БиблиоЭкспо «Окно в вечность. Необычные технологии создания икон» Часть 1-я.
Мы привыкли видеть иконы, писаные на деревянных досках. Не редкость сегодня и выложенные из мозаики или вышитые святые образа. И, хотя православная иконописная традиция сложилась ещѐ в I тысячелетии, и подобные эксперименты в ней крайне редки, но местные, национальные и народные традиции значительно расширяют кладезь христианского творчества. На протяжении истории Христианства существовали такие традиции и уникальные случаи, когда иконы создавались из птичьих перьев, на сушѐной (вяленой) рыбе, на черепе крокодила и т.д. В своѐм БиблиоЭкспо мы расскажем о самых необычных и редких технологиях создания икон.
Молитвенный орех. Перед вами – молитвенный орех. Он представляет собой вид миниатюрных резных изделий из дерева, популярных в Северной Европе, преимущественно в Нидерландах, в XV-XVI вв. Молитвенные орехи имеют сферическую форму и, как правило, состоят из двух соединѐнных между собой частей, что придаѐт им сходство со скорлупой грецкого ореха. Миниатюры изготавливались из самшита и изображали библейские события, в основном, сцены, связанные со Христом. Молитвенный орех.
Над созданием такого ореха мастер мог работать до 30 лет! И это неудивительно: детали проработаны настолько, что на крыльях ангела можно разглядеть пѐрышки, отделку одежды и украшения. Естественно, что таких орехов существовало немного, и стоили они баснословно дорого. Молитвенный орех. Фрагмент.
Иконы из перьев птиц. Сведений об этих изображениях немного. Они были выполнены около 1590 г. из перьев попугаев и колибри Хуаном Батистой Куирисом (1550–1580), испанским колонистом в Мексике. Он работал в одной из ремесленных школ при монастыре, которая существовала под началом епископа Васко де Кирога, известным в то время покровителем искусств и ремѐсел, в том числе – и среди индейцев. Эти образы — пример исполнения традиционных европейских образов методом, характерным для коренного населения Америки – индейцев. Иисус Христос (слева). Материал: перья колибри, попугая, ибиса, цапли и дрозда, бумага; дерево, позолота/мозаика. Справа – Дева Мария.
Иконы из перламутра (на перламутре). В XVIII–XIX вв. из Святой Земли часто привозили иконки, резанные по перламутру – традиционному материалу для мастеров из Палестины. Главными центрами их изготовления являлись Вифлеем и Иерусалим, где в начале XIX в. даже была открыта школа резьбы по перламутру. Искусно выполненные прорезные и рельефные узоры цветов и растений (тюльпанов, роз, ветвей пальмы и лавра), профессионально разработанные многофигурные композиции свидетельствуют о том, что мастера, православные арабы (мелькиты), использовали сложнейшие технические приемы резьбы – от низкого рельефа до накладного горельефа, гравировки и мозаичного набора геометрического орнамента. Раковины для изготовления паломнических реликвий добывались в Персидском заливе, Красном море и Тихом океане. Они имели различные цветовые оттенки, но особенно ценился ослепительно белый перламутр с тончайшими переливами. Икона из перламутра.
Перламутр – материал, трудно поддающийся обработке, хрупкий и при неосторожном применении инструмента быстро покрывающийся трещинами. Поверхность раковин выглаживалась на точиле, в воде, иначе перламутр мог разогреться и треснуть или даже потускнеть. Резать по твердым раковинам можно было только закалѐнной пилой или песчаным камнем, поэтому мастера использовали, чаще всего, приемы т.н. плоскостной резьбы, и лишь самые искусные из них применяли объѐмную и просечную технику. На раковинах и камнях из Иерусалима особенно часто изображали сюжет «Воскресение Христово», точнее, «Восстание Иисуса Христа из Гроба». Восстание из Гроба. Икона на раковине. 1-я пол. XIX в. Палестина. Восстание из Гроба с образами двенадцати апостолов. Икона на раковине. 2-я пол. XIX в. Палестина.
