Виктория Самойловна (Самуиловна) Токарева - русский прозаик, сценарист, родилась в Ленинграде 20 ноября 1937 года. Семья пережила очень трудные годы оккупации. Писательница до сих пор помнит те голодные годы. Любовь к литературе проявилась у Виктории в 13 лет, когда мама прочитала ей рассказ Антона Чехова «Скрипка Ротшильда». До сих пор она считает это произведение вершиной коротких рассказов писателя. Тем не менее, любовь к литературе не сразу перешла в желание стать писательницей. Виктория Самойловна окончила Ленинградское музыкальное училище по классу фортепиано, а затем продолжила обучение в консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова. После замужества она переехала в Москву. Работала в детской музыкальной школе учительницей пения и тогда же начала писать прозу, позже - редактором на киностудии «Мосфильм». По счастливой случайности, на одном из обычных школьных вечеров Токарева познакомилась с известным детским поэтом Сергеем Михалковым и благодаря его протекции в 1962 году поступила во Всероссийский государственный институт кинематографии на сценарный факультет. Именно здесь она открыла в себе талант писателя и с этого времени началось постоянное творчество Виктории Токаревой.
Первый рассказ В. Токаревой «День без вранья» был напечатан в 1964 году. Сначала рассказ представлял собой короткий фельетон, который она показала Владимиру Войновичу. Литератор предложил Виктории переработать текст, расширив его различными подробностями, что она и сделала. Написала подробно - на 45 страниц. В. Войнович придумал название еѐ первому рассказу и сам отнес рукопись в издательство «Молодая гвардия». Уже через день после выпуска книги она проснулась знаменитой.
Рассказ был замечен: автору предложили сделать сценарий для фильма, и в 1968 году на экраны вышла картина «Урок литературы». Так Виктория Токарева нашла свой путь и с тех пор занимается любимым делом. «День без вранья» - это история, как человек решил жить без вранья. В одно прекрасное утро молодой преподаватель по имени Валентин решает что-то изменить в жизни, потому что в ней слишком много вранья. Работает Валентин в школе учителем французского, оторвавшись от своих размышлений он понимает, что уже опаздывает на урок. В этот день он решает прожить без обмана.
Произведения В.Токаревой время от времени появлялись в ведущих литературных журналах «Юность» и «Новый мир». В 1969 году была опубликована первая книга «О том, чего не было», объединившая как ранее печатавшиеся, так и новые повести и рассказы. «Виктория Токарева остается художником в каждом своем рассказе. Я говорю «в каждом», потому что, на мой взгляд, в книге нет плохих рассказов. Есть отличные, есть очень хорошие и просто хорошие. А главное – есть книга. Есть единство, которое отличает настоящую книгу рассказов от случайной». ЮРИЙ НАГИБИН В 1971 году Токарева становится членом Союза писателей СССР.
С этого времени началось постоянное творчество В. С. Токаревой. С конца 1970-х появляются первые крупные произведения Виктории Токаревой - повести : «Ехал Грека» (1977), «Неромантичный человек: повесть сказка» (1978), «Старая собака» (1979), «Талисман» (1982), «Длинный день» (1986), «Пять фигур на постаменте» (1987), «Ничего особенного» (1990) и другие. Творчество писательницы можно разделить на два периода. Ранние книги посвящены любви, в основном несчастной, потому что «счастливая любовь не поддается художественному осмыслению». А вот произведения более позднего периода - рассуждения о жизни и всего прекрасного, что можно в ней найти. Почти все произведения Виктории Токаревой сразу же становились бестселлерами. Наиболее очевидно это выразилось в «издательском буме Токаревой» в 1990-е годы, когда писательница вошла в число 10 самых издаваемых в России авторов. Саму писательницу наделили статусом основоположницы современной женской прозы. При этом Токарева, с ее слов, никогда не думает о том, для кого сочинять, - творит исключительно для себя.
РАБОТА ВИКТОРИИ ТОКАРЕВОЙ В КИНО Виктория Токарева признана и любима не только как автор живых, ярких, с иронией рассказов, но и как сценарист. Она начала работать с различными советскими кинорежиссѐрами с конца 1960-х годов. Многие из сценариев Токаревой - адаптации еѐ рассказов или книг, среди них - «100 грамм для храбрости», «Перед экзаменом», «Талисман». По ее сценариям снято более 20 кино- и телефильмов, многие из которых вошли в «золотой фонд» отечественного кинематографа. Первой работой в качестве сценариста стала драма «Уроки литературы». Второй фильм, снятый по ее сценарию, принес Токаревой успех и известность: в 1971 году вышла комедия «Джельтмены удачи» с Евгением Леоновым, Савелием Крамаровым и Георгием Вициным в главных ролях. Следующей культовой работой выступил фильм «Мимино», режиссера Георгия Данелии с Вахтангом Кикабидзе в главной роли. За долгие годы работы в кино ей удалось запустить совместные проекты не только с Георгием Данелией, но и с Валерием Тодоровским («Вместо меня»), Юлией Дамскер («Простая история»).
«Джентльмены удачи» стали культовой комедией советского кинематографа.
Группа создателей фильма «Мимино», удостоенного золотого приза жюри конкурса художественных фильмов, на Х Московском кинофестивале. Слева направо: артист Вахтанг Кикабидзе, сценарист Виктория Токарева, артист Фрунзе Мкртчян, режиссер и сценарист Георгий Данелия, сценарист Реваз Габридзе. 1977 год. Фильм «Мимино» получил Государственную премию 1978 года и золотую медаль на Московском международном кинофестивале в 1977 году.
Такие картины, как «Джентльмены удачи», «Мимино» и «Шла собака по роялю», стали настоящими шлягерами, и даже сейчас, по прошествии многих лет, они не устарели, как не стареют юмор и доброта.
Совместный проект с Викторией обдумывал и Федерико Феллини, но смерть известного режиссера все изменила. «Какое доброе дарование! Она воспринимает жизнь не как испытание, а как благо…» Ф. Феллини, итальянский режиссер, после прочтения переведенной на итальянский язык книги В.Токаревой
ПРОИЗВЕДЕНИЯ ВИКТОРИИ ТОКАРЕВОЙ Книги Виктории Токаревой – отражение ее жизни, а герои ее – наши современники. В ее рассказах и повестях находится место всему: любви, дружбе, боли, грусти, нежности, одиночеству и еще очень многому, без чего невозможна жизнь каждого человека.
Токарева, В. С. Ничем не интересуюсь, но все знаю : рассказы / Виктория Токарева. - СанктПетербург : Азбука : Азбука-Аттикус, 2021. - 252, [2] с. - (Новая книга любимого автора). - Текст : непосредственный. «Главное не знать, а верить. Вера выше знания. Иначе зачем Богу было создавать такую сложную машину, как человек? Зачем протягивать его через годы, через испытания, через любовь? Чтобы потом скинуть с древа жизни и затоптать? А куда деваются наши слезы, наше счастье, наш каждодневный труд?.. Я всю жизнь чего-то добивалась: любви, славы, богатства. А сейчас мне ничего не надо. Я не хочу ничего. Видимо, я переросла свои желания. Наступил покой как после бомбежки. Бомбежка — это молодость».
Токарева, В. С. Жена поэта : повесть и рассказы / Виктория Токарева. - СанктПетербург : Азбука : Азбука-Аттикус, 2020. - 252, [2] с. - (Новая книга любимого автора). - Текст : непосредственный. Автор проводит своих персонажей через такие жизненные испытания, которые заставляют героев меняться, а читателей задуматься о себе, об отношениях с близкими. Что делать, если чувства исчезли и люди перестали слушать и слышать друг друга? На что готов человек ради движения в верх по карьерной лестнице
Токарева, В. С. Остановись, мгновенье... : повесть и рассказы / Виктория Токарева. - Санкт-Петербург : Азбука : АзбукаАттикус, 2020. - 237, [2]. - Текст : непосредственный. «Когда долго смотришь на солнце, потом не видишь ничего вокруг себя. Все обесцвечено. Так и я. Жила, ничего не видя вокруг себя. А на что смотреть? Меня спасала семья, которая стояла прочно, как скала. Меня спасали мои ненаписанные книги и мой талант, хотя и нескромно об этом говорить. Мой талант держал меня на плаву и говорил: «Ничего не кончилось, все еще будет».
Токарева, В. С. Тихая музыка за стеной : повести и рассказы / Виктория Токарева. - Москва : АСТ, 2014. - 312, [2] с. - Текст : непосредственный. Сильная женщина тоже хочет любить и быть любимой. Успешная женщина тоже мечтает о семейном счастье - простом и приятном, как Тихая музыка за стеной. Но что это, в сущности, такое - любить? И всегда ли можно осознать за круговертью будней, счастлив ты или нет? Ответы на эти вопросы героини Токаревой пытаются отыскать снова и снова, ошибаясь, - и снова пускаясь на поиски любви и счастья.
Токарева, В. С. Сволочей тоже жалко : рассказы, повесть, киносценарий / Виктория Токарева. - Санкт-Петербург : Азбука, 2014. - 234, [3] с. - Текст : непосредственный. Совершенно родные по духу персонажи, ощущение полнейшей вовлеченности в описываемые события и судьбы, удивительный юмор, пронзительное сопереживание и превратности любви. В сборник вошли рассказы, повесть, а также малоизвестный литературный сценарий «Вай нот?», написанный Викторией Токаревой для киностудии «Узбекфильм» и заново отредактированный автором специально для данного издания.
Токарева, В. С. Назло : сборник / Виктория Токарева. - Москва : АСТ, 2013. - 318, [1] с. - Текст : непосредственный. Нельзя испытывать не только любовь, но и порядочность, терпение, верность, доверие. Простые истины, которые герои и героини Виктории Токаревой постигают снова – на собственном, зачастую очень горьком, опыте. В сборник вошел также рассказ «Зачем?» и другие произведения,.
Виктория Самойловна всегда пишет очень хорошей ручкой на очень хорошей бумаге. Для неѐ компьютер - это техника, а всякая техника есть прослойка между человеком и Богом. А еѐ, по мнению писательницы, быть не должно. «Сначала нечто идет из космоса в мозги (именно так!) через темя, а потом это должно перетечь на кончик пера. Взаимодействие пера с бумагой и даёт результат. А когда такого взаимодействия нет, получается другая литература».
Токарева, В. С. Так плохо, как сегодня : рассказы / Виктория Токарева. - СанктПетербург : Азбука, 2013. - 235, [2] с. - Текст : непосредственный. Драма и юмор историй. Тонкое восприятие жизни — и при этом трезвый взгляд на любую ситуацию. И все же автор остается романтиком, который верит и, кажется, знает, как быть… В сборник добавлены три редких рассказа («Кирка и офицер», «Дружба превыше всего», «Кино и вокруг»).
Токарева, В. С. Стрелец : повести и рассказы / Виктория Токарева. - Москва : АСТ, 2002. - 301, [1] с. - Текст : непосредственный. Костя (бывший инженер, а ныне неизвестно кто), рожденный под знаком Стрельца и, как положено всякому нормальному Стрельцу, по горло увязший в жизненных и любовных проблемах, нашел миллион. Долларов. И...
Токарева, В. С. Розовые розы : рассказы, пьеса, киносценарии / Виктория Токарева. - Москва : АСТ, 2001. - 380, [2] с. - Текст : непосредственный. Тихий, незаметный муж... Обычная, пожалуй, даже не слишком счастливая жизнь... Недалеко уже до старости... И вдруг - розы. Роскошный букет от неизвестного мужчины. Лучшее доказательство того, что ты по-прежнему любима! Но кто же он - этот таинственный незнакомец?
«Я пишу с юмором, а юмор – это мировоззрение. Если произведение с юмором – ничего не надо объяснять».
Токарева, В. С. Маша и Феликс : повести и рассказы / Виктория Токарева. - Москва : АСТ, 2001. - 380, [2] с. - Текст : непосредственный. Если в сердце нет любви, человек мертв. Живым он только притворяется. Такова своеобразная точка отсчета для творчества Виктории Токаревой
Токарева, В. С. Этот лучший из миров : рассказы / Виктория Токарева. - Москва : АСТ, 1999. - 475, [1] с. - Текст : непосредственный. Почти у каждого человека бывает в жизни главная любовь и несколько не главных. Неглавные – забываются. А главная – остается, но не в чувственной памяти, а в душевной. Память души – не проходит.
Токарева, В. С. Ничего не меняется : рассказы и повести / Виктория Токарева. - Москва : АСТ ; Астрель ; [Б. м.] : Полиграфиздат, 2012. - 318, [1] с. - Текст : непосредственный. Активная, целеустремленная Мака, с головой окунувшаяся в погоню за успехом и преуспеванием, – и ее бездеятельный, не приспособленный к борьбе за выживание супруг Мика. Как заставить его измениться? Выбор героини прост: либо найти способ вынудить злосчастного Мику стать настоящим мужчиной, кормильцем и добытчиком, либо – оставить все как есть.
Токарева, В. С. Одна из многих : повести и рассказы / Виктория Токарева. - Москва : Астрель, 2012. - 316, [2] с. - Текст : непосредственный. Путь наверх юной провинциалки, решившей покорить столицу... Унижение. Насмешки. Трудная работа. Выгодные отношения с состоятельным бизнесменом. Дом - полная чаша. Деньги. Положение в обществе. Мечты сбываются? Или нет?.. Под уникальным пером автора знакомый, казалось бы, сюжет наполняется новым звучанием...
Токарева, В. С. Птица счастья : повести / Виктория Токарева. - Москва : АСТ : Люкс, 2005. - 350, [1] с. - (Новый шедевр выдающегося Мастера!). - Текст : непосредственный. Счастье… Какое оно? А если не выберет, пролетит мимо…Или выберет кого-то рядом, а ты останешься стоять с раскрытым ртом… Надо проявить инициативу: высоко подпрыгнуть и схватить птицу за хвост, и сделать это раньше других… В книгу вошли повесть «Птица счастья» и другие яркие, острохарактерные произведения, сюжеты которых словно взяты из самой жизни.
В свое время произведения Виктории Токаревой перевели на английский, французский, датский, итальянский, немецкий, а также китайский языки. За границей проза Токаревой воспринимается как феминистическая, отчего популярность только растет.
Токарева, В. С. Между небом и землей : повести, рассказы / Виктория Токарева. - Москва : АСТ, 2004. - 348, [2] с. - (Русский романс). - Текст : непосредственный. Между небом и землей… Между сбывшимся, несбывшимся и неизвестным… Любовь, утраченная, казалось бы, навеки, возвращается - но надолго ли? Страсть и непонимание, усталость и одиночество, маленькие повседневные жертвы и надежды — таковы темы повестей и рассказов.
Токарева, В. С. Ничего особенного : рассказы, повести / Виктория Токарева. - Москва : ЭКСМО, 1997. - 389, [2] с. - Текст : непосредственный. «Но вообще, честно сказать, я считаю: человек должен быть эгоистом. Карьерист и эгоист. Чтобы ему было хорошо. А если одному хорошо, то и другим вокруг него тоже хорошо. А если одному плохо, то и остальным пасмурно. Так ведь не бывает, чтобы человек горел на костре, а вокруг него ближние водили хороводы».
Токарева, В. С. Шла собака по роялю : повести и рассказы / Виктория Токарева ; [художник Ф. Барбышев]. - Москва : Локид, 1995. - 520, [2] с. : ил. - Текст : непосредственный. В книге собраны добрые, простые, искренние произведения о любви, о надежде, о женщинах, о судьбе, да и просто о людях. Это повести («Ехал Грека», «Неромантический человек») и рассказы «День без вранья», «Инструктор по плаванью») и другие.
Интересным фактом можно считать тот момент, что все свои произведения Токарева пишет от руки, используя НАГРАДЫ ВИКТОРИИ ТОКАРЕВОЙ В 1987 году награждена орденом «Знак Почета». В 1993 году была принята в члены элитарного столичного «Пенклуба», устав которого не разрешает участие в каком-либо другом творческом объединении. В 1997 году была лауреатом премии Москва-Пенне. В 1998 году стала лауреатом IV Российского кинофестиваля «Литература и кино»
«Я беру сюжеты в окружающей действительности, но обрабатываю головой. Создаю нечто из той истории, которую могу наблюдать. Это не фотография, это живопись, когда похоже, но всѐ-таки что-то другое. А ещѐ лучше через душу всѐ пропускать». ВИКТОРИЯ ТОКАРЕВА
RkJQdWJsaXNoZXIy ODU5MjA=