обязанности членов сообщества, но и фиксируют источники
финансирования и поддержки милосердно-благотворительной
деятельности со стороны различных социальных институтов,
спонсоров. Нормальное функционирование этого института
зависит от совместимости специфических ценностей религии
с фундаментальными ценностями общества, христиан с пред-
ставителями других конфессий, а также неверующими цер-
ковнослужитель, посетивший Бутырскую тюрьму. Он разделит
со страждущим его непосильную нравственную ношу, будет
сострадать вместе с ним.
При изучении опыта милосердно-благотворительной дея-
тельности Русской Православной Церкви следует иметь в виду
особенности ее исторической эволюции.
Если до эпохи Петра I благотворительная деятельность сре-
ди населения целиком находилась в руках Церкви и монасты-
рей, то начиная с XVIII в., когда Церковь была подчинена госу-
дарству, размеры этой деятельности значительно сокращают-
ся. Социальной работой среди населения начинают занимать-
ся, прежде всего, государственные (светские) учреждения.
Оживление милосердно-благотворительной деятельности Церк-
ви наступило после 1905 г., чтобы исчезнуть после 1917 г. В
настоящее время начинается по существу новый этап в мило-
сердно-благотворительной деятельности Православия.
Развитие этой деятельности наталкивается на недостаток
материальных средств. Поиски этих средств ведутся по раз-
ным направлениям, в том числе, и на путях развития пред-
принимательско-хозяйственной деятельности церковных орга-
низаций и монастырей, обращения к помощи спонсоров, ме-
ценатов и т.п. При налаживании контактов, особенно на мес-
тах - в епархиях и приходах, между светскими социальными
работниками и представителями православных организаций
можно столкнуться с тем фактом, что последние порою склон-
ны осуществлять социальное служение по преимуществу среди
единоверцев. Вместе с тем деятели Русской Православной
Церкви отмечают и прямо противоположный факт.
Так, профессор-протоиерей Глеб Каледа свидетельствует:
«…Организаторы православного милосердия отмечают, что
часто легче привлечь людей с добрым сердцем, но почти неве-
рующих или неофитов, недавно крещенных и воцерковляю-
щихся, чем так называемых церковных православных людей» .
За годы своего существования Русская Православная Церковь