Методическая копилка

Комитет по культуре Курской области Курская областная универсальная научная библиотека им. Н. Н. Асеева Выпуск 1 (49) МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА Информационный бюллетень КУРСК 2022

2 ББК 95 М 54 Составитель: Н. А. Митрошенко Редактор: О. В. Лобатюк Ответственный за выпуск: В. Ю. Рукавицына Методическая копилка : информационный бюллетень. Выпуск 1 (49) / Курская областная универсальная научная библиотека им. Н. Н. Асеева ; составитель Н. А. Митрошенко ; редактор О. В. Лобатюк. – Курск, 2022. – 12 с. – Текст : непосредственный. Знак информационной продукции: 6+ В сорок девятый выпуск информационного бюллетеня входят статьи из журналов «Иностранные языки в школе», «Русский язык за рубежом». Материал расположен по тематическим разделам, внутри каждого – по алфавиту авторов и заглавий работ.

3 Оглавление Методика преподавания иностранных языков. ........ 5 Лингвистика. ................................................................ 7 Раннее обучение. ......................................................... 7 Информационные технологии в обучении. .............. 8 Контроль в обучении. ................................................. 8 Обучение фонетике. .................................................... 9 Обучение грамматике. ................................................ 9 Обучение речевым навыкам. .................................... 10 Обучение в вузе. ........................................................ 11

4 Предисловие Изучение иностранного языка как средства межкультурного общения в условиях диалога культур становится важной задачей. В её решении немалую роль играет методический аспект. Сорок девятый выпуск информационного бюллетеня «Методическая копилка» знакомит читателей с новинками в области методики преподавания иностранных языков. При составлении информационного бюллетеня использовались журналы «Русский язык за рубежом», «Иностранные языки в школе». Статьи располагаются по тематическим разделам, внутри каждого – по алфавиту авторов и заглавий работ. Список предназначен учащимся, студентам, преподавателям иностранных языков, библиотечным работникам как дополнительный материал для научной и практической работы.

5 Методика преподавания иностранных языков. Барташ, Д. Инновации в подходах к профессиональной подготовке будущих учителей иностранного языка / Д. К. Барташ, И. П. Твердохлебова. – Текст : непосредственный // Иностранные языки в школе. – 2021. – № 12. – С. 2-4. Барышников, Н. Событие года журнала «Иностранные языки в школе» - научно-методическая конференция памяти А. А. Леонтьева / Н. В. Барышников. – Текст : непосредственный // Иностранные языки в школе. – 2021. – № 12. – С. 85-90. Бычкова, В. Организация совместной деятельности учащихся на уроке иностранного языка / В. О. Бычкова. – Текст : непосредственный // Иностранные языки в школе. – 2022. – № 1. – С. 27-36. Гальскова, Н. Урок иностранного языка и интерес учащихся как показатель его результативности / Н. Д. Гальскова, З. Н. Никитенко. – Текст : непосредственный // Иностранные языки в школе. – 2022. – № 1. – 2-11. Дмитренко, Т. Профессиональная подготовка учителя иностранного языка в условиях цифровизации языкового образования / Т. А. Дмитренко. – Текст : непосредственный // Иностранные языки в школе. – 2021. – № 12. – С. 41-49. Ершова, Т. Умения письменной педагогической обратной связи как часть професионально-коммуникативной компетенции языкового педагога / Т. А. Ершова, А. А. Коренев. – Текст : непосредственный // Иностранные языки в школе. – 2022. – № 1. – С. 11-16. Идилова, И. Компетенции «4К» и урок английского языка в профильной школе / И. С. Идилова, А. Э. Салбиева. – Текст : непосредственный // Иностранные языки в школе. – 2022. – № 1. – С. 74-83. Климова, И. Научные мероприятия периода «новой нормальности»: особенности организации и проведения / И. И.

6 Климова, Н. А. Козловцева. – Текст : непосредственный // Русский язык за рубежом. – 2022. – № 1. – С. 115-120. Колтакова, Е. Актуальные вопросы обучения слушателей подготовительных факультетов / Е. В. Колтакова, Н. В. Татаринова, Е. Н. Чернышева. – Текст : непосредственный // Русский язык за рубежом. – 2022. – № 1. – С. 61-66. Павлова, Л. Профессионально-методическая подготовка будущего учителя иностранного языка в условиях новой лингвообразовательной парадигмы / Л. В. Павлова. – Текст : непосредственный // Иностранные языки в школе. – 2021. – № 12. – С. 411. Переверткина, М. Профессионально-методические умения обучения переводу как неотъемлемая составляющая подготовки будущего учителя иностранного языка / М. С. Переверткина, И. Ф. Савельева. – Текст : непосредственный // Иностранные языки в школе. – 2021. – № 12. – С. 18-26. Слепцова, Е. Использование проблемного обучения на уроках иностранного языка в средней школе / Е. В. Слепцова. – Текст : непосредственный // Иностранные языки в школе. – 2021. – № 12. – С. 26-34. Сысоев, П. Проблемные зоны педагогической технологии обучения в сотрудничестве в ходе организации проектной деятельности обучающихся / П. В. Сысоев, Н. И. Хмаренко. – Текст : непосредственный // Иностранные языки в школе. – 2021. – № 12. – С. 57-62. Тараева, Е. Дизайн профессионально ориентированной языковой подготовки учителя французского языка / Е. Г. Тараева. – Текст : непосредственный // Иностранные языки в школе. – 2021. – № 12. – С. 62-70. Харламова, М. Формирование у будущих учителей иностранного языка аутентичного коммуникативного поведения как условия реализации личностно-ориентированного учебного процесса / М. В. Харламова. – Текст : непосредственный // Иностранные языки в школе. – 2021. – № 12. – С. 78-85.

7 Шамонина, Г. «Навыки ХХI века» в процессе обучения русскому языку как иностранному / Г. Н. Шамонина. – Текст : непосредственный // Русский язык за рубежом. – 2022. – № 1. – С. 27-32. Щукин, А. Термин «методика» в контексте современной лингводидактики / А. Н. Щукин. – Текст : непосредственный // Русский язык за рубежом. – 2022. – № 1. – С. 16-22. Лингвистика. Голяк, С. Проблема интерференции при обучении русскому языку как инославянскому / С. В. Голяк. – Текст : непосредственный // Русский язык за рубежом. – 2022. – № 1. – С. 7277. Роговнева, Ю. Субъектные и бессубъектные конструкции в нефикциональных описательных текстах / Ю. В. Роговнева. – Текст : непосредственный // Русский язык за рубежом. – 2022. – № 1. – С. 50-55. Шафаги, М. Концепт «Честь» в этикетных речевых актах русского и персидского языков / М. Шафаги. – Текст : непосредственный // Руский язык за рубежом. – 2022. – № 1. – С. 40-49. Шляхов, В. Дискурсивные слова в текстах. Учим понимать и применять дискурсивные слова в речевом взаимодействии / В. И. Шляхов, К. Е. Агафонова. – Текст : непосредственный // Русский язык за рубежом. – 2022. – № 1. – С. 32-40. Раннее обучение. Лаврикова, А. Специфика проведения занятий по английскому языку в дошкольных группах билингвального развития / А. И. Лаврикова. – Текст : непосредственный // Иностранные языки в школе. – 2022. – № 1. – С. 90-96.

8 Никитенко, З. Профессиональная подготовка учителя иностранного языка для начальной школы / З. Н. Никитенко, Н. Д. Гальскова. – Текст : непосредственный // Иностранные языки в школе. – 2021. – № 12. – С. 11-18. Пономарева, А. Фонетическая сказка на уроке китайского языка в начальной школе / А. К. Пономарева. – Текст : непосредственный // Иностранные языки в школе. – 2022. – № 1. – С. 7074. Четвернина, М. Что снижает мотивацию младших школьников к чтению на уроке английского языка? / М. И. Четвернина. – Текст : непосредственный // Иностранные языки в школе. – 2022. – № 1. – С. 16-21. Информационные технологии в обучении. Акимова, Н. Использование сервиса построения ментальных карт Coggle на уроках иностранного языка / Н. В. Акимова, М. В. Овчинникова. – Текст : непосредственный // Иностранные языки в школе. – 2022. – № 1. – С. 36-40. Набокова, Л. Цифровые средства на дистанционном уроке английского языка для детей с нарушенным слухом / Л. А. Набокова. – Текст : непосредственный // Иностранные языки в школе. – 2022. – № 1. – С. 63-70. Контроль в обучении. Бондарева, О. Особенности подготовки обучающихся к сдаче теста по РКИ на базовом уровне*(A2) / О. В. Бондарева, Х. Э. Исмаилова. – Текст : непосредственный // Русский язык за рубежом. – 2022. – № 1. – С. 84-90. Гулов, А. Вступительные испытания для организации групп по подготовке к олимпиадам / А. П. Гулов. – Текст : непо-

9 средственный // Иностранные языки в школе. – 2022. – № 1. – С. 54-63. Гулов, А. Концептуальные особенности подготовки к олимпиадам по английскому языку / А. П. Гулов. – Текст : непосредственный // Иностранные языки в школе. – 2021. – № 12. – С. 32-41. Обучение фонетике. Пономарева, А. Фонетическая сказка на уроке китайского языка в начальной школе / А. К. Пономарева. – Текст : непосредственный // Иностранные языки в школе. – 2022. – № 1. – С. 7074. Обучение грамматике. Бурянина, Ю. Актуализация грамматических знаний учащихся в рамках урока по теме Television in our life : [английский язык] / Ю. А. Бурянина, Ю. А. Бакиева. – Текст : непосредственный // Иностранные языки в школе. – 2022. – № 1. – С. 4754. Власова, Н. К вопросу об обучении явлениям русской грамматике на коммуникативной основе : элементарный уровень владения русским языком как иностранным / Н. А. Власова. – Текст : непосредственный // Русский язык за рубежом. – 2022. – № 1. – С. 91-97. Трубицина, О. Формирование грамматических навыков на уроке немецкого языка посредством песенных материалов / О. И. Трубицина, Е.Г. Кобзарь. – Текст : непосредственный // Иностранные языки в школе. – 2022. – № 1. – С. 40-47. Хайянь, Ч. Сопоставительный анализ явления прономинализации имен существительных в русском и китайском языках

10 / Ч. Хайянь. – Текст : непосредственный // Русский язык за рубежом. – 2022. – № 1. – С. 55-60. Обучение речевым навыкам. Барташ, Д. Создание аутентичного общения на уроке немецкого языка средствами современного учебника / Д. К. Барташ, М. В. Харламова. – Текст : непосредственный // Иностранные языки в школе. – 2022. – № 1. – С. 21-27. Макеева, С. Обучение межкультурной коммуникации представителей старшего поколения: реальность и возможности / С. Н. Макеева, Е. Ю. Фроликова. – Текст : непосредственный // Иностранные языки в школе. – 2022. – № 1. – С. 83-90. Марочкина, Е. Типологизация ошибок в письменной речи детей-билингвов. Постановка проблемы и поиски путей решения / Е. Г. Марочкина. – Текст : непосредственный // Русский язык за рубежом. – 2022. – № 1. – С. 78-84. Четвернина, М. Что снижает мотивацию младших школьников к чтению на уроке английского языка? / М. И. Четвернина. – Текст : непосредственный // Иностранные языки в школе. – 2022. – № 1. – С. 16-21. Шамов, А. Речевая компетенция студентов поколения Z: особенности формирования / А. Н. Шамов, Ю. В. Шлыкова. – Текст : непосредственный // Иностранные языки в школе. – 2021. – № 12. – С. 70-78. Шафаги, М. Концепт «Честь» в этикетных речевых актах русского и персидского языков / М. Шафаги. – Текст : непосредственный // Руский язык за рубежом. – 2022. – № 1. – С. 40-49. Шляхов, В. Дискурсивные слова в текстах. Учим понимать и применять дискурсивные слова в речевом взаимодействии / В. И. Шляхов, К. Е. Агафонова. – Текст : непосредственный // Русский язык за рубежом. – 2022. – № 1. – С. 32-40.

11 Обучение в вузе. Барташ, Д. Инновации в подходах к профессиональной подготовке будущих учителей иностранного языка / Д. К. Барташ, И. П. Твердохлебова. – Текст : непосредственный // Иностранные языки в школе. – 2021. – № 12. – С. 2-4. Горбенко, В. Структура и содержание учебного комплекса по языку специальности для иностранных предмагистрантов технического профиля / В. Д. Горбенко. – Текст : непосредственный // Русский язык за рубежом. – 2022. – № 1. – С. 98-106. Гузарова, Н. Совершенствование образовательной программы предмагистерской подготовки иностранных граждан: из опыта Томского политехнического университета / Н. И. Гузарова, Е. А. Шерина. – Текст : непосредственный // Русский язык за рубежом. – 2022. – № 1. – С. 106-115. Дмитренко, Т. Профессиональная подготовка учителя иностранного языка в условиях цифровизации языкового образования / Т. А. Дмитренко. – Текст : непосредственный // Иностранные языки в школе. – 2021. – № 12. – С. 41-49. Колесников, А. Обучение студентов проектированию и презентации технологической карты урока иностранного языка / А. А. Колесников. – Текст : непосредственный // Иностранные языки в школе. – 2021. – № 12. – С. 49-57. Павлова, Л. Профессионально-методическая подготовка будущего учителя иностранного языка в условиях новой лингвообразовательной парадигмы / Л. В. Павлова. – Текст : непосредственный // Иностранные языки в школе. – 2021. – № 12. – С. 411. Переверткина, М. Профессионально-методические умения обучения переводу как неотъемлемая составляющая подготовки будущего учителя иностранного языка / М. С. Переверткина, И. Ф. Савельева. – Текст : непосредственный // Иностранные языки в школе. – 2021. – № 12. – С. 18-26.

12 Харламова, М. Формирование у будущих учителей иностранного языка аутентичного комуникативного поведения как условия реализации личностно–ориентированного учебного процесса / М. В. Харламова. – Текст : непосредственный // Иностранные языки в школе. – 2021. – № 12. – С. 78-85. Шамов, А. Речевая компетенция студентов поколения Z: особенности формирования / А. Н. Шамов, Ю. В. Шлыкова. – Текст : непосредственный // Иностранные языки в школе. – 2021. – № 12. – С. 70-78.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODU5MjA=

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика