Первые работы Налбандяна были связаны с Тбилиси, который художник любил всю жизнь. Действительный член Академии художеств СССР. Народный художник СССР. Лауреат Ленинской премии и двух Сталинских премий. Учился в Тбилисской Академии художеств у Е. Лансере. За свою многолетнюю творческую жизнь создал портреты многих представителей партийной элиты (в том числе Сталина, Хрущева, Брежнева). За групповой портрет деятелей армянской культуры – «Вернатун» был награжден в 1978 году золотой медалью Академии художеств СССР. Работы Налбандяна представлены в Государственной Третьяковской Галерее (Москва).
Пусть взгляд его больших, глубоких, тёмных глаз твёрд, но вместе с тем полон явственно ощутимого внутреннего спокойствия; изящная, но упрямая линия губ лишь усиливает это впечатление. Автопортрет был написан Дмитрием Налбандяном в 1932 году. Тогда он впервые оказался в Москве, имея за плечами весьма непростой жизненный опыт. ПЕРВЫЙ АВТОПОРТРЕТ
Этот автопортрет написан Налбандяном по заказу директора галереи Уффици Лучиано Берти по случаю её400-летия. АВТОПОРТРЕТ, 1982 ГОД Также существует автопортрет, созданный в 1968 году и хранящийся в Сочинском художественном музее имени Д.Д. Жилинского. Он выполнен углём на бумаге. 61,5х50см.
Первый портрет супруги Дмитрия Налбандяна, написанный в 1934 году, называется «Комсомолка Терехова». Это изображение Валентины Михайловны. Размер: 139х79; холст, масло Героине «Комсомолки Тереховой» (1934) еще 18 лет, а на «Портрете В.М.Налбандян, жены художника» (1976) ей уже60, солидная дама в шляпе. Более лиричный образ – «На даче. Валентина Михайловна» (1975) и совсем неофициальный - рисунок «Валентина за роялем»(1944).
Портрет матери Айкануш Карапетовны «Мальчик с тыквой» (портрет сына) Портрет одной из сестер - Арпеник ДМИТРИЙ НАЛБАНДЯН БЫЛ НЕ ТОЛЬКО МАСТЕРОМ ПАРАДНЫХ ПОРТРЕТОВ, НО И С БОЛЬШОЙ НЕЖНОСТЬЮ ИЗОБРАЖАЛ СВОИХ БЛИЗКИХ.
САМЫЙ ЗНАМЕНИТЫЙ ПОРТРЕТ, ДЛЯ КОТОРОГО ВОЖДЬ ПОЗИРОВАЛ ЛИЧНО. Это была непростая задача по ряду причин. Во-первых, у Иосифа Виссарионовича времени на такие дела было в обрез - художнику давали около40минут. Во-вторых, Сталину нужно было угодить: рост на холсте «подтянуть», пропорции рук и много других нюансов. В-третьих, когда нужно было писать портрет вождя в парадной форме, то её привозили отдельно от хозяина. «И. В. СТАЛИН»
ЛЕНИНИСКАЯ ТЕМАТИКА В ТВОРЧЕСТВЕ Д. А. НАЛБАНДЯНА Творчество Налбандяна в послевоенные годы развивается широко и многообразно. Главное в творчестве Налбандяна - ленинская тема, состоящая из многих десятков полотен и рисунков. Налбандян запечатлел Ленина на различных этапах революционного пути. Как правило, художник создает сложные многофигурные композиции, центром которых является В. И. Ленин. «ВЛАДИМИР ИЛЬИЧ ЛЕНИН НА БАЛКОНЕ МОССОВЕТА В 1919 Г.»
В создании картин на ленинскую тему Налбандян обогащал свое воображение точным, документальным знанием исторических событий. Он штудирует труды В. И. Ленина, воспоминания о нем, работает в архивах, консультируется с научными и музейными работниками, посещает места, связанные с жизнью и деятельностью вождя, делает этюды и зарисовки. ЭТЮД К КАРТИНЕ «ПОСЛЕДНЕЕ ПОДПОЛЬЕ»
«В. И. ЛЕНИН И А. М. ГОРЬКИЙ СРЕДИ РЫБАКОВ НА ОСТРОВЕ КАПРИ» В процессе работы над картиной «В. И. Ленин и А. М. Горький среди рыбаков на острове Капри» живописец ездил в Италию, посетил Капри, выполнил десятки этюдов, запечатлевших рыбаков и окружающую природу. Важным подспорьем в работе художника явились документальные киноленты и фотографии. Много ему дали беседы с ветеранами партии.
Налбандян создал обширную портретную галерею. На его полотнах – рабочие, труженики сельского хозяйства, воины, ученые, деятели культуры и искусства. Он выполнил много портретов выдающихся деятелей коммунистической партии и Советского государства. ПОРТРЕТ ЛЕОНИДА ИЛЬИЧА БРЕЖНЕВА ПОРТРЕТ НИКИТЫ СЕРГЕЕВИЧА ХРУЩЕВА ПОРТРЕТ АВЕТИКА СААКИ ИСААКЯНА
Налбандян часто обращается к натюрморту. В работе над натюрмортом художник глубже постигает законы цветовых отношений, оттачивает свое живописное мастерство. Но основным для него и здесь остается выражение внутренней правды, живость впечатления, передача предметного мира во всем его многообразии.
Д. И. Налбандян «Л. И. БРЕЖНЕВ НА МАЛОЙ ЗЕМЛЕ» 1975г. Холст, масло
Д. И. Налбандян «ВИД НА КРЕМЛЬ ЧЕРЕЗ БОЛЬШОЙ КАМЕННЫЙ МОСТ» 1984г. Холст на картоне, масло
Д. И. Налбандян «СОЗИДАНИЕ ВО ИМЯ МИРА» 1981г. Холст, масло
Д. И. Налбандян «ВЕЛИКАЯ ДРУЖБА» 1950г. Холст, масло Картина изображает встречу И.В. Сталина и Мао Цзэдуна в Москве в декабре 1949 — феврале 1950 г.
Д. И. Налбандян «ВСТРЕЧА РУКОВОДИТЕЛЕЙ ПАРТИИ И ПРАВИТЕЛЬСТВА С ТВОРЧЕСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЕЙ» 1957г. Холст, масло
Д. И. Налбандян «РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ» 1950г. 58х47, Холст, масло
Д. И. Налбандян «АШТАРАК. НА ПАСТБИЩЕ» 1971г. 50х70, Картон, масло
Д. И. Налбандян «ЕРЕВАН СТРОИТСЯ» 1974г. 200х288, Холст, масло
Д. И. Налбандян «МОРЕ. ЧАЙКИ» 1987г. 99х143, Холст, масло
Д. И. Налбандян «НАТЮРМОРТ С ШАМПАНСКИМ» 1993г. 80х105, Оргалит, масло
RkJQdWJsaXNoZXIy ODU5MjA=