Ради братий моих и ближних моих - page 4

5
Немаловажной причиной настоятельного перехода к печатной книге
стала широко распространившаяся неисправность рукописных книг. В
текстах имелось много расхождений различного происхождения.
Встречались употребления разнородных грамматических форм или
различных местных диалектов. В других случаях изменения вносились
сознательно и проистекали из различного толкования неясных мест
текста
(5, с. 30).
Поэтому, единственным выходом могло стать печатание текстов
богослужебных книг под единой редакцией и государственной цензуре. Это
было возможно только в государственной типографии.
Строго говоря, печатные книги к середине ХVI века в России уже
появились. Это так называемые анонимные книги (два «Евангелия»,
«Псалтирь» и «Триодь»), напечатанные в Анонимной печатне. Такие книги не
имели указания фамилий печатников и даты издания, поэтому и
назывались анонимными.
В этой печатне, возможно, и «сделали свои первые шаги Иван Федоров и
Петр Мстиславец, которым и суждено было стать начинателями-
пионерами, выведшими Москву на широкую книжную дорогу»
(11, с. 15).
Иван Федоров
«Он был и остается первым
потому, что первым создал печатные
книги
с
таким
безупречным
искусством и потому, что он первым
оказался на высшей ступени своего
мастерства: первым среди всех русских
печатников»
академик Д. Лихачёв
Начать этот раздел очерка, посвященный личности Ивана Федорова
хочется стихотворением русской советской писательницы, поэтессы
Натальи Кончаловской. К 800-летию Москвы Наталья Петровна написала
книгу «Наша древняя столица», в которой в поэтической форме предстают
перед читателем важнейшие исторические события допетровской эпохи.
Одно из стихотворений Кончаловская посвятила Ивану Федорову
(6, с. 114-
116).
Диакон Иоанн Федоров
.
Портрет
работы художника
И
.
Томашевича
, 1904
г
.
1,2,3 5,6,7,8,9,10,11,12,13,14,...30
Powered by FlippingBook