Библиотека: территория равных возможностей

16 Для создания благоприятной эмоционально-комфортной среды требуются не только знания, но и большое желание библиотекарей налаживать контакт, итогом которого станет не только плодотворная совместная деятельность, но и доверительные отношения, позволяющие снизить психологическое напряжение. Все это возможно, если у работника библиотеки присутствует доброжелательность, вежливость, внимательность, тактичность, порядочность, коммуникабельность, терпеливость, умение слушать собеседника, Немалое значение имеет и профессионализм библиотекаря, в том числе эрудированность, хорошее знание литературы, основ психологии и педагогики, умение хорошо владеть современной техникой. Задача работниками библиотек - профессионально и ненавязчиво оказать помощь пользователям с ОВЗ в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами. Совокупность способностей, знаний и умений, необходимых для эффективного общения при оказании помощи лицам с ОВЗ в преодолении барьеров называется коммуникативной эффективностью. Коммуникативные умения складываются из следующих основных навыков: - избегать конфликтных ситуаций; - внимательно слушать и слышать; - регулировать собственные эмоции, возникающие в процессе взаимодействия; - обеспечивать высокую культуру и этику взаимоотношений; - грамотно противостоять манипулированию. Каждый человек, хотя бы раз в жизни, но сталкивался с вопросами: "Как правильно говорить об инвалидности?", "Как обращаться к людям с инвалидностью?", "Какие слова и выражения будут корректными, а какие нет?" Библиотекарь обязательно должен быть осведомлен и об особенностях этикета при общении с пользователями с ОВЗ, или, в крайнем случае, знать общие правила. Из них он, например, может узнать о том, что многие привычные слова, понятия и фразы, в том числе употребляемые по отношению к людям с инвалидностью, по сути своей оскорбительные стереотипы. В разговорной и письменной речи часто употребляются такие выражения, как "больной/ здоровый", "нормальный/ ненормальный", "обычный/ неполноценный" и т. п. Люди произносят эти слова, не задумываясь и, в большинстве случаев, не имея намерения кого-либо обидеть, унизить. Важно понимать: эти фразы некорректны, потому что оскорбительны для людей с инвалидностью. Частично непонимание данного факта объясняется тем, что в российском законодательстве (ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"), человек с инвалидностью рассматривается как "больной", т. е. несамостоятельный и нуждающийся в опеке. Конвенция о правах инвалидов (ООН, 2006 год), ратифицированная РФ в 2012 году обозначает инвалидность иначе - как социальное, а не медицинское понятие. Документ дает определение инвалидности как препятствия или ограничения деятельности человека с физическими, умственными, сенсорными, психическими особенностями, вызванные существующими в обществе условиями, при которых люди исключаются из разных сфер жизни. Отношение к инвалидности меняется. Это позволяет предположить, что в недалёком будущем появится и иное определение, которое устроит все заинтересованные стороны. Но уже в настоящее время следует учитывать, что некоторые слова, которые не так давно были нормой, сейчас считаются некорректными. Например, совсем недавно вполне допустимым считалось (а многие считают так и поныне) слово "инвалид". Немалая часть людей с инвалидностью, судя по опросам, считают это слово обидным, уничижительным. Они же

RkJQdWJsaXNoZXIy ODU5MjA=