Музыкальный сказочник

«…в любом правиле существуют исключения, более того, они даже необходимы, если правило нарушает гений…» Н. А. Римский-Корсаков

БИОГРАФИЯ Николай Римский-Корсаков родился 18 марта 1844 года в городе Тихвине Новгородской губернии (сейчас Ленинградская область ). Его отец Андрей Римский-Корсаков служил новгородским вице-губернатором, позже — гражданским губернатором в Волынской губернии. В 1835 году ушел в отставку и поселился в фамильном имении. Мать композитора Софья Скарятина была дочерью орловского помещика Василия Скарятина и крепостной крестьянки.

В шесть лет Николай Римский-Корсаков научился играть на фортепиано, а уже в 11 он написал свои первые произведения — дуэт для голосов с аккомпанементом фортепиано на слова из детской книжки и увертюру. Однако Римский-Корсаков не мечтал быть музыкантом: «Музыку я не особенно любил, или хотя и любил, но она почти никогда не делала на меня сильного впечатления или, по крайней мере, слабейшее в сравнении с любимыми книгами. Но ради игры, ради обезьянничанья… я пробовал иной раз сочинять музыку и писать ноты».

В 1856 году Николай Римский-Корсаков поступил в Морской кадетский корпус в Петербурге . Там он изучал военное дело, научился стрелять из пушки, чинить корабли, даже несколько раз выходил в открытое море и плавал на судне «Прохор», где капитаном был его брат Воин Римский-Корсаков. Также кадетам преподавали астрономию и математику. В выписке из личного дела РимскогоКорсакова отметили: «По-русски читает очень хорошо, пишет хорошо, по грамматике — довольно хорошо. Арифметика на программу своего возраста — очень хорошо; знает более требуемого. География — очень хорошо. В истории — хорошо. Французский язык: читает весьма хорошо, переводит с французского свободно и говорит».

С осени 1858 года Римский-Корсаков стал брать уроки у пианиста Федора Канилле. Тот познакомил начинающего композитора с произведениями Джоаккино Россини, Джакомо Мейербера и Людвига ван Бетховена. Под руководством учителя он написал несколько небольших пьес. В ноябре 1861 года Канилле привел РимскогоКорсакова в кружок музыканта Милия Балакирева — «Могучую кучку». В него входили Модест Мусоргский , Александр Бородин и Цезарь Кюи . Через год начинающий композитор написал свое первое крупное произведение — Симфонию№1.

По настоянию Балакирева РимскийКорсаков вновь принимается за свою симфонию: он сочиняет недостающие трио для скерцо и полностью переоркестровывает произведение. Обратившись под влиянием Балакирева к славянским народным мелодиям, РимскийКорсаков придерживался в музыке национального колорита, что и в дальнейшем будет характеризовать большую часть его творчества. Найденный здесь музыкальный язык, затем был успешно развит в таких сочинениях, как «Увертюра на три русские темы», «Сербская фантазия».

Этапным произведением композитора стала музыкальная картина «Садко». В «Садко» Римский-Корсаков, которого позднее назовут «сказочником», впервые соприкоснулся с миром сказки; здесь он впервые использует придуманный им симметричный лад, так называемую «гамму РимскогоКорсакова», которую и в дальнейшем он применял для характеристики фантастического мира в своих музыкальных произведениях.

Николай Андреевич Римский-Корсаков - русский композитор, педагог, дирижёр, общественный деятель, музыкальный критик, член «Могучей кучки». Среди его сочинений - 15 опер, 3 симфонии, симфонические произведения, инструментальные концерты, кантаты, камерноинструментальная, вокальная и духовная музыка. Шедевры легендарного Римского-Корсакова стали символом России и прославили имя музыканта на весь мир.

Н. А. Римский-Корсаков «Сейчас я буду очень много говорить, а вы будете очень внимательно слушать. Потом я буду говорить меньше, а вы будете слушать и думать, и, наконец, я совсем не буду говорить, и вы будете думать своей головой и работать самостоятельно, потому что моя задача как учителя — стать вам ненужным…»

Пожалуй, самой известной и всеми любимой оперной сказкой Римского-Корсакова стала «Снегурочка» - «Весенняя сказка». В ее основе ― одноименная пьеса А. Н. Островского. Однако приглянулась она композитору не сразу. Сохранился рассказ Римского-Корсакова о сюжете его любимой оперы.

Сюжет новгородской былины о гусляре Садко волновал композитора с юности. Именно он вдохновил Римского-Корсакова на создание одного из первых значимых произведений, заслуживших любовь слушателей, ― симфонической картины «Садко». Картина воспроизводит сцену встречи Садко и Морского царя. Но Николай Андреевич, очевидно, чувствовал, что не исчерпал всех художественных возможностей истории о новгородском гусляре и через много лет вновь обратился к этой теме, но уже как к оперному сюжету. При этом жанр оперы обозначил как «опера-былина».

Еще в 1880-х годах В. В. Стасов обращал внимание Римского-Корсакова на сюжет прекрасной пушкинской сказки ― «Сказки о царе Салтане, о сыне его, славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче, и о прекрасной Царевне Лебеди». Но, как это часто бывало у композитора, сюжет вызревал довольно долгое время, и обратился к нему Римский-Корсаков в год, когда вся страна праздновала 100-летие со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина.

Сохранился интересный материал, свидетельствующий о работе композитора над оперой «Сказка о царе Салтане»: это издание сказки Пушкина с многочисленными пометками Римского-Корсакова.

«Последняя опера Н. А. РимскогоКорсакова «Золотой петушок», непринятая к постановке на Императорских сценах, пойдет в наступающем сезоне в оперном театре г. Зимина». — «Русские ведомости» за 16 (03) июля 1908 года. Несмотря на ее запрет и неприятие «элитой», в музыкальных кругах эта опера получила яркие отклики и по воспоминаниям современников является одним из сильнейших оперных сочинений Корсакова.

Николай Андреевич Римский-Корсаков / оформление А. Веселова ; составитель Н. Хотунцов. - Санкт-Петербург : Союз художников, 2017. - 93, [2] с. : ил., портр. - (Композиторы о композиторах). – Библиогр.: с. 91-94. - Текст : непосредственный.

Соловцов, Анатолий Александрович. Николай Андреевич Римский-Корсаков : очерк жизни и творчества / А. Соловцов. - Москва : Музыка, 1984. - 397, [2] с. : ил. - Текст : непосредственный.

Римский-Корсаков : исследования, материалы, письма : в 2-х томах / *редакционная коллегия: Д. Б. Кабалевский и др.]. - Москва : Издательство Академии наук СССР, 1953 - 1954. - (Музыкальное наследство). - Текст : непосредственный.

Римский-Корсаков, Николай Андреевич. Летопись моей музыкальной жизни / Н. Римский-Корсаков. - 9-е изд. - Москва : Музыка, 1982. - 439, [1] с. - Текст : непосредственный.

Соловцов, Анатолий Александрович. Римский-Корсаков : научно-популярный очерк / А. Соловцов. - Москва : Музгиз, 1960. - 311, [1] с., [8] л. ил. - Текст : непосредственный.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODU5MjA=

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика