Классические традиции

В качестве приглашенного дирижера исполнил десятки премьер произведений белорусских композиторов, а также множество сочинений русской и западно-европейской классики с Государственным академическим симфоническим оркестром Республики Беларусь. Благодаря Козинцу и его интересу к творческому наследию «Песняров» в 2010 году народный оркестр имени Иосифа Жиновича вернул из небытия рок-поэму Игоря Лученка и Владимира Мулявина «Гусляр», а в 2012-м - рок-оперу Мулявина «Песня о доле. Дирижер (с 1972 года), художественный руководитель и главный дирижер Государственного академического народного оркестра Республики Беларусь имени И. Жиновича (с 1975 г.)

«Мой роман с музыкой определился еще в моем деревенском детстве на Вилейщине, когда я лет в восемь взял гармонь. Потом - музыкальная школа, деревенские танцы и свадьбы, дальше музучилище и два консерваторских образования - по народным инструментам и дирижированию» М.А. Козинец

«В оркестре я работал с 1972 года, а в 1975-м после смерти Иосифа Жиновича стал главным дирижером. Я тогда очень увлекся работой - динамика была атомная. Для оркестра писали все наши гранды-композиторы, начиная с Евгения Глебова и Дмитрия Смольского. Вот поэтому я без раздумий и отказался от предложенной должности ректора в 1984-м. А вскоре у меня случился инфаркт. Признаться, я даже внутренне обрадовался - ситуация с моим отказом вроде как сама собой разрешилась. Но, оказалось, мне просто дали полгода, чтобы оправиться» М.А. Козинец Бывший студент консерватории Петр Елфимов - выступают вместе с маэстро

Государственный академический народный оркестр Республики Беларусь имени И. Жиновича под руководством М. Козинца многие произведения белорусских композиторов исполнили впервые. В работе с оркестром он уделяет большое внимание вопросам композиции, сбалансированности звучания разных оркестровых групп, нюансов, тембральной красочности.

М. Козинец — первый интерпретатор многих произведений белорусской музыки , в том числе кантаты для хора, солистов и народного оркестра «Родные песни» Ю. Семеняки , «Концерт для фортепиано с оркестром народных инструментов» Г. Вагнера, «Праздничная поэма» и «Юбилейная увертюра» Я. Глебов , «Второй концерт для цимбал с оркестром» и «Рапсодии для двух цимбал с оркестром» Дз. Смольский , Симфонии и увертюры «Белорусские вечера» К. Цесакова, «Концерт для оркестра народных инструментов» В. Иванова, фрескикартины «Земля отцов» и увертюры «Праздник урожая» В. Войтыка, симфония «Память Земли», музыкальная картина «На куполе», гармошка «Народные игры», обработка народных мелодий «Картошка», «Крыжачок», «Саука ди Гришка» А. Мдывани и другие.

Именно Михаил Антонович предложил Андрею Мдивани написать первую в истории белорусской музыки симфонию для народного оркестра, – раскрывает подробности Ольга Брилон. – Так родилась его 5-я симфония «Память земли», за которую композитор получил Государственную премию. Вместе с симфоническим оркестром Михаил Антонович был первым исполнителем 6-й симфонии «Полоцкие письмена» и других произведений Мдивани.

Состав оркестра в течение 85-ти лет менялся постоянно, но в тоже время уникален по своему инструментальному составу и звучанию. Главное место принадлежит белорусским цимбалам, в него входят также трубы и лиры, баяны, флейты, гобои, кларнеты, ударная группа, потом присоединились многочисленные народные духовые инструменты, электроника.

«Мы играем фолк, но сегодня я сказал бы, что нам больше подходит название «Национальный академический оркестр белорусских народных инструментов». Мы можем играть все - от Баха до Лученка, но наш звук - это народные инструменты, нас узнают по инструментовке, аранжировке. А в последние годы оркестр заново открывает публике крупные формы Владимира Мулявина и «Песняров». Причем порой это восстановление с нуля - ту же рокоперу «Песня про долю» наш музыкант и дирижер Александр Кремко снимал для оркестра по слуху с ужасного качества записи» М.А. Козинец

«Творчество Мулявина — это образец единения музыки и поэзии. «Гусляра» и «Песню о доле» мы восстановили к 80-летию оркестра и 130-летию Янки Купалы. Это очень интересные, достойные, но, к сожалению, давно забытые произведения. Запись «Гусляра» есть на пластинке фирмы «Мелодия», а «Песня о доле» сохранилась только на любительской аудиозаписи. В исполнении «Песняров» эти произведения называют рок-операми, но по сути они очень близки к мелосу белорусской народной песни и, считаю, прекрасно прозвучали в исполнении нашего оркестра» М.А. Козинец

В 1976 году «Песня о доле» рождалась на моих глазах. Помню, с какими сложностями пришлось тогда столкнуться Владимиру Георгиевичу и автору либретто Валерию Яшкину. Им предстояло выполнить трудную задачу: очень тактично, не в ущерб задумке Янки Купалы подкорректировать поэму так, чтобы цензура пропустила оперу. Во время подготовки «Песни о доле» мы встречались с заслуженным артистом БССР, «песняром» Владиславом Мисевичем. Он много интересного вспомнил о работе ансамбля над «Песней», в том числе и то, как приходилось изощряться перед цензурой. Козинец и Мисевич

Во многом эти спектакли состоялись благодаря колоссальной работе, которую провел заслуженный артист Беларуси Александр Кремко — дирижер оркестра и композитор. Он восстановил партитуры обоих произведений на слух, ведь нотный материал не сохранился. Александр Кремко сделал великолепную аранжировку и оркестровку произведений. Он дополнил звучание оркестра роялем и струнными. Мы восстановили «Гусляра» и «Песню о доле», но при этом не претендовали на точное копирование «Песняров». Это невозможно и не нужно. Мы эти произведения исполнили по-своему. На постановку «Гусляра» Министерство культуры выделяло средства. Думаю, итог нашей работы впечатлил, поэтому на следующий год мы получили госзаказ: подготовить программу к 120-летию со дня рождения Максима Богдановича. Так появился мюзикл-притча «Апокрыф» композитора Ларисы Симакович. Восстановление «Песни о доле» было бы невозможно без финансовой помощи фонда президента Беларуси по поддержке культуры и искусства и Министерства культуры Беларуси.

ЗАСЛУЖЕННЫЙ АРТИСТ БЕЛОРУССКОЙ ССР (1978).

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРЕМИЯ БЕЛАРУСИ (1984). Государственная премия Беларуси (1984).

ОРДЕН ДРУЖБЫ НАРОДОВ(1981)

МЕДАЛЬ ФРАНЦИСКИ СКОРИНЫ (1998)

ОРДЕН ФРАНЦИСКА СКОРИНЫ (2008)

ОРДЕН ПОЧЕТА (БЕЛАРУСЬ) (2017)

RkJQdWJsaXNoZXIy ODU5MjA=

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика