Первые: кавалеры ордена Святого апостола Андрея Первозванного Федор Головин и Дмитрий Лихачев.
Первым кавалером ордена стал в 1699 г., всего год спустя после его учреждения, один из ближайших сподвижников Петра I, боярин, глава внешнеполитического ведомства (президент Посольских дел), генерал-адмирал (1699) и первый в России генералфельдмаршал (1700), дипломат Фѐдор Алексеевич Головин. А триста лет спустя, в 1998 г., первым кавалером восстановленного ордена стал русский литературовед, историк, лингвист, филолог, культуролог, искусствовед, доктор филологических наук, профессор, председатель правления Российского (Советского до 1991 г.) фонда культуры (1986–1993), Академик АН СССР (1970; член-корреспондент 1953), Герой Социалистического Труда (1986), Лауреат Государственной премии СССР (1969), Сталинской премии второй степени (1952) и Государственных премий РФ (1993; 1999 — посмертно), академик Дмитрий Сергеевич Лихачев. О них - наш рассказ.
Первый среди равных: генерал-фельдмаршал Федор Алексеевич Головин Точная дата рождения Головина неизвестна, но с большой долей вероятности это примерно 1650 г. Происходил он из старинного и знатного рода Ховриных-Головиных, истоки которого восходят к небольшому православному крымскому княжеству Феодоре или Крымской Готии. Это государственное образование располагалось на юго-западе Крыма с XIII по XV вв. и прекратило свое существование после гибели Византийской империи. Отцом будущего первого русского фельдмаршала был Алексей Петрович Головин, занимавший за время своей службы важные, но не ключевые должности. Исправный служака, он пользовался расположением царя, что позволило и его сыну находиться вблизи трона. Семья Головиных обладала одним из крупнейших землевладений в России и располагала достаточными финансовыми средствами. Фѐдор Головин. Гравюра на меди Петера Шенка. 1706 г.
Федор Алексеевич получил весьма хорошее по тем временам образование и был знаком с трудами античных авторов. Как многие юные представители знатных боярских фамилий, с ранних лет он находился при дворе, где в силу своих способностей сумел обратить на себя внимание. По некоторым сведениям, ему, наряду с Нарышкиным и Прозоровским, умирающий Алексей Михайлович поручил «хранить царевича Петра, яко зеницу ока», несмотря на то, что тогда Федору Алексеевичу не было еще и тридцати лет. Предположительно, именно Головин во время стрелецкого мятежа увѐз царевича из Москвы в Троицкий монастырь. В 1676 г. был пожалован в стольники. При царевне Софье обратил на себя внимание первого министра Василия Голицына и в чине окольничего (1686) был послан на Амур (в Дауры) «для договоров и успокоении ссор китайского богдыхана» (урегулирования пограничного конфликта в районе Албазинского острога). Головин. Портрет работы неизвестного художника, XVIII в.
В 1689 г. заключил Нерчинский договор, по которому уступил китайцам реку Амур до притока Горбицы вследствие невозможности вести с Китаем серьѐзную войну. По возвращении из посольства пожалован должностью Сибирского наместника. Стал одним из ближайших помощников нового царя Петра I в деле преобразования России. Считается, что именно Головин первым из бояр сбрил бороду, чем заслужил одобрение молодого Петра. Провѐл организационные и информационные работы по подготовке второго Азовского похода Петра I, во время которого, командуя авангардом галер, дошѐл вместе с Петром I по Дону до Азова. В этом походе состоял в новой для того времени должности генерал-комиссара, ставшей впоследствии основой должности генералкригскомиссара. За участие во второй Азовской кампании был награждѐн серебряной медалью и указом Петра I от 27 декабря 1696 (6 января 1697) г. пожалован селом «Молодовское городище с деревнями, крестьян и бобылей 57 дворов со всеми же угодьи». Серебряная медаль, которой наградил Головина Петр I
Головин сыграл выдающуюся роль в создании русского флота. В Великом посольстве (1697) он занимал второе место после Франца Лефорта. Проезжая по европейским столицам, приглашал на русскую службу иностранцев, готовил условия для судостроительных работ, по окончании посольства возглавил вновь созданный военный морской приказ. В 1699 г., после смерти Лефорта, Головин стал генерал-адмиралом, а 10 марта 1699 г. стал первым кавалером ордена Святого Андрея Первозванного, причѐм орден на него возложил в Москве лично Пѐтр I. Получил также в заведование иностранные дела (назывался на новый манер – канцлер) и занял первенствующее положение между правительственными лицами («первый министр», по отзывам иностранцев). В январе 1701 г. в Москве была основана Школа «математических и навигацких» наук; еѐ начальником император назначил Головина. Головин же стоял у истоков первой русской печатной газеты «Ведомости» (1702). Навигацкая школа. Гравюра 19 в.
Вплоть до самой смерти в 1706 г. руководил русской дипломатией — вѐл обширную дипломатическую переписку, в том числе, с Иоганом Паткулем, Иваном Мазепой и руководил действиями русских послов. Под надзором Головина была создана система дипломатических представительств России за рубежом. В 1704 г. подписал от имени царя русско-польский договор, лично составлял русско-датский договор, курировал демаркацию границы с турками. Ко всем своим должностям 19 августа 1700 г. получил чин генерал-фельдмаршала петровской новонабранной армии, однако накануне битвы при Нарве вместе с Петром I покинул действующую армию, оставив командование герцогу де Круа. Головин. Рисунок Бореля из «ВЭС» (Военной Энциклопедии Сытина)
Первым из российских сановников грамотой римского императора Леопольда I, от 16 ноября 1701 г., фельдмаршал, генераладмирал Фѐдор Алексеевич Головин был возведѐн, с нисходящим его потомством, в «графское Римской империи достоинство». От него происходит графская ветвь рода Головиных. Высочайшее соизволение на принятие и ношение этого титула в России, второе после Александра Меншикова, последовало в ноябре 1702 г. Летом 1702 г. сопровождал царя в Архангельск, наблюдал за транспортировкой по Государевой дороге кораблей, которые участвовали в осаде Нотеборга. В 1703 г. присутствовал при осаде Ниеншанца. После сражения в устье Невы, как первый кавалер ордена Святого Андрея Первозванного, возложил знаки ордена на царя Петра I и его фаворита Меншикова. Герб графов Римской империи Головиных
В июне 1706 г. Петр I отправился в Киев и приказал Федору Головину последовать туда же для проведения важных совещаний. Генерал-фельдмаршал, занимавшийся в тот момент заключением соглашения между Россией и Пруссией, пустился в путь. Однако, в дороге заболел и 30 июля 1706 г. скончался в Глухове. Лишь через 7 месяцев его останки были доставлены в семейную усыпальницу в Симоновом монастыре и погребены в фамильном некрополе. В 1930-е гг. некрополь был уничтожен вместе с надгробием Головина, надпись на котором гласила: «Лета от сотворения мира 7214-го, а от Р. Х. 1706 г., Июля 30 дня, на память Святых Апостол Силы и Силуана, преставился Его Высокографское Превосходительство Федор Алексеевич Головин, Римского Государства Граф, Царского Величества Государственный Великий Канцлер и посольских дел верховный Президент, ближний боярин, морского флота Адмирал, наместник Сибирский и Кавалер чинов: Св. Апостола Андрея, Белаго Орла и “Генерозитеи” (Generoesite) и пр.». Торжественные похороны Головина Ф.А., гравюра XVIII в.
Головин особенно замечателен тем, что, несмотря на солидный возраст, успешно действовал в новом духе, когда гораздо более молодые сотрудники Петра I только ещѐ тому учились. Государь очень ценил Головина, называл его своим другом и, извещая в письме о его смерти, подписался «печали исполненный Петр». О семье Головина точных сведений не сохранилось. Высказано предположение, что жену его звали Екатериной. Дети: * Иван (1682—1708), женат на дочери графа Б. П. Шереметева * Александр (1694—1731) — капитан-лейтенант флота, женат на дочери вице-канцлера Петра Шафирова * Николай (1695—1745) — адмирал, сенатор, женат на Софии Никитичне Пушкиной; их дочь Наталья за фельдмаршалом принцем Голштинским * Прасковья (1687—1720), жена князя Сергея Борисовича Голицына; бабушка известного военачальника эпохи Екатерины II, генерала от инфантерии Сергея Федоровича Голицына. Головин состоял в свойстве́ с виднейшими из петровских сподвижников: Меншиков был ему свояк, Шереметев, Шафиров, Голицын — сваты, а Павел Ягужинский и Аникита Репнин приходились сватами его сыновьям. Его младший брат Алексей Головин был генерал-майором армии Петра I. Головин часто повторял слова Цицерона «Кто всей душою, с ревностию и искусством исполняет свою должность, тот только способен к делам великим и чрезвычайным».
Память * Серебряная медаль, которой Пѐтр I наградил Головина в 1698 г. * Памятник Фѐдору Алексеевичу Головину в Санкт-Петербурге, на Васильевском острове. * Головин считал своим небесным покровителем великомученика Феодора Стратилата. В память о Головине на границе с Эстонией, на острове Капергольм была построена часовня, посвящѐнная святому. * В 2007 г. был проведѐн ряд памятных мероприятий в Москве, Калининграде, Ростове-на-Дону и Азове. Перед орденским Андреевским собором в Петербурге установлен бюст Головина как первого кавалера ордена Андрея Первозванного. * Имя «Фѐдор Головин» носит корабль связи Балтийского флота ВМФ России. Памятник Фѐдору Головину в Санкт-Петербурге, на Васильевском острове.
Хранитель русской культуры: академик Дмитрий Сергеевич Лихачев. Лихачев Дмитрий Сергеевич (1906 – 1999) – филолог, искусствовед, культуролог – родился в интеллигентной семье инженераэлектрика Сергея и домохозяйки Веры Лихачевых. Он прожил интересную и долгую жизнь. Его биография — это отражение целой эпохи в истории России со всеми ее противоречиями: катастрофами, войнами, достижениями, открытиями, масштабными проектами. «В какое необыкновенное время я посетил свою страну! Я застал все роковые ее годы», - говорил академик. Начинал обучение в царской гимназии Карла Мая, после революции продолжил учиться в советской школе. В 1923 г. стал студентом Петроградского университета, который успешно закончил, получив дипломы по двум филологическим специальностям. Занимался историей славянской литературы. Дмитрий Сергеевич Лихачѐв
Во время учебы в университете Дмитрий вступил в полуподпольный кружок «Космическая академия наук», члены которого интересовались древней славянской филологией. Студенты сами читали доклады на различные темы, а потом их обсуждали. Один из таких докладов и послужил причиной ареста Лихачева. Рассуждая о преимуществах старой русской орфографии, «попранной и искаженной врагом Церкви Христовой и народа российского», Дмитрий не догадался, что совершил преступление против советской власти, добивавшейся единомыслия даже в филологии. В 1928 г. Лихачев был арестован, ему инкриминировали антисоветскую деятельность и осудили на пять лет. Студент Ленинградского университета Дмитрий Лихачев. 1925 г.
Он отбывал свой срок на Соловецких островах. Там же сумел опубликовать свой первый научный труд - «Картежные игры уголовников». На свидании с родителями. Соловки. 1928 г.
Осенью 1931 г. Дмитрия переводят в Белбалтлаг, и до самого окончания срока он работал на строительстве Беломорско-Балтийского канала в качестве железнодорожного инспектора и счетовода. Был освобожден досрочно в 1932 г. Пропуск Лихачева
Лихачев вспоминал, что все беды лагерной жизни только закалили его характер: «Пребывание на Соловках было для меня всю жизнь самым значительным периодом жизни». «Никакие страдания не должны быть причиной отказа человека от своих нравственных и духовных принципов», – считал академик. Из лагерной своей судьбы Лихачев сделал вывод: «Я понял следующее: каждый день – подарок Бога. Мне нужно жить насущным днем, быть довольным тем, что я живу еще лишний день. И быть благодарным за каждый день. Поэтому не надо бояться ничего на свете». На Соловках. Фото 1930 г.
По возвращении из лагеря Дмитрий смог восстановиться в университете и закончить образование. В 1935 г. Лихачев издал свою первую научную статью, материалы для которой были собраны во время заключения. Через год с него была снята судимость. Лихачев был приглашен в Институт русской литературы, начав карьеру научного сотрудника. Но он не смог поступить в аспирантуру, так как к бывшему заключенному были предъявлены слишком строгие требования. Лихачев, вернувшийся с Соловков в Ленинград. 1930-е гг.
Страшным испытанием для Лихачева и его семьи явилась блокада. Из голодающего Ленинграда Дмитрия вывезли только в июне 1942 г. и эвакуировали в Казань. Лихачев вспоминал, как ленинградцы перебивали (сколько могли!) жалобы ссыхающихся желудков молитвой и работой: «В голод люди показали себя, обнажились, освободились от всяческой мишуры: одни оказались замечательные, беспримерные герои, другие – злодеи, мерзавцы, убийцы, людоеды. Середины не было. Все было настоящее. Разверзлись небеса, и в небесах был виден Бог. Его ясно видели хорошие. Совершались чудеса». Дмитрий Лихачѐв. Фото 1944 г.
Итогом военных переживаний и научных изысканий Лихачева стала выпущенная совместно с археологом Марией Тихановой в 1942 г. небольшая книга – «Оборона древнерусских городов». Лихачев был награжден медалями «За оборону Ленинграда» (1942), «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1946). Издание 1942 г.
В 1947 г. Лихачев получил звание доктора наук. Он стал первым из филологов, который занялся исследованием и описанием тысячелетнего содержания духовности и русской культуры настолько масштабно и всеобъемлюще, как никто другой. Его, прежде всего, интересовала славянская культура, ее история и развитие. Дмитрий Сергеевич путем своих научных исследований доказывал, что искусство славянских народов занимает одно из центральных мест в общечеловеческой культуре. Переводы Дмитрием Сергеевичем выдающихся древнерусских произведений – «Слова о полку Игореве» и «Повести временных лет» – считаются классическими и одними из самых удачных. Лихачѐв в 60-е гг.
Дмитрий Сергеевич всегда занимал принципиальную позицию в области общественных отношений, призывая страну к демократии, постоянно выступал в защиту людей, обвиняемых властью в стандартных грехах: антисоветской позиции, буржуазности, формализме и т. д. Да, Лихачев не делал резких движений — но и не шел против совести. Многие известные талантливые люди обязаны Дмитрию Сергеевичу сохранением своего положения в обществе. Например, когда от всех советских академиков требовали подписать письмо, осуждающее академика Сахарова, не подписали только двое — академик Капица и академик Лихачев. Причем, причину отказа Лихачѐв объяснил так: с Сахаровым лично не знаком, ничего о нем не знает, а потому не считает себя вправе подписывать подобные письма. В это же время он принял участие в работе Солженицына над книгой «Архипелаг ГУЛАГ». Ещѐ один пример: в 1963 г. в Ленинграде проходил суд над Иосифом Бродским, которого обвинили в тунеядстве. Лихачев не выходил на демонстрации. Он сделал другое: добился через руководство Пушкинского Дома заказа Бродскому на перевод английского поэта Джона Донна, результатом чего стала справка о том, что с Бродским заключен трудовой договор. Таким образом, разрушался основной пункт обвинения: раз есть трудовой договор, то Бродский уже не может считаться тунеядцем. К сожалению, даже такая справка не помогла: Бродскому вынесли обвинительный приговор, — но Лихачев в той истории был единственным, кто Бродского защитил.
Параллельно с научной деятельностью, Лихачев занимался и просветительской. Не одно десятилетие он трудился для того, чтобы познакомить со своими разработками и взглядами массовую аудиторию. Его затея удалась. В 80-е гг. прошлого века Центральное телевидение транслировало передачи Дмитрия Лихачева. На них выросло не одно поколение людей, которые потом стали интеллектуальной элитой России. Формат программы заключался в свободном общении Лихачева и зрительской аудитории, независимо от возраста и социального статуса. До самой смерти ученый не оставлял издательскую и редакторскую деятельность, всегда сам читал и корректировал рукописи молодых ученых.
Интересно, что Дмитрий Сергеевич ни разу не проигнорировал ни одного письма, он отвечал всем, понимая, что писать ему могут только неравнодушные люди, которых волнует судьба Родины и ее культурного наследия. Особенностью деятельности Лихачева было то, что даже в своих сугубо научных исследованиях он выступал, прежде всего, как учитель, стремящийся пробудить в читателе подлинный интерес к культуре. Лихачев утверждал, что любой человек обязан быть интеллигентным, считая это качество главным: ведь интеллигентность человека определяет его правильное отношение к окружающей жизни, позволяет определить истинные и ложные ценности. В 1970 г. Лихачев стал академиком СССР. Лихачев до самой смерти хранил тулуп, в котором он ходил в лагере на Соловках. Фото конца 1990-х гг.
Лихачев принимал активное участие в политической жизни страны во время Перестройки. Он был главным советником Михаила Горбачева по культуре. В Перестройке Лихачев видел попытку освобождения от тяготивших страну идеологических уз, пересмотр культурных ценностей, возрождение исконных национальных русских традиций. Дмитрий Лихачев всю свою жизнь прожил в Северной столице, он не мог предать любовь к этому городу и переехать в Москву. Хотя такие предложения поступали ему регулярно, но он считал это невозможным. Более шести десятков лет Лихачев отдал Институту русской литературы, который располагался в Пушкинском доме. Творческое наследие Лихачева составляют более четырех десятков трудов, в которых он исследует древнерусскую и русскую литературы. Дмитрий Сергеевич Лихачѐв и Михаил Сергеевич Горбачѐв
Главным научным интересом для него была именно древнерусская литература, в первую очередь – «Слово о полку Игореве» и «Повесть временных лет». Много лет он изучал и исследовал эти произведения. Сделанные открытия и наблюдения по текстам Дмитрий Сергеевич изложил в своих работах. Его переводы «Слова…» во всем мире признаны как эталон. Именно после опубликованных им исследований по «Слову…» угасли споры о его подлинности. Дмитрий Сергеевич также много писал для детей и молодых людей, - тех, «кому ещѐ предстоит учиться жизни, идти еѐ сложными путями». «Слово о полку Игореве» в переводе Лихачева. Издание 1950 г.
Самые известные книги этой направленности — «Земля родная: Книга для учащихся» и «Письма о добром и прекрасном». Плодом многолетних поисков и раздумий академика, глубоко знавшего и безмерно любившего культурные истоки страны, стала «Декларация прав культуры». Идея декларации была в необходимости принять мировым сообществом ряд положений, чтобы хранить культуру как «достояние человечества» и развивать ее дальше. По твѐрдому убеждению Лихачѐва, «без культуры или вне ее самостоятельное существование народов, этноса и государств лишается смысла». Без культуры нет смысла жизни, понимания истории, невозможно дальнейшее развитие человечества. А право на культуру – равноценно праву на жизнь… Умер Лихачев в 1999 г. Местом упокоения академика стало кладбище поселка Комарово. Издание 1988 г.
Список достижений и наград академика огромен. Он стал автором более тысячи научных работ, был членом зарубежных Академий наук, почетным доктором различных университетов по всему миру: Академии наук Болгарии (1963), Сербской академии наук и искусств (1971), Британской академии (1976), Австрийской академии наук (1968), Американской академии искусств и наук (1993), Университета имени Николая Коперника в Торуне (1964), Оксфорда (1967), Эдинбургского университета (1971), Университета Бордо (1982), Цюрихского университета (1982), Будапештского университета имени Лоранда Этвеша (1985), Софийского университета (1988), Сиенского университета (1992) и т.д. С 1989 г. Лихачев являлся членом Советского (позднее Российского) отделения Пен-клуба. Академик был удостоен высших наград СССР и России – звания Героя Социалистического Труда (1986) с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». В мантии почѐтного доктора Оксфордского университета. 1967 г.
В 1998 г., за год до смерти, Лихачев первым принял из рук Бориса Николаевича Ельцина восстановленный орден Андрея Первозванного, вызвав тем самым неудовольствие части русской интеллигенции. Чуть раньше, в 1993 г., Лихачев стал первым почетным гражданином СанктПетербурга. В 2001 г. был учрежден Международный благотворительный фонд имени Д. С. Лихачева. Книги и статьи академика были переведены на многие иностранные языки. Сегодня Лихачева по праву называют "совестью русской культуры". Вручение Лихачеву ордена апостола Андрея Первозванного
Всю жизнь Дмитрий Сергеевич состоял в браке с одной женщиной – Зинаидой Александровной Лихачѐвой, в девичестве Макаровой. У супругов родились две дочери: Вера и Людмила. Супруги Лихачевы
* Надо прожить жизнь с достоинством, чтобы не стыдно было вспомнить. * Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе. Человек портит счастье, если переживает его один. * Язык в еще большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе. * Мудрость — это ум, соединенный с добротой. Ум без доброты — хитрость. * Без памяти нет совести. * Нация, которая не ценит интеллигентности, обречена на гибель. История русской интеллигенции есть история русской мысли. * Надо быть патриотом, а не националистом. Нельзя, нет необходимости ненавидеть чужую семью, потому что любишь свою. Нет необходимости ненавидеть другие народы, потому что ты патриот. * В разговоре с другими умейте слушать, умейте помолчать, умейте пошутить, но редко и вовремя. Занимайте собой как можно меньше места. * Не должно быть слепых к красоте, глухих к слову и настоящей музыке, чѐрствых к добру, беспамятных к прошлому. А для этого нужны знания, нужна интеллигентность, дающаяся культурой. Дмитрий Сергеевич Лихачёв:
RkJQdWJsaXNoZXIy ODU5MjA=