-
-
«Каждый год, каждый день, опаленный войной...»
назад...
В марте 1943 г. была возобновлена деятельность истребительных батальонов Курской области, совершенствовалась система местной противовоздушной обороны. Совместно с войсками НКВД истребительные батальоны, группы содействия активно вели борьбу с вражескими диверсантами и разведчиками. На 1 июля 1943 г. в Курской области имелось 53 истребительных батальона с общим количеством 4086 чел. личного состава.
В связи с передислокацией из-под Сталинграда армий Центрального фронта важность восстановительных работ в районе Курска стала очевидной. Но при восстановлении линии Касторная - Мармыжи - Курск работники спецформирований НКПС, железнодорожники Курской области столкнулись с большими трудностями. В соответствии с приказом Народного комиссара путей сообщения СССР генерал-полковника А. В. Хрулева от 14 февраля 1943 г. в Курск «для организации работ по восстановлению железнодорожного участка, проведения технической разведки» командировались специалисты-железнодорожники во главе с начальником Курского отделения паровозного хозяйства Ш. М. Чавчанидзе и начальником станции Курск П. А. Шубиным.
8 марта 1943 г. начались восстановительные работы и на Льговском железнодорожном узле Московско-Киевской дороги. 17 марта было открыто движение поездов от Касторной до Курска, 5 апреля 1943 г. - до Льгова. Приказом начальника железной дороги им. Ф. Э. Дзержинского А. П. Молчанова 16 апреля 1943 г. для улучшения «оперативного руководства... все хозяйственные единицы, входившие в состав Курского железнодорожного узла», были переданы в подчинение начальника ВЭО-14 Г. К. Иваненко. 20 апреля 1943 г. ВЭО-14 было перебазировано на Курский железнодорожный узел.
В период подготовки Курской битвы железнодорожники проводили значительную работу по обеспечению войск Центрального, Воронежского, Степного фронтов. В тыловых границах указанных фронтов располагались в 1943 г. все магистрали на Курском выступе. Выполняя постановление Государственного Комитета Обороны № 3160 от 10 апреля 1943 г., удалось быстро увеличить пропускную способность железнодорожных участков Елец - Касторная (до 36 пар поездов), Касторная - Курск (до 24 пар), Касторная - Валуйки (до 18 пар) и Валуйки - Купянск (до 18 пар поездов в сутки). Если в марте 1943 г. поезда шли на участках Касторная - Щигры со скоростью 15, Щигры - Курск - 20 км в час, то в июне техническая скорость здесь возросла до 30 и 45 км в час. С апреля по июль 1943 г. работники Курского железнодорожного узла смогли обеспечить прием 2513 и отправление 2732 воинских эшелонов.
Гитлеровская авиация стремилась сорвать советские воинские перевозки, совершая налеты на важнейшие коммуникации и на узловые станции Курск, Мармыжи, Касторная, Старый Оскол, Валуйки. С марта по июль 1943 г. на железнодорожные участки Курского выступа было совершено 5700 самолето-налетов и сброшено 12 тысяч бомб. С апреля по июль 1943 г. Курский железнодорожный узел выдержал 29 налетов, в которых участвовало 1247 немецких самолетов. Самоотверженный труд коллектива станции Курск в мае-июле 1943 г. трижды отмечался переходящим Красным знаменем ГКО и ВЦСПС.
Железнодорожники Курской области участвовали и в строительстве обводных путей, которые увеличивали пропускную способность прифронтовых магистралей. Так, на основании постановления Военного Совета Центрального фронта № 0109 от 29 мая 1943 г. воины 83-го путевого железнодорожного батальона под командованием майора И. П. Середина и личный состав ВЭО-14 построили обвод Курского железнодорожного узла с востока.
5 июля 1943 г. началась историческая битва на Курской дуге. Важнейшие стратегические операции Курской битвы: Курская оборонительная (5-23 июля), Орловская наступательная (12 июля - 18 августа) и Белгородско-Харьковская (3-23 августа) осуществлялись войсками Центрального, Воронежского, Западного, Брянского и Степного фронтов. На территории Курской области проходили ожесточенные сражения на Северном (район Молотычи - Поныри) и Южном (Корочанское, Прохоровское и Яковлевско-Обоянское направления) фасах Курской дуги.
Большую роль в их успешном завершении сыграли колоссальные подготовительные работы, выполненные с участием жителей области. 19 июля 1943 г., на месяц раньше срока, установленного постановлением ГКО № 3522 от 8 июня 1943 г., открылось движение воинских составов но железнодорожной линии Старый Оскол - Ржава. Она была построена за 32 дня железнодорожными войсками и спецформированиями Воронежского фронта; в работах участвовали 25 тысяч жителей из разных районов Курской области. Воронежский фронт с вводом в строй этой линии получил самостоятельную коммуникацию с выходом на рокаду Курск - Белгород и на участок Ржава - Обоянь.
Железнодорожники Курской области провели титаническую работу по восстановлению разрушенного хозяйства и обеспечению воинских перевозок при подготовке и проведении Курской битвы.
23 августа 1943 г. победоносно завершилась Белгородско-Харьковская наступательная операция. С 13 марта 1995 г. согласно принятому Федеральному закону РФ день разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Курской битве объявлен Днем воинской славы России. Безвозвратные потери советских войск в период Курской битвы составили 254470 человек. В ней погибло и увековечено на страницах областной Книги Памяти 7645 курян, сражавшихся у родного порога, из них 1138 участвовали в Поныровском оборонительном сражении.
Вклад курян в победу на Курской дуге был высоко оценен правительством. 5 ноября 1943 г. «за исключительные заслуги в деле восстановления железнодорожного транспорта в трудных условиях военного времени» звание Героя Социалистического Труда было присвоено курянам: начальнику станции Курск П. А. Шубину, поездному вагонному мастеру ОРКП-12 Н. Я. Епанчину и ст. дорожному мастеру Ворожбянской дистанции пути А. И. Новикову.
Летом 1943 г. руководство СССР приступило к осуществлению широкой программы восстановления народного хозяйства. 21 августа 1943 г. было принято постановление ЦК ВКП(б) и Совнаркома СССР «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации». Оно стало ярким свидетельством заботы советского государства о людях, переживших трудный период оккупации. Этим постановлением определялись задачи по восстановлению промышленности, сельского хозяйства, транспорта, культуры, здравоохранения Курской области.
27 октября 1943 г. комитет при СНК СССР по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от оккупации, возглавляемый секретарем ЦК ВКП(б) Г. М. Маленковым, заслушал отчет руководства Курской области о ходе выполнения постановления ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 21 августа 1943 г. Было отмечено, что план возврата эвакуированного скота выполнен и в хозяйства Курской области поступило 2144 головы крупного рогатого скота, 5155 овец и 770 лошадей. Было восстановлено 1970 ферм для крупного рогатого скота, 670 овцеводческих, 150 свиноводческих и 1600 птицеводческих ферм. Только в течение сентября 1943 г. к работе приступили 27 МТС и 28 МТМ текущего ремонта. Значительных успехов добились железнодорожники Московско- Курской, Южной, Московско-Киевской, Московско-Донбасской дорог на восстановлении путей, находившихся на территории Курской области. За короткое время удалось восстановить работу 154 предприятий промышленности. Рабочие и работницы быстро налаживали выпуск продукции, необходимой для фронта.
В Курске и в других городах области были созданы сотни добровольческих строительных бригад. В 1944 г. только в Курске в бригадах насчитывалось 26695 человек. Добровольцы-строители становились на трудные участки работ, восстанавливали разрушенные корпуса заводов, расчищали улицы от завалов, зарывали воронки от авиабомб и снарядов, восстанавливали и строили жилые дома, детские сады, больницы, школы. С большим патриотическим подъемом трудились колхозники Курской области, восстанавливая сельское хозяйство. На освобожденной земле развернулась созидательная работа но возрождению к жизни сел и деревень, разрушенных и сожженных фашистскими захватчиками. К концу войны в Курской области работали 163 машинно-тракторные станции, было восстановлено 4500 колхозов, 3178 школ, 1370 домов культуры, изб-читален, более 700 медицинских учреждений.
В соответствии с постановлениями ГКО № 5216 от 19 февраля 1944 г. и № 6564 от 19 сентября 1944 г. о привлечении организаций Осоавиахима к работам по разминированию, сбору трофейного имущества в освобожденных районах в Курской области было подготовлено 219 инструкторов и 4458 бойцов-минеров. В 1944 г. ими было разминировано 594 минных поля площадью 2163,2 кв. км, очищено от боеприпасов 4119,2 кв. км территорий области. В 1945 г. было освобождено 304 поля площадью 432,5 кв. км, очищено от боеприпасов 5090,4 кв. км. Работы велись в 62 районах области, где производилось разминирование 310 населенных пунктов.
Началась мобилизация населения Курской области на стройки народного хозяйства, восстановление шахт и промышленных предприятий в Донбассе, для развития металлургических, электротехнических заводов на Урале и в Чкаловской (ныне Оренбургской) области. С июня по сентябрь 1943 г. согласно постановлениям Государственного Комитета Обороны для работы на стройках народного хозяйства Курской области было мобилизовано 7900 чел.
В марте 1944 г. группа железнодорожников Курского и Льговского железнодорожных узлов была направлена на работу в специальные формирования НКПС - Военно-эксплуатационные отделения №№ 7, 10, 14, 30, действовавшие на освобожденных магистралях Украины, Белоруссии, Прибалтики.
