13
Кстати, примечателен и переплет «Апостола». В Государственном
историческом музее в Москве хранится экземпляр «Апостола» Ивана
Федорова 1564 года, заключенный в необычный для того времени переплет:
на верхней крышке цельнокожаного переплета, богато украшенной
блинтовым тиснением, в прямоугольной рамке золотом воспроизведены
двуглавый орел и надпись, свидетельствующая о том, что это личный
экземпляр царя Ивана Грозного. Это первый известный нам случай
употребления суперэкслибриса (владельческого знака, вытисненного на
переплете) как элемента украшения переплета и первое тиснение золотом
на коже в русском переплетном деле.
«Апостол» был первой русской печатной книгой, в которой перед
началом текста помещена большая гравюра – фронтиспис (иллюстрация,
помещенная лицом к титульному листу, а в старопечатных книгах, где нет
титульного листа, - лицом к началу текста) с изображением евангелиста
Луки. Рисунок арки заимствован московскими мастерами с одной из
иллюстраций немецкой «Библии» (художник Эрхард Шеен), напечатанной в
Нюрнберге в 1524 году.
Однако московские мастера переработали рисунок в духе традиций
русских богослужебных книг. «С арки были устранены фигурки двух
обнаженных ребятишек и какого-то существа вроде наяды, убрана левая,
уходящая в перспективу внутренняя стена арки, слегка изменены
некоторые декоративные элементы»
(5, с. 44)
.
Сама фигура апостола Луки значительно отличается от принятых
изображений человеческого образа в иконописи: фигура объемна – это живой
человек, изображение которого приближается к реалистическому.