Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  8 / 42 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 8 / 42 Next Page
Page Background

общей идее справедливости: власть нужна для того, чтобы

государство развивалось, чтобы люди жили лучше, и по-

этому власть должна учитывать как интересы обычных лю-

дей, так и их традиции, традиции разных народов, которые

объединены в большой стране.

В понятиях Руси право и закон должны носить, преж-

де всего, нравственный, а не формальный характер, соот-

ветствовать правде и справедливости. Нравственный закон

считался выше закона писаного, формального. Но и фор-

мальный закон зачастую отождествлялся со словом

«правда», стремясь, по-видимому, подчеркнуть, что идеа-

лом исполнения закона является правда. Слово «правда»

вошло и в название первого русского сборника законов

«Русская Правда». Дело в том, что склад мышления рус-

ского человека всегда ставил человека, человечность, душу

выше закона. Изначально на Руси поведением, действиями,

всей жизнью человека, прежде всего, руководила совесть и

чувство обязанности. И первичным было соблюдение обя-

занностей по отношению к другому человеку, людям и в

целом государству, а не предъявление своих прав. В здоро-

вой культурной традиции России обязанности всегда стоя-

ли на первом месте: обязанность народа - перед государст-

вом, ребенка – перед родителями.

Но многие русские отношения регулировались не пра-

вом, а совестью и обычаем (прежде всего жизнью кресть-

янской общины). Русское правосознание было ориентиро-

вано на жизнь по совести, а не по формальным правилам.

Этим русский человек всегда отличался от западного чело-

века. Для западного обывателя любой преступник - злодей,

а для русского человека - жертва обстоятельств.

Правосознание совести вовсе не означало анархии в

народной жизни. В России сложились достаточно жесткие