытиздат, 1986. - 166 с. : ил., цв. ил. – Библиогр.: с. 161. – Предм. указ.: с. 162163. - Текст : непосредственный. Рассмотрено историческое развитие костюма, начиная от Древнего Египта и до наших дней. Описаны композиция одежды, ее силуэты и формы, пропорции, цвет, применяемые материалы. Показан специальный характер одежды. Первое издание книги было в 1977 г. Настоящее издание переработано и дополнено материалами о развитии советского костюма.
Курские народные песни / составители: П. Бульбанюк, П. Лебедев ; [автор предисловия П. Бульбанюк]. - Курск : Курское книжное издательство, 1962. - 234, [1] с. - Библиогр. в примеч.: с. 205-206. - Указ. населенных пунктов, где записаны песни, исполнителей и собирателей: с. 207-221. - Текст : непосредственный. Сборник состоит из двух частей: в первой собраны старые, традиционные, фольклорные песни Курского края, во второй песни советской эпохи. Внутри каждой части песни разбиты на группы по тематическому принципу. Распределение песен по разделам носит иногда условный характер, т. к. некоторые из них могут быть отнесены одновременно, например, и к свадебным, и к любовным, и к бытовым или хороводным песням. Распределение песен внутри цикла или группы обусловлено последовательностью комплекса событий, отраженных в них.
Щавелев, Сергей Павлович. Судьбы исторических древностей южной России и их место в ее провинциальной культуре XVII-XX веков : по материалам археолого-этнографического изучения Курского края : автореферат диссертации ... доктора исторических наук / Щавелев Сергей Павлович. - Курск, 2002. - 41 с. - Текст : непосредственный. Нескольковековое, поэтапное освоение русскими учеными-гуманитариями и краеведами-любителями разнообразных памятников истории и культуры своей страны, отдельных ее районов – постоянна как в академическипознавательном, так и в практическиприкладном своих планах. Историческое самопознание российского народа и в гуманитарной науке, и на практике тесно связано с региональным, областническим подходом к соответствующим материалам.
Материалы к хрестоматии курских говоров : [сборник / составитель С. П. Праведников]. - Курск : Издательство КГУ, 1997- . - Текст : непосредственный. Ч. 3 : Свадьба / [составители: Л. О. Занозина, Л. И. Ларина]. - 1999. - 90, [1] с. В работе содержатся этнографические тексты, объединенные темой «Свадьба». В полном объеме представлен этнодиалектный материал южнорусского свадебного комплекса. Хронологические рамки публикуемого материала – конец XIX – конец ХХ вв. Тематических сборник может быть использован диалектологами, этнографами, студентами вузов, учителями, краеведами.
Резанова, Е. И. Наблюдения над говором крестьян деревень Масловки и Хитровки Суджанского уезда Курской губернии : ответы на вопросы «Программы для собирания особенностей великорусских говоров» / Е. И. Резанова. – Санкт-Петербург, 1912. - [66] с. - Текст : непосредственный. Екатерина Ивановна Резанова стала автором работ: "Материалы к этнографии Курской губернии (Наблюдения и заметки). Детские игры. Поверья" , опубликованы в Курском сборнике. Вып. 1. Курск, 1901; "Этнографические материалы, собранные в д. Соломыковой Обоянского уезда" опубликованы в Курском сборнике.. Вып. 3. Ч. 2. Курск, 1902; "О курганах близ с. Гочева Обоянского уезда; Материалы по этнографии Курской губернии" (Детские игры. Сороки и другие обычаи) опубликованы в сборнике "Труды Курской губернской учѐной архивной комиссии". Вып. 1. Курск, 1911; "Наблюдения над говором крестьян д. Масловки и Хитровки Суджанского уезда Курской губернии" изданы в СПб., 1912; "Ефим Михайлович Чепцов" опубликованы в Известиях Курского губернского общества краеведения. 1927. № 1–2.
Пивоварова, Лидия Николаевна. Повседневная семейная жизнь крестьян российской провинции во второй половине XIX века : на материалах Курской губернии : автореферат дисертации ... кандидата исторических наук : 07.00.02 / Пивоварова Лидия Николаевна. - Курск, 2006. - 25 с. - Библиогр.: с. 25. - Текст : непосредственный. В современной исторической науке значительно вырос интерес к изучению проблем повседневности, причем особенное внимание уделяется периодам коренной трансформации условий обыденной жизни. Реформы 60-70-х годов XIX века обусловили существенные перемены в российском обществе, а также в экономике, культуре, социальной сфере. Масштабные изменения произошли в аграрном секторе, жизни крестьянства, его семейном быте, укладе, хозяйственной деятельности.
Словарь курских говоров / Курский государственный университет, Научно-исследовательская лаборатория «Региональная лексикография и этнолингвистика». - Курск : Издательство КГУ, 2004- . - Текст : непосредственный. Областной словарь дифференциального типа включает лексику и фразеологию говоров, распространенных на территории Курской области. Словарь составлен на основе диалектной картотеки, создаваемой на протяжении 40 лет (с 70-х годов ХХ века по настоящее время) и отражающей современное состояние живой народной речи курян. Словарь предназначен как для специалистов, так и для широкого круга читателей, интересующихся особенностями диалектной речи. Материалы словаря могут быть использованы при изучении диалектологии, истории русского языка, этнографии, краеведения.
Скобликова, Татьяна Евгеньевна. Связуя нить времен / Татьяна Скобликова. - Курск, 2001. - 91 с., [4] л. цв. ил. : ил. - Текст : непосредственный. Издатели ставили своей целью не только ознакомить читателей с научной работой, но и рассказать о ее авторе как о человеке ученом, краеведе, журналисте, педагоге. В разделе «Слово о мастере» коллеги, друзья и ученики Т. Е. Скобликовой вспоминают о ней. В книге представлены фотоматериалы из личного архива. Кроме монографического исследования «Традиционное гончарство в культуре Черноземья: история, семиозис, механизмы трансляции», в настоящем издании опубликованы этнографические записки Скобликовой «Кожля: легенды и были».
Терещенко, Александр Васильевич. История культуры русского народа / А. В. Терещенко ; [подготовка текста, современная версия А. Тереховой, Н. Любимовой ; дизайн , подготовка и подбор иллюстрационных материалов О. Татариновой]. - Москва : Эксмо, 2008. - 729, [6] с., [20] л. ил. : ил. - Текст : непосредственный. Традиции нашего народа - это живая историческая память, воплощение всего пройденного нацией пути, запечатленный опыт сотен поколений. Это то, что в конечном счете хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить живую связь времен и поколений, а в трудную минуту получить необходимую поддержку и жизненную опору. Сохранение этого наследия - благородная задача, выпавшая на долю терпеливых тружеников и неутомимых исследователей отечественного духовного достояния, таких, как В. И.Даль, А. Н.Афанасьев, И. П.Сахаров, М. И.Забылин.
Ковычева, Елена Ивановна. Народная игрушка : учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Народное художественное творчество» / Е. И. Ковычева. - Москва : Владос, 2012. - 158, [1] с., [4] л. цв. ил. : ил. - (Изобразительное искусство). - Библиогр.: с. 158 и в подстроч. примеч. - Текст : непосредственный. Учебное пособие предназначено для студентов, получающих образование по специальности «Народное художественное творчество». Формирование системы знаний по теории и истории народной игрушки является обучающей целью данного пособия. Методический и практический материалы, представленные в издании, помогут обогатить процесс воспитательной работы в образовательных учреждениях и в семье. Пособие может быть полезно будущим искусствоведам, культурологам, специалистам, работающим в сфере народных промыслов, педагогам образовательных и культурнопросветительных учреждений.
Дайн, Галина Львовна. Русская народная игрушка / Г. Л. Дайн. - Москва : Легкая и пищевая промышленность, 1981. - 190, [1] с. : ил. - Текст : непосредственный. Игрушка — самобытное явление материальной и духовной культуры народа. В единой живой системе народного творчества она служит важнейшим средством связи поколений. Через игрушку передается социальнокультурный опыт, воспитываются нравственные и эстетические представления. Книга иллюстрирована лучшими образцами игрушек народных мастеров, которые хранятся в Музее игрушки. Для специалистов, а также широкого круга читателей — любителей русского народного искусства.
Брыжик, Татьяна Григорьевна. Рассказы о глиняной игрушке / Т. Г. Брыжик. - Старый Оскол : ТНТ, 2007. - 379 с. : ил. - Текст : непосредственный. Книга рассказывает о русском гончарстве, глиняная игрушка — часть его. Многие годы автор повествования ходила, ездила по России, знакомилась с мастерами. Встречи, радость общения, счастье находок — всѐ это в книге.
Спасибо за внимание!
RkJQdWJsaXNoZXIy ODU5MjA=