общей идее справедливости: власть нужна для того, чтобы
государство развивалось, чтобы люди жили лучше, и по-
этому власть должна учитывать как интересы обычных лю-
дей, так и их традиции, традиции разных народов, которые
объединены в большой стране.
В понятиях Руси право и закон должны носить, преж-
де всего, нравственный, а не формальный характер, соот-
ветствовать правде и справедливости. Нравственный закон
считался выше закона писаного, формального. Но и фор-
мальный закон зачастую отождествлялся со словом
«правда», стремясь, по-видимому, подчеркнуть, что идеа-
лом исполнения закона является правда. Слово «правда»
вошло и в название первого русского сборника законов
«Русская Правда». Дело в том, что склад мышления рус-
ского человека всегда ставил человека, человечность, душу
выше закона. Изначально на Руси поведением, действиями,
всей жизнью человека, прежде всего, руководила совесть и
чувство обязанности. И первичным было соблюдение обя-
занностей по отношению к другому человеку, людям и в
целом государству, а не предъявление своих прав. В здоро-
вой культурной традиции России обязанности всегда стоя-
ли на первом месте: обязанность народа - перед государст-
вом, ребенка – перед родителями.
Но многие русские отношения регулировались не пра-
вом, а совестью и обычаем (прежде всего жизнью кресть-
янской общины). Русское правосознание было ориентиро-
вано на жизнь по совести, а не по формальным правилам.
Этим русский человек всегда отличался от западного чело-
века. Для западного обывателя любой преступник - злодей,
а для русского человека - жертва обстоятельств.
Правосознание совести вовсе не означало анархии в
народной жизни. В России сложились достаточно жесткие