Неисчерпаемый Островский

Выход собрания сочинений Островского в двух томах в 1859 году вызвал блестящие оценки современников. Еще спустя год напечатана «Гроза», ставшая шедевром русской классики. С 1885 года драматург заведует репертуаром театров Москвы и руководит театральным училищем. Его трудами были созданы современные русские театральные традиции. Он основал театральную школу и собственную концепцию постановок. Последователями идей Островского стали Михаил Булгаков и Константин Станиславский.

Великий драматург родился 12 апреля 1823 года в историческом районе столицы – Замоскворечье. Его отец был выпускником Костромской семинарии и Московской духовной академии, куда поступил по семейной традиции – родитель Николая Федоровича был священником. По каким-то причинам духовной деятельностью не занялся, а стал государственным служащим в суде – вел имущественные и коммерческие дела. Впоследствии стал коллежским асессором и был включен в дворянское сословие.

Детские и частично юношеские годы Саши прошли на Малой Ордынке, в самом сердце Москвы. Его отец держал солидную библиотеку, благодаря которой мальчик с малых лет многое узнал о русской литературе. Он чувствовал, что его предназначение в писательстве, но родитель прочил сыну карьеру юриста. В 1835 году Александр поступил в Московскую губернскую гимназию, после окончания которой по настоянию отца стал студентом юридического факультета столичного университета. Учебное заведение юноша окончить не смог – провалил экзамены по римскому праву. Островскому пришлось написать заявление на отчисление из университета.

В 1843 году по протекции отца молодой человек устроился на должность канцеляриста в Совестный губернский суд. В общей сложности в столичных судах Александр проработал около семи лет. Поначалу он получал довольно скромное жалование – четыре рубля в месяц, но став служащим Коммерческого суда начал зарабатывать 16 рублей. Суть его работы заключалась в разрешении имущественных и коммерческих споров между торгующими крестьянами, мелкими дворянами, купцами, простыми горожанами. Судить «по совести» приходилось родственников, оспаривающих наследство и людей, оказавшихся в долговой яме.

На заре творчества Островский пребывал в плену таланта Николая Гоголя и Виссариона Белинского. Их умение оценить и выделить из потока жизни колоритные типы и образы стало эстетическим ориентиром для начинающего писателя. Островский Александр в ранний период своего творчества (1847–1851) находился под влиянием натуральной школы. До 1850 года в его писательском портфолио были сцены из купеческой жизни и пьеса «Банкрот». «Картина семейной жизни» — первая пьеса, опубликованная в «Московском городском листке», была высоко оценена профессионалами. Это был момент, когда родился Островскийдраматург.

В манере писателя раннего периода критики отмечали такие черты: семейно-бытовой конфликт становился призмой, через которую отражались глубокие социальные проблемы; напряженная интрига сочеталась с широкими картинами быта и нравов; драматизм сценического действия подчеркивался фоном. В этот период Островскому был близок критический реализм.

В этот период драматург написал пьесу «Гроза», которая принесла ему известность. В произведении отразилось разочарование Островского в патриархальной России и славянофильских утопиях. Такими же настроениями пронизаны драмы «Доходное место», «Воспитанница», «В чужом пиру похмелье». В начале 1860-го Островский Александр Николаевич заинтересовался историей России периода Смуты, начал переписываться с ученым и писателем Николаем Костомаровым. Результатом изысканий писателя стали пять исторических хроник в стихотворной форме.

После отмены крепостного права драматург обратился к теме изменений, которые произошли в жизни русского общества. Его заинтересовала проблема разрушения устоев, падение нравственности, усиление власти денег над человеком. Он умело проникал во внутренний мир героев, углублялся в их психологию. Для этого периода характерно обращение автора к комическим («На всякого мудреца довольно простоты») и трагическим формам («Бесприданница»). Островский до самой смерти был главой «Артистического кружка», который основал в 1866 году. В его доме собирался цвет культурной элиты: Тургенев, Гончаров, Садовский, Достоевский, Толстой, Ермолова, Чайковский и др.

С А. Н. Островского начинается русский театр в его современном понимании: драматург создал театральную школу и целостную концепцию театральной постановки. Сущность театра Островского заключается в отсутствии экстремальных ситуаций и противодействия актёрскому нутру. В пьесах Александра Николаевича изображаются обычные ситуации с обычными людьми, драмы которых уходят в быт и человеческую психологию.

Театр Островского требовал новой сценической эстетики, новых актёров. В соответствии с этим Островский создаёт актёрский ансамбль, в который входят такие актёры, как Александр Мартынов, Сергей Васильев, Евгений Самойлов, Пров Садовский. Основные идеи реформы театра: театр должен быть построен на условностях (есть 4-я стена, отделяющая зрителей от актёров); неизменность отношения к языку: мастерство речевых характеристик, выражающих почти всё о героях; ставка не на одного актёра.

Естественно, что нововведения встречали противников. Им был, например, Михаил Щепкин. Драматургия Островского требовала от актёра отрешённости от своей личности, чего М. С. Щепкин не делал. Он, например, покинул генеральную репетицию «Грозы», будучи очень недоволен автором пьесы. Идеи Островского были доведены до логического конца К. С. Станиславским и М. А. Булгаковым.

В молодые годы у Островского появилась гражданская жена, Агафья Ивановна, добрая, порядочная женщина с которой драматург прожил довольно долго. После ее кончины Островский два года жил один. Его возлюбленная Мария Васильевна Бахметьева стала первой официальной супругой драматурга. Женщина родила ему двух дочек и четырех сыновей. Брак с актрисой был счастливым. С ней Островский прожил до конца жизни.

14 июня 1886 года Александр Островский умер, находясь в своем имении близ Костромы. Принято считать, что причиной смерти стала стенокардия. Современники великого автора отмечали, что бедственное материальное положение усугубило состояние его здоровья. Кроме того, он постоянно находился в круговороте событий, не давая себе ни минуты отдыха. По мнению близких людей, это и послужило причиной нарушения сердечной деятельности.

27 мая 1929 года перед зданием Малого театра был открыт памятник Островскому, автором которого является скульптор Н. А. Андреев и архитектор И. П. Машков. Посёлок Островское и Островский район в Костромской области. Центральная библиотека имени А. Н. Островского (Ржев, Тверская обл.). Московский областной драматический театр имени А. Н. Островского. Улицы в ряде городов бывшего СССР.

Дом-музей А. Н. Островского. Рядом с ним находится памятникбюст писателю и др. В 1984 году в Замоскворечье, в доме, где родился великий драматург — памятнике культуры начала 20-х годов XIX века, открылся филиал Театрального музея имени А. А. Бахрушина.

Островский написал пьесу в 1859 году, после путешествия по России. Его поразила удушающая атмосфера маленьких городов, где противились всему новому. Главная героиня Катерина замужем за маменькиным сынком. Тихон – неплохой человек, но характер у него очень слабый. Его мать купчиха Марфа Кабанова плохо относится к Катерине, тиранит ее. Девушка пытается найти выход из сложившейся ситуации… «Гроза» — это мир жестокости и страха. Большинство его обитателей необразованные. Они расчетливые и жестокие, не готовы к переменам. Здесь нет места личностям искренним и одухотворенным, но выбор есть в любой ситуации. Бороться или сдаться – каждый решает сам.

На создание пьесы Островский потратил четыре года (1874–1878). Она обрела популярность после смерти автора. Это история девушки Ларисы, бесприданницы. Она красива и умна. Мать надеется, что сумеет выдать ее замуж за богатого, но все портит один только факт – бедность. Она отпугивает потенциальных женихов. В этой пьесе Александр Николаевич затрагивает не только социальные, но и психологические проблемы. Критики и обычные читатели восприняли ее довольно резко. Люди не были готовы к смелым идеям Островского. Он явно продемонстрировал, что миром правят деньги, и богатые вольны распоряжаться судьбами менее удачливых, зависимых от них людей.

Пьеса-сказка написана в 1873 году. На создание ее Александра Николаевича вдохновило русское народное творчество. Красивый поэтический рассказ о Снегурочке. Она давно уже скучает в глухом лесу, поэтом родители решают отправить дочь к людям, в слободу Берендеевку. Девушка настолько красива, что ее великолепие сводит с ума всех юношей. Сможет ли кто-то растопить холодное сердце Снегурочки, и чем закончится эта романтическая история? Пьеса резко выделяется из произведений Островского. Тема необычна для его творчества – личная драма и любовные переживания.

«Свои люди – сочтемся» (1849 г.) – одна из первых работ драматурга. Ее тепло встретили в литературных кругах, но вскоре произведение было запрещено цензурой. Глава купеческой семьи Самсон Силыч – человек не бедный, но жадный. Он даже готов на фиктивное банкротство, лишь бы не отдавать долги. Его дочь Липочка мечтает о замужестве… В пьесе писатель высмеивает купеческое московское общество. Основная тема – противостояние отцов и детей. Для описания произведения как нельзя лучше подходит пословица: «Что посеешь, то и пожнешь».

Пьеса написана в 1861 году. Главный герой Михайло Бальзаминов – бедный чиновник. Добрый, наивный, мечтательный – ему не просто живется в мире, где главным достоинством человека считается богатство. Впрочем, он нашел выход. Бальзаминов собирается выгодно жениться. Правда, он не знает как это сделать. На помощь чиновнику приходит сваха… В пьесе «Женитьба Бальзаминова» Островский создал образ человека, оторванного от реальности и живущего своими мечтами. Пассивное созерцание, покорность, бегство в иллюзорный мир – в этом весь Михайло. Такие люди есть и сейчас. Они не готовы взять ответственность за свою судьбу, противостоять трудностям. Они просто плывут по течению.

Драматургия русских классиков : сборник / *составитель, автор вступительной статьи Л. Калюжная+. - Москва : Звонница-МГ, 2002. - 492, [2] с. : портр. - Содержание: Недоросль / Д. И. Фонвизин. Горе от ума / А. С. Грибоедов. Ревизор / Н. В. Гоголь. Гроза / А. Н. Островский. Вишневый сад / А. П. Чехов. На дне / А. М. Горький. - Текст : непосредственный.

Островский, Александр Николаевич. Пьесы / А. Н. Островский ; *составитель А. И. Журавлева ; художник В. В. Медведев+. - Москва : Слово/Slovo, 2000. - 596, [2] с. - (Пушкинская библиотека). - Текст : непосредственный.

Островский, Александр Николаевич. Драматические сочинения А. Н. Островского, Н. Я. Соловьева, П. М. Невежина / А. Н. Островский ; Н. Я. Соловьев, П. М. Невежин. - Санкт-Петербург : Просвещение, [19--?]. - 454 с. : рис. - Текст : непосредственный.

Островский, Александр Николаевич. Драматургия / А. Островский. - Москва : АСТ ; *Б. м.] : Астрель, 2007. - 395, [2] с. - (Школа классики. Книга для ученика и учителя). - Содержание: Драматургия: Свои люди - сочтемся ; Гроза ; Снегурочка ; Бесприданница ; Материалы к уроку и сочинению: Критика о пьесах А. Н. Островского ; Материалы к уроку ; Материалы к сочинению. - Текст : непосредственный.

Лакшин, Владимир Яковлевич. Александр Николаевич Островский / В. Лакшин. - Москва : Искусство, 1976. - 526, [1] с., [17] л. ил., портр., факс. : ил. - (Жизнь в искусстве). - Текст : непосредственный.

Иванов, Георгий Константинович. А. Н. Островский в музыке : справочник / составитель Г. К. Иванов. - Москва : Советский композитор, 1976. - 125, [1] с. : портр. - Текст : непосредственный.

Кайдаш-Лакшина, Светлана Николаевна. Летопись жизни и творчества А. Н. Островского. Статьи / С. Н. Кайдаш-Лакшина. - Москва : Лазурь, 2013. - 238, [1] с. : ил., портр. – Библиогр. в подстроч. примеч. - Текст : непосредственный.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODU5MjA=

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика