Марина Ладынина родилась в селе Скотинино Смоленской губернии в крестьянской семье Алексея Дмитриевича (1879—1955) и Марии Наумовны (1889—1971) Ладыниных. Вскоре вместе с родителями переехала в село Назарово Енисейской губернии. Алексей Дмитриевич имел три класса образования, а мать, Мария Наумовна, была неграмотной. В семье было четверо детей, Марина была старшей.
С ранних лет начала проявлять интерес к книгам и сцене. Читала и с большим удовольствием пересказывала прочитанное своим друзьям. В школьном самодеятельном театре была суфлѐром. Училась в педагогическом классе школы в Ачинске, нередко подменяла актѐров в Ачинском городском театре. После окончания школы, когда ей ещѐ не было шестнадцати лет, стала сельской учительницей — сначала в селе Назарово и деревне Берѐзовка Сибирского края, а потом в одном из сѐл Смоленской губернии. Там, по стечению обстоятельств, познакомилась с артистом Театра им. Вс. Мейерхольда С. С. Фадеевым, который подарил ей книгу К. С. Станиславского и посоветовал поступать в ГИТИС.
В 1929 году Ладынина приехала в Москву и с первой же попытки поступила в ГИТИС. В студенческие годы впервые снялась в эпизоде кинофильма у режиссѐра Ю. А. Желябужского. На втором курсе обучения института проходила стажировку во МХАТе им. М. Горького. В 1933 году, окончив ГИТИС, была принята в труппу МХАТа им. М. Горького, и прослужила в нѐм до 1935 года. Сама актриса рассказывала, что режиссѐр К. С. Станиславский сказал ей тогда: «Недостатки свои знаете? При вашем росте у вас чересчур длинные руки!», и она поняла, почему ей некуда девать руки на сцене.
В 1934 году, во время съѐмок фильма «Вражьи тропы», познакомилась с режиссѐром И. А. Пырьевым. В 1936 году они поженились. В 1935—1945 годах — актриса киностудии «Мосфильм». Среди самых знаменитых киноработ — «Трактористы», «Свинарка и пастух», «В 6 часов вечера после войны», «Кубанские казаки». C 1945 по 1994 годы периодически выходила на сцену Театра-студии киноактѐра (ныне — Государственный театр киноактѐра), выступала с концертами и творческими вечерами по городам и весям Советского Союза.
В 1954 году вышел на экраны фильм «Испытание верности», после чего брак Ладыниной и Пырьева распался. После этого актриса не захотела больше сниматься в кино — актриса не хотела играть возрастные роли, желая остаться в памяти зрителей молодой. Много раз ей предлагали сниматься, но она отказывалась. Лишь в 1965 году она снялась в телевизионном фильме «Люди остаются людьми» по роману Ю. Е. Пиляра, но фильм на экраны не вышел. В 1963—1967 годах — заместитель председателя цехкома секции киноактѐров Театра-студии киноактѐра.
Брат и сѐстры: Анатолий, Валентина и Клавдия. Первый муж — Иван Любезнов (1909—1988), актѐр; народный артист СССР (1970). Второй муж — Иван Пырьев (1901—1968), кинорежиссѐр, сценарист; народный артист СССР (1948). Сын — Андрей Ладынин (1938—2011), кинорежиссѐр. Внук — Иван Ладынин (род. 1972), историк, египтолог.
С 2011 года в г. Назарово Красноярского края ежегодно проводится кинофорум отечественных фильмов им. М. А. Ладыниной. В 2012 году открыт памятник М. А. Ладыниной в г. Назарово Красноярского края
• Орден Трудового Красного Знамени (23 марта 1938) • Заслуженная артистка РСФСР (17 апреля 1944) • Народная артистка СССР (6 марта 1950) • Сталинская премия первой степени (1941) — за роль Марьяны Бажан в фильме «Трактористы» (1939) • Сталинская премия второй степени (1942) — за роль Глаши Новиковой в фильме «Свинарка и пастух» (1941) • Сталинская премия второй степени (1946) — за роль Вари Панковой в фильме «В 6 часов вечера после войны» (1944) • Сталинская премия первой степени (1948) — за роль Наташи Малининой в фильме «Сказание о земле Сибирской» (1947) • Сталинская премия второй степени (1951) — за роль Галины Ермолаевны Пересветовой в фильме «Кубанские казаки» (1949) • Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» • Медаль «За освоение целинных земель» (20 октября 1956) • Медаль «В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина» (1970) и другие…
1929 В город входить нельзя эпизодическая роль 1932 Просперити слепая цветочница 1935 Вражьи тропы Линка (Елена Яновна Дроздова), учительница 1936 Застава у Чѐртого брода Варенька 1937 Богатая невеста Маринка Лукаш, внучка деда Наума, колхозная ударница 1939 Трактористы Марьяна Бажан, трактористка, бригадир-орденоносец 1940 Любимая девушка Варя Лугина 1941 Свинарка и пастух Глаша Новикова, знатная свинарка из Вологодской области 1942 Антоша Рыбкин Лариса Семёновна, актриса 1942 Секретарь райкома связистка Наташа 1944 В 6 часов вечера после войны Варя Панкова 1947 Сказание о земле Сибирской Наташа Малинина, певица 1949 Кубанские казаки Галина Ермолаевна Пересветова, председатель колхоза «Заветы Ильича» 1951 Тарас Шевченко графиня Потоцкая 1954 Испытание верности Ольга Егоровна Калмыкова 1963 Мелодии Дунаевского камео 1965 Люди остаются людьми Имя персонажа не указано
Комедия о счастливой жизни украинских колхозников. Идет уборка урожая в одном из украинских колхозов. Отлично работают тракторист Павло и лучшая колхозница Маринка. Они любят друг друга. Но веселый характер девушки нравится не только Павлу. Счетовод и авантюрист Ковынько давно тоскует по Маринке и строит комсомольцам всякие козни.
Середина 30-х годов. Демобилизованный танкистдальневосточник Клим Ярко возвращается в украинский колхоз, где живет давно полюбившаяся ему Марьяна Бажан. Но Марьяна - уже прославленная трактористка района и у нее много поклонников, от которых она мечтает избавиться, выдумав любовь к силачу и лодырю Назару. В сложную ситуацию попадает простодушный Клим, но, в конце концов, искренностью и трудолюбием завоевывает симпатии всего колхоза и любовь знаменитой Марьяны.
Скромную вологодскую свинарку Глашу Новикову посылают в Москву на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку. Здесь она встречается с дагестанским пастухом Мусаибом Гатуевым. Расставаясь, Глаша и Мусаиб обещают писать друг другу и встретиться на выставке через год. Но на их пути встает конюх Кузьма, тоже влюблѐнный в Глашу.
Расставаясь, они обещали друг другу встретиться в шесть часов вечера после войны на Каменном мосту в Москве. Пять долгих и невыносимо тяжелых лет артиллерист Вася Кудряшов и зенитчица Варя Панкова ждали этой встречи. Верили в нее даже тогда, когда смерть подходила слишком близко. И эта вера помогла им выжить. Судьба вознаградила молодых людей за силу, мужество и терпение...
На колхозной ярмарке встречаются представители двух процветающих кубанских колхозов — Галина Пересветова и Гордей Ворон. Они любят друг друга, но скрывают свои чувства, ведь Галина и Гордей — давние конкуренты. Они соревнуются в трудовых подвигах, и главное для каждого из них — вывести свой колхоз на первое место.
Александров, Григорий Васильевич. Эпоха и кино / Г. В. Александров. – Изд. 2-е, доп. - Москва : Издательство политической литературы, 1983. - 334, [2] с. : ил. - Текст : непосредственный. Книга выдающегося советского кинорежиссера, народного артиста СССР, Героя Социалистического Труда Григория Васильевича Александрова - увлекательный рассказ о первых шагах советского кино, о расцвете нашего киноискусства, о прославленных мастерах, с которыми автор работал или встречался. Второе издание дополнено новыми фактами из истории советского кино.
Вульф, Виталий Яковлевич. Женское лицо России. Театр, кино, балет / Виталий Вульф, Серафима Чеботарь. - Москва : Яуза : ЭКСМО, 2006. - 373, [2] c., [16] л. ил. : ил. - Текст : непосредственный. Ими восхищались художники. Их воспевали поэты. Они царили в кино. Они блистали на сцене. Они определили лицо своей страны и своей эпохи. Женское лицо России... Верность собственному призванию, внутреннее достоинство, недюжинная сила - этими женщинами нельзя не восхищаться. Редкая красота, выдающиеся таланты, поразительные судьбы - их нельзя не любить. Они - гордость и слава России.
История советского кино : 1917-1967 / [редакционная коллегия: Х. Абул-Касымова и другие] ; Институт истории искусств Министерства культуры СССР. - Москва : Искусство, 1969-1978. - 4 т. - Текст : непосредственный. «История советского кино» ставит задачу обобщить опыт строительства советской многонациональной кинематографии, исследовать пути творческого ее развития в ходе развития всей нашей социалистической культуры. Это издание выпускается в четырех томах. Первый том посвящен кино 20-х годов; второй — 30-х годов; третий — кинематографии периодов Великой Отечественной войны и послевоенного восстановления; четвертый рассматривает развитие нашего киноискусства на этапе 60-х годов. «История советского кино» — коллективный труд Института истории искусств Министерства культуры СССР.
Мусский, Игорь Анатольевич. Сто великих отечественных кинофильмов / И. А. Мусский. - Москва : Вече, 2006. - 476 с. : ил. - (100 великих). - Текст : непосредственный. Киноведы мира неоднократно называли среди лучших кинокартин советские фильмы - «Чапаев» братьев Васильевых, «Александр Невский» и «Иван Грозный» С. Эйзенштейна, «Андрей Рублев» А.Тарковского... Фильм "Броненосец "Потемкин" был назван на первом месте среди двенадцати лучших фильмов всех времен и народов на опросе, проведенном Бельгийской синематикой в рамках Всемирной выставки в Брюсселе (1958). Появление шедевров М. Калатозова, Г. Чухрая, М. Хуциева, С. Бондарчука, В. Меньшова, Н. Михалкова способствовало росту престижа отечественного кино на международных кинофестивалях. Лента «Летят журавли», обладательница «Золотой пальмовой ветви» в Каннах, имела невероятный успех в стране и в мире. Художественно-игровые фильмы, о которых рассказывает эта книга, представляют все многообразие отечественного киноискусства.
Великий советский кинематограф... Кино, которое смотрели миллионы, – «Броненосец «Потемкин», «Путевка в жизнь», «Чапаев», «Веселые ребята», «Волга-Волга», «Подвиг разведчика, «Тихий Дон», «Летят журавли», «Война и мир», «Кавказская пленница», – можно перечислять любимые фильмы до бесконечности. Но не все знают, что в колоссальной империи советского кино царили борьба различных течений, творческие разногласия, личные амбиции, чиновничий произвол. Руководители страны держали кинематограф под особым контролем. Сталин смотрел почти каждую новую картину. А фильм «Белое солнце пустыни» вышел на экраны лишь с личного разрешения Брежнева. О том, как боролись «западники» и «державники», что в конце концов привело к крушению советского кинематографа, подробно рассказывает в своем фундаментальном исследовании Федор Раззаков, приводя множество уникальных и просто неизвестных фактов из жизни любимых актеров и режиссеров... Раззаков, Федор Ибатович. Гибель советского кино / Федор Раззаков. - Москва : Эксмо, 2008 - . 1 : Интриги и споры. 1918-1972. - 2008. - 702 с., [8] л. ил. : ил. - Текст : непосредственный.
Соколова, Людмила Анатольевна. Великие советские фильмы : 100 фильмов, ставших легендами / Людмила Соколова. – Москва : Центрполиграф, 2011. - 445, [1] с. - Текст : непосредственный. Книга Людмилы Соколовой не просто сухое перечисление советских фильмов, а 100 подробнейших рассказов о самых популярных и культовых картинах советского кинематографа. Сюда вошли не только фильмы, ставшие легендами, получившие мировое признание, но и картины «простенькие и бесхитростные», которые до сих пор очень любит массовый зритель (что доказывают рейтинги показов по телевидению). Автор постарался, чтобы читателю не было скучно, и поэтому на наших страницах вы найдете забавные подробности, курьезные случаи и приключения на съемках, а также фразы из фильмов, ставшие крылатыми.
Соколова, Людмила Анатольевна. «Мосфильм» : полная история нашего кинематографа / Людмила Соколова ; [предисловие Карена Шахназарова]. - Москва : АСТ : Времена, 2021. - 350, [1] с. : ил., портр. - (В ритме эпохи). – Загл. обл. : Москва вчера, сегодня и всегда. - Фильмография киностудии / киноконцерна «Мосфильм»: с. 305-350. - Текст : непосредственный. История киноконцерна «Мосфильм» – неотъемлемая часть культуры нашей страны. Имена великих режиссеров и актеров так же прочно вписаны в наше сознание, как имена правителей, политических деятелей и литературных героев. Более того, часто именно образы, воплощенные актерами в фильмах, помогают нам сформировать представление о литературных героях и исторических персонажах. Эта уникальная книга отражает все значимые вехи в истории гиганта русского кино. Вы найдете в ней великие имена, известные и любимые фильмы, популярные лица, а также увидите внутреннее устройство концерна и процесс съемок. Часть иллюстраций, использованных в книге, взята из закрытых архивов «Мосфильма» и впервые доступна массовому читателю. Прочитав эту книгу, вы не только узнаете интересные, смешные, трагические детали создания любимых фильмов, но и лучше поймете историю нашей страны в XX и XXI веке.
RkJQdWJsaXNoZXIy ODU5MjA=