Асеевские литературные чтения

80 совпадают опорные предударные согласные звуки, это делает рифму богатой. Примером такой рифмы могут служить у Н. Асеева «штрих – шрифт», «металла – взметало», «ребенок – забубенных». Символисты и футуристы стали широко использовать составную рифму и рифмы омонимическую и паронимическую. В ранних стихах Н. Асеева широко представлены авторские составные рифмы: «глаза ест – заезд», «в крови дымку – выдумку», «стихов лот – холод», «ветошью – рассвета шью». Арсенал рифм у Н. Асеева огромен, не случайно он считал себя «рифмачом». Ритмическая картина стиха в России основана на силлабо- тонической системе стихосложении, введенной в 30-е годы XVIII века В. К. Тредиаковским и М. В. Ломоносовым, которая была усовершенствована литературоведами и поэтами золотого века. В серебряный век, когда к поэтической деятельности подключился Н. Н. Асеев, эта система была подвергнута серьезному реформированию. Новое дыхание получают тонические и силлабические размеры стиха, которые используют фольклорные и песенные мотивы. Популярными становятся дольник, тактовик и акцентный стих (форма чисто тонического стихосложения), которыми написаны многие его, особенно, ранние стихотворения, основанные на фольклоре и славянской мифологии. Дольник – это вид стиха, основанный на неравном слоговом составе, это промежуточная форма между силлабо-тоническим (метрическим) и чисто тоническим (дисметрическим) стихосложением. Термин «дольник» имеет более широкий смысл, чем слово «стопа»: стопы в силлабо-тонической строке всегда равносложны (или двусложны, или трехсложны), а доли в дольниковой строке могут быть то двусложны, то трехсложны. В дольнике колебание безударных слогов между сильными местами (иктами) допускается от 1 до 2 [4, с. 147]. Тоническое стихосложение допускает произвольное количество безударных слогов в строке, но следит за количеством ударных. Это требовало особого чувства ритма, чтобы скрыть ритмическую инверсию, перебои ритма. Н. Асеев был одарен редким чувством ритма. Настоящий поэт – носитель ритма. Это хорошо ощущается в его ранних работах, например, в стихотворении 1916 года «Венгерская песнь», написанном широко распространенным в начале ХХ века дольником. Характерен для поэзии Н. Асеева и такой размер русского тонического стихосложения, как «тактовик», в котором объем безударных слогов между сильными местами (иктами) колеблется в диапазоне: 1-2-3 слогов [4, с. 153]. Пропуски ударений на сильных местах

RkJQdWJsaXNoZXIy ODU5MjA=