Произведения высокого профессионального уровня служили, как правило, драгоценными подношениями особам царского рода, либо высокого духовного сана и относились к разряду очень дорогих. В России, к примеру, пять перламутровых икон украшали иконостас Гефсиманского скита Троице-Сергиевой Лавры, освящѐнный митрополитом Филаретом (Дроздовым). В то же время, социальный круг богомольцев был разнообразным, и поэтому местные реликвии исполнялись с учетом потребностей, вкусов и возможностей паломника. Из перламутра резались нательные, аналойные, напрестольные и стационарные кресты, панагии, иконы и образки, дробницы (миниатюрные вставки) и накладки на богослужебные книги. Иногда перламутровые иконы выполнялись прямо на раковине. Примером такой иконы служит образ Неопалимой Купины из Синайского монастыря мц. Екатерины, который ныне хранится в Принстонском университете. Икона на раковине из Синайского монастыря.
Сегодня российские мастера успешно продолжают традиции изготовления икон на перламутре. Иконы золотошвейной Дивеевской мастерской «Япос-Арт».
Иконы на рыбе. А это икона на сушѐной (вяленой) камбале. Образы на сушѐной рыбе крайне редки, их стали писать в XVIII-XIX вв. чумаки — возчики, виноторговцы, солеторговцы, проживавшие на территории Малороссии и Юге России с XVI в. и занимавшиеся торгово-перевозным промыслом. Они отправлялись за товаром на Чѐрное и Азовское моря на возах, запряжѐнных волами, а затем перевозили его на ярмарки и продавали. Чумаки проводили очень много времени в дороге, путешествовали не в одиночку, а перемещались караванами, всегда готовые дать отпор разбойникам и грабителям на дорогах. Но и вдали от дома, в пути они не переставали молиться. Так появились иконы, писаные на вяленой рыбе. «Рыбные» иконы чумаки вешали на свои телеги и повозки, чтобы благополучно вернуться домой. (Аналогично тому, как сейчас верующие держат иконы в автомобилях). Такие иконы назывались «подорожными». Впоследствии эту иконописную традицию от чумаков восприняли поморы и монахи Соловецкого монастыря. Икона на сушёной камбале XIX в. из храма с. Демки Черкасской области.
Скорее всего, чумаки выбрали для написания икон рыбу не случайно, так как именно рыба – один из древнейших христианских символов. Слово ichthus (др.-греч. Ίχθύς — рыба) является акронимом (акроним – слово, образованное путѐм обозначения каждой из начальных букв, составляющих его словосочетания), который означает «Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель». Также, возможно, что традиционная деревянная основа была тогда дороже сушѐной рыбы. Возникает вопрос: как же такие иконы сохранились до наших дней? Ответ прост: среди чумаков было принято в случае удачного «рейса» жертвовать такие иконы в храм, где они бережно сберегались. Икона на сушёной камбале.
Евлогия или Икона путешественника в бутылке. Традиция брать с собой иконы в путешествие в XIX в. была распространена не только у чумаков. Простые паломники изготавливали иконы-композиции из бумаги, картона, засушенных трав и прочих подручных средств в бутылках. Такие иконы или кресты в бутылках назывались евлогии (от греческого слова εὐλοϒία — «благословение»). Паломники покупали их в монастырях на память о поездке. После революции евлогии почти исчезли, и интерес к ним возродился лишь в наши дни. Евлогии
К слову сказать, термином евлогия обозначали тогда не только сувениры для паломников, но и хлеб, воду и елей, освящѐнные в церкви, а также сосуды для них. Первые евлогии появились в Российской империи ещѐ в середине XVIII в. Тогда их собирали монахи и монастырские послушники. Автор книги «Евлогии в сосудах: в поисках утраченного промысла» Владимир Возилов отмечал, что сувениры изготавливали с тремя целями: так могли исполнять послушание — работу на благо обители; создавать художественные предметы для продажи или же просто заполнять свободное время. Евлогии
Самые ранние евлогии помещали в штофы — большие четырѐхгранные бутылки из прочного стекла. Их объѐм мог достигать полутора литров. Наливали в такие сосуды, чаще всего, крепкий алкоголь. Штофы попали в Россию при Петре I и быстро обрели популярность. В монастырском промысле они использовались благодаря крупному размеру и возможности легко достать такую ѐмкость. В XVIII в. внутрь бутылок помещали плоские изображения — пластины с рисунками на евангельские темы. На оборотную сторону прикрепляли зелѐный мох. В XIX в. вместо штофов мастера начали использовать другие стеклянные ѐмкости разных форм. В это время возникли центры массового производства евлогий. Одним из таких мест стала Троице-Сергиева лавра. Поделки там создавали давно — в основном, несложные и мирского характера (вроде деревянных ложек). Но после реформы 1861 г. и отмены крепостного права число паломников резко возросло: в Лавру стали приезжать крестьяне, которые раньше не могли свободно перемещаться по стране. Тогда мастера придумали новый вид паломнических сувениров — бутылки с резными деревянными фигурками святых внутри. Евлогия в четырёхгранном штофе.
В Троице-Сергиевой лавре возник особый вид евлогий — «Голгофы». В бутылку помещали изображение одного из главных христианских символов — горы Голгофы, на которой распяли Иисуса Христа, — и крест. Ещѐ одним популярным сюжетом стало «Посещение Богоматерью прп. Сергия Радонежского». Со временем Троице-Сергиева лавра стала главным местом, откуда паломники на память о путешествии к святыне привозили евлогии. Так, евлогии превращались из простого сувенира в произведение искусства. Стеклянная тара эволюционировала: бутылки в конце XIX в. заменяли даже на прозрачные яйца. Композиция внутри усложнялась: фигуры размещались в несколько ярусов, становились объѐмными. Для евлогий, чаще всего, выбирали невысокие ѐмкости с широким и коротким горлом, которое позволяло мастеру поправить композицию с помощью инструментов. Тару не всегда можно было изготовить специально для сувенира, поэтому пользовались тем, что было под рукой. Евлогии с Голгофой.
Как именно помещали евлогии с евангельскими мотивами в сосуды, до сих пор точно неизвестно: после смерти мастеров их секреты оказались утрачены. Исследователи ориентировались на технологию, по которой создавались похожие нерелигиозные сувениры. Раньше многие мастера придумывали авторские методы, как поместить через горлышко объѐмный предмет или расправить внутри плоский. Кто-то пользовался магнитами, кто-то — верѐвочками. Часто модели делали складными, в собранном виде проводили через горлышко, а разворачивали уже внутри бутылки. Производство евлогий прекратилось после 1917 г. — вместе с распадом Российской империи и антирелигиозной борьбой новой власти. Интерес к ним возродился лишь в современной России. Евлогии.
Иконы на костях и черепах животных. В Вологодском государственном музее-заповеднике хранится уникальная икона XIX в., написанная на позвонке кита. Изображения, сделанные на лопастях позвонка, дополняет надпись, повествующая об истории предмета: «Господи, прими от недостойного ра [ба твое] го в знак незабвенной памяти. Добыт в 1889 году сентября 18-го с Ледовитого океана во время моего путешествия по северному краю. Прихожанин Нѐбдинской Преображенской церкви Андрей Михайлович Латкин». Икона Андрея Латкина.
Кем был уроженец Нѐбдино Андрей Латкин, точно неизвестно – вероятно, его можно отнести к купеческому сословию. И, скорее всего, Латкин участвовал в китобойном промысле на Севере, где корабль его потерпел кораблекрушение, а Латкин чудом спасся. В знак этого он и решил заказать мастеру икону на позвонке добытого им кита. На гигантской кости изображѐн лик Иисуса Христа, библейский сюжет «Преображение», пророк Иона и проглотивший его кит. (Судя по изображению, мастер-иконописец никогда кита не видел). Также нарисованы ангелы, апостолы и святые. Автор или авторы иконы неизвестны. Возможно, что их было несколько, потому что изображения нанесены в разные периоды. За столетнюю историю экспонат претерпел значительные изменения – ряд обновлений и утрат красочного слоя, значительное загрязнение его горизонтальной поверхности, не позволявшее даже разглядеть имеющееся изображение Иисуса Христа в терновом венце. После многолетней реставрации живописного произведения экспонат сегодня выглядит так.
Икона на позвонке кита.
А вот иконы на костях и черепах животных и рыб поменьше – не такая уж редкость. Хотя точно неизвестно, когда именно появилась такая традиция, но она была распространена на Святой Земле вплоть до XIX в. Такие иконы иногда были частью традиции, когда из материала, обретѐнного на святом месте, писались иконы, изображающие события, на этом месте произошедшие. Иконы на черепе крупного сома (слева) и на черепе крокодила (справа).
Например, иконы могли быть написаны на гальке («голышках») из Иордана. Большинство резных изображений на камнях, взятых из Иордана, представляют собой сюжет Богоявления – Крещения Господня. Гораздо реже на иорданской гальке встречаются сюжеты, связанные с Иерусалимом. Иконография небольшой каменной иконки «Спас в темнице» конца XIX в., например, повторяет одно из клейм афонской гравюры «Храм Гроба Господня (Кувуклия)» середины XIX столетия. Христос представлен закованным в каменную колоду, в то время как в русской традиции Он всегда изображался в железных кандалах. Спас в темнице. Резная икона на камне из Иордана. Конец XIX в. Палестина. На обороте резная надпись: «иорданский камеиь».
Другая икона заставляла богомольца вспомнить об особом празднике «Прихождение Божией Матери в Горний град Иудов» (или «Целование»), установленном архимандритом Антонином (Капустиным) в Горненском монастыре в шестой день после Благовещения. Целование Богородицы и праведной Елисаветы. Резная икона на камне из Иордана. Последняя треть XIX в. Иерусалим. На обороте – резная надпись: «иорданский камен».
А этот двухрядный каменный образок Вознесения Господня и Моления о чаше, стал, согласно надписи на обороте, благословением епископа Самарского Герасима (Добросердова) на освящение женской Раковской общины вблизи Самары в 1876 г. Вознесение Господне. Моление о чаше. Резная икона на камне из Иордана. Около 1876 г. Иерусалим. На обороте – резные надписи: «иорданский камен», «1876 благословил Преосв: Герасим Самарский Раков: Общину».
Иконы на спилах деревьев. После покупки в 1868 г. архимандритом Антонином (Капустиным) в Хевроне участка земли с Мамврийским Дубом (Мамври́йский дуб, или Дуб Авраама — дерево, под которым почти 5 тысяч лет назад Авраам принимал Бога. Оно сохранилось до наших дней. Находится на территории русского монастыря Святой Троицы в Хевроне, в 3 км северо-западнее пещеры Махпела, на Западном берегу реки Иордан, в Палестинской автономии), в России стали появляться паломнические святыни, связанные с этим местом. На спилах Дуба писался образ Святой Троицы, называемый «Гостеприимство Авраама». Святая Троица Ветхозаветная. Икона на спиле Мамврийского Дуба. Начало XX в. Палестина. На обороте – надпись чернилами: «+ Благословение рабе Божией Марии Ивановне [Ивановой] от Арх. Арсен[ия] Маврийск. Дуб. 1914 24 Апр.».
Святая Троица Ветхозаветная. Икона на спиле Мамврийского Дуба. После 1886 г. Палестина, Россия. На обороте – надпись: «Настаящая икона [Святой] Троицы, написана[я] на ча[сти] Маврийскаго дуба[,] полученной в 1886 г., Генерало[м] М. […] Карауловым в Иерусалиме, от настоятеля Духовной Миссии О. Архимандрита Антанина».
Как правило, такие иконы изготавливались в Иерусалиме при Русской Духовной Миссии, хотя, не исключено, что некоторые из спилов украшались живописью уже после возвращения паломников на Родину. Иконописцы стремились с максимальной точностью воспроизвести реалии Святой Земли – пейзаж с изображением одной из святынь христианского мира, Дуба Мамврийского. Таким образом, соединялись в одно целое священное изображение и священный предмет, что было особенно ценным для паломников из России. Кроме традиционного образа Святой Троицы, на спилах Мамврийского Дуба иногда встречаются и другие сюжеты. Так, игумен Вениамин, основатель Вениаминовского подворья в Иерусалиме, вместе с донесением великому князю Сергию Александровичу от 15 декабря 1894 г. послал великой княгине Елисавете Феодоровне икону «Посещение Пресвятою Девою святой праведной Елизаветы», вырезанную на спиле дуба Мамврийского. Чуть позже, 8 мая 1895 г., он писал секретарю Императорского Православного Палестинского Общества Михаилу Петровичу Степанову: «А Ваше превосходительство прошу принять часть Мамврийского дуба, ветвь которого 30 лет назад отпала во время бури и в складе стояла без пользы, я, по смерти архимандрита Антонина, взял и по частицам отдавал как святыню в Россию, в храмы Божии».
Одним из наиболее распространенных в Иерусалиме видов ремесленной паломнической продукции являлись образки, вырезанные на спилах олив, напоминающих о молении Спасителя в Гефсиманском саду. Многие сюжеты посвящены Крестным страданиям Спасителя и повествуют о событиях Крестного пути, по которому в первую очередь проходили и проходят в наши дни все поклонники Святого Града. Несение Креста. Резная икона на спиле оливы. Конец XIX — начало XX вв. Иерусалим.
Несение Креста. Икона на спиле оливы. Живопись масляной краской. Конец XIX в. Иерусалим.
Не так часто на спилах оливкового дерева можно обнаружить повторения других святынь – например, чтимой иконы «Благовещение Богородицы» из Троицкого собора миссии, которая ежегодно в день Благовещения переносилась в Горненскую обитель и ставилась на игуменское место вплоть до праздника Рождества святого Иоанна Предтечи. Трехмесячное пребывание святыни в монастыре напоминало о том, как в течение этого времени Божия Матерь гостила в доме праведной Елисаветы. Благовещение Богородицы. Резная икона на спиле оливы. Конец XIX — начало XX вв. Иерусалим. Вверху – печать: «Jerusalem».
Иконы в ризах из оренбургского пухового платка. Украшая иконы серебром, золотом, драгоценными камнями, люди приносят в дар Богу самое дорогое, что у них есть в материальном мире, выражая так свою любовь. Достояние Оренбуржья – пуховый платок. Он является частью национального наследия промыслового искусства России. В 2018 г. по благословению наместника Свято-Димитриевского монастыря г. Оренбурга в Студии ремёсел Анны Советовой была создана первая икона в ризе, выполненной из ажурной пуховой паутинки, — образ Покрова Божией Матери. Иконы «Сотворение мира» и «Покров Пресвятой Богородицы» в ризах из оренбургского платка.
В течение нескольких лет в Студии была изготовлена целая коллекция икон в пуховых ризах. Среди образов — иконы Спасителя и Богородицы, небесных сил и святых. Иконы Спасителя и благоверных князей Петра и Февронии Муромских.
Иконы в технике макраме. Макраме – техника узелкового плетения. Существует с давних времѐн. Некоторые историки утверждают, что еѐ истоки следует искать в Китае и Японии, а в VIII-X вв. макраме пришло в Европу, где большую популярность получило благодаря мореплаванию. Система парусов на кораблях требовала специфики в завязывании узлов, в результате чего возникают разные по красоте и функциональности узлы, численность которых насчитывала тысячи. История макраме прослеживается с давних времѐн у многих народностей. То же самое можно сказать и про Русь. Макраме зародилось ещѐ в период язычества, и славяне придавали узелковому плетению огромное значение. Это больше было сакральным (ритуальным) действом, а сами рисунки отражали миропонимание славян. После крещения Руси в 988 г., макраме стали запрещать, как один из видов колдовства. Настоящий бум макраме наблюдался в России в XIX - начале XX вв. Сложно сказать, когда появилась первая икона, сделанная узелковым плетением. Но можно утверждать, что иконы макраме отличаются своей утончѐнностью, мягкостью. Как и то, что из всех способов изготовления икон, макраме является одним из наиболее трудоѐмких и долгих. Поэтому такие иконы стоят очень дорого. Мы познакомим вас всего лишь с одним мастером, который создает иконы в этой технике.
Владимир Анатольевич Денщиков (1952 – 2022) – единственный в мире мастер, который создавал удивительные иконы из льняной нити в технике узелкового плетения макраме-коллаж. Он много лет проработал актѐром, режиссѐром, художникомпостановщиком в Крымском академическом русском драматическом театре имени М. Горького. Уже тогда он увлѐкся макраме. Но однажды его поразил инсульт. Лѐжа под капельницей, художник продолжал плести сокровенные узелки, и чувствовал, как парализованная рука обретает прежнюю силу, словно ею управляет Сам Господь. Так он и пришел к вере... Макраме автор занимался более тридцати лет, иконами – десять. Владимир Денщиков со своими работами
Техника плетения узелков - запатентованная разработка Владимира Денщикова. Так же, как и ткань, из которой автор создавал одежду святых. Для еѐ создания он использовал нить из чистого льна. На одну икону художник тратил от трѐх до шести месяцев. Каждый узелок завязывается вручную, а одна икона насчитывает миллионы таких узелков. Лики и ладони святых писались красками на холсте, поэтому техника и называется макраме-коллажем. Свои работы мастер выполнял по благословению священнослужителей в соответствии с церковными канонами и обязательно перед этим постился. Порадуйтесь, глядя на его работы! Пресвятая Троица
Равноапостольная княгиня Ольга и преподобный Серафим Саровский .
Образ «Знамение» Пресвятой Богородицы и святитель Николай.
RkJQdWJsaXNoZXIy ODU5MjA=