Асеевские литературные чтения

81 редки. Именно в творчестве В. А. Луговского, И. Л. Сельвинского и Н. Н. Асеева окончательно оформляется тактовик в советской поэзии. Примером тактовика в поэзии Н. Н. Асеева можно назвать стихотворение 1924 года «Реквием». Особо следует сказать о новом оформлении ритма стиха – «лесенке», заимствованного Н. Асеевым у А. Белого и В. Маяковского. Лесенка – это форма стихотворения с разрывами строк на определенном поэтом слове. В ней автор проводит членение строк ритмическим делением на части. Традиционная пунктуация не позволяла сделать необходимые акценты на конкретном слове, передать смысловую или звуковую деталь, нюанс произведения. Многие поэмы и стихотворения Н. Асеева написаны лесенкой, в том числе одни из лучших его стихотворений «Перебор рифмы», «Соловей», «Песнь о Гарсия Лорке», поэмы «Лирическое отступление», «Синие гусары», «Маяковский начинается» и другие. Чисто тонический ритм в его стихотворениях представлен и акцентным стихом (фразовиком, ударником). Развитие акцентного стиха в первой трети XX века В. Маяковским, Н. Асеевым и их единомышленниками оказало существенное влияние на развитие русской и советской поэзии. В чисто тоническом стихе Н. Асеева делается акцент на ударении, что придает ему искренность и глубину. В акцентном стихе ритмичность определяется только счетом ударных слогов, количество безударных слогов между ними различно: от 0 до 6 слогов, но, как правило, более 3. Иногда в рифмуемых строках – по равному количеству ударений, а иногда – нет. В акцентном стихе единицей ритма является слово, а не слог или доля [4, с. 154-155]. Примером чисто тонического (акцентного) стиха может быть стихотворение «Объявление» (1915). Акцентный стих широко используется Н. Асеевым во многих его стихотворениях. Так, в 6-й главе «Голос докатывается до Петербурга» поэмы «Маяковский начинается» Н. Асеев использует такой размер стиха, как фразовик (акцентный стих с повествовательной интонацией). Важно отметить, что Николай Асеев, особенно в последние годы жизни, часто пишет стихи и классическим метром, как и многие его коллеги 50-60 годов ХХ века; однако, он использует и дольник, и тактовик, и ударник. Необходимо отметить, что современные поэты С. Куняев, Е. Рейн, А. Передреев, И. Бродский и другие также широко использовали и используют дольник, тактовик, акцентный стих и классический силлабо-тонический стих.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODU5MjA=