Сразу после освобождения территории Курской области развернулась работа по сбору средств в Фонд обороны. К этому важнейшему патриотическому движению были подключены различные слои населения, в том числе и русская православная церковь. В связи с 25-й годовщиной Красной Армии в Больше-Полянском, Тербунском и Воловском районах начался массовый сбор подарков для бойцов, вскоре развернувшейся повсеместно. 25 апреля 1943 г. газета «Курская правда» опубликовала телеграмму Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина, в которой он поблагодарил трудящихся Курской области, собравших 18743000 руб. и облигациями госзаймов 11000000 руб. на строительство танковой колонны и эскадрильи самолетов «Курский партизан».
Активную работу проводил областной комитет помощи раненым, возглавляемый секретарем обкома ВКП(б) А. И. Легасовым. В 1943-1944 г. населением области было собрано и передано в госпитали 100 индивидуальных посылок, 115,9 тыс. литров молока, 38,5 тыс. постельных принадлежностей, 47,4 тыс. предметов кухонного хозяйства124. Важное место в работе советских и партийных органов городов и районов области занимала забота о семьях фронтовиков. Так, на 9 мая 1943 г. в Курске было зарегистрировано 6312 семей военнослужащих. Как отмечалось в информации Курского облисполкома, представленной 18 сентября 1943 г. в СНК РСФСР, на учете в области состояло 6006 инвалидов войны, из них 127 чел. 1-й группы и 3232 - 2-й группы. Было трудоустроено 3497 чел., из них 1367 инвалидов 2-й группы. Оказана помощь 126 инвалидам войны на сумму 28, 2 тыс. руб. В ходе обследования, проведенного в 20 районах области, представители райисполкомов посетили семьи 379 инвалидов. Для выплаты пособий инвалидам было перечислено 210 тыс. руб.
Весной-летом 1943 г. быстрыми темпами развивалось индивидуальное огородничество. К началу 1944 г. число огородов в Курской области составляло 56183, средний размер огородного участка на семью составлял 1460 кв. м. Развертывалась активная борьба с бандитизмом, которую вели истребительные батальоны Курской области. Со всей остротой встала необходимость борьбы с детской беспризорностью: в 1943 г. в Курской области было зарегистрировано 17 тыс. беспризорных детей.
Руководящие органы Курской области проводили работу и по сохранению памяти о погибших воинах. Так, в июле 1943 г. Курский горисполком принял постановления о захоронении в Парке пионеров героев-танкистов, участников Курской битвы командира 51-й отдельной танковой бригады подполковника Г. А. Кокурина и Героя Советского Союза ст. лейтенанта К. М. Блинова. 25 сентября 1943 г. Курский облисполком принял решение «Об охране и благоустройстве братских и одиночных могил бойцов и офицеров Красной Армии».
Значительные средства направлялись на благоустройство памятников, братских могил, воинских кладбищ. 26 и 30 ноября 1943 г. в Поныровском районе были открыты первые памятники Великой Отечественной войны - погибшим артиллеристам у с. Теплое и саперам в районе ст. Поныри.
9 мая 1945 г. Верховный Главнокомандующий Маршал Советского Союза И. В. Сталин в обращении к советскому народу сказал: «Великие жертвы, принесенные нами во имя свободы и независимости нашей Родины, напряженный труд в тылу и на фронте, отданные на алтарь Отечества, не прошли даром и увенчались полной победой над врагом. Вековая борьба славянских народов за свое существование и свою независимость окончилась победой над немецкими захватчиками...»
Героический труд курян в тылу и на фронте получил высокую оценку. 74831 чел. был награжден боевыми орденами и медалями. 430 курян, в том числе и уроженцев современной Белгородской области, были удостоены высокого звания Героя Советского Союза. 18 июля 1946 г. 1580 курян за стойкость, мужество и трудовой героизм, проявленные в годы Великой Отечественной войны, были отмечены орденами и медалями СССР.
В годы Великой Отечественной войны погибло более 27% населения Курской области, из них 212609 - на фронтах войны. Их фамилии внесены на страницы областной Книги Памяти. Вклад жителей Курской области во всенародную победу над гитлеровской Германией и милитаристской Японией в послевоенные годы нашел достойную оценку. Свидетельством тому стало награждение Курской области вторым орденом Ленина в августе 1968 г., вручение городу Курску ордена Отечественной войны I степени (апрель 1980 г.) и присвоение Указом Президента РФ от 27 апреля 2007 г. Курску - одному из первых в стране - почетного звания РФ «Город воинской славы».
д. и. н. В. В. Коровин,
к. и. н. А. Н. Манжосов,
к. и. н. А. Ю. Золотухин.
|
© КОНБ им. Н. Н. Асеева |