Культура народов. Этнические сообщества Курской области

Главная Этносы Армяне Литература

Литература

Древнеармянская литература

Армянское письменное слово начинается с клинописных надписей (нач. 1-го тыс. до н. э.), дошедших до нас от урартов; армянские и иностранные источники свидетельствуют о том, что в I веке до н. э., в период расцвета на территории современной Армении античной культуры, существовали развитая литератуpa летописей, книги молитв. В некоторых городах Армении действовали театры, где ставились произведения греческих и армянских авторов, в частности трагедии армянского царя Артавазда II (56-34 до н. э.). Памятники языческой культуры не сохранились, так как подверглись уничтожению с утверждением в Армении христианства (301 г.). Создание в 405-406 годах ученым Месропом Маштоцем армянской письменности способствовало развитию оригинальной многожанровой литературы: житийной и исторической (Корюн, Агатангехос, Павстос Бузанд, Егише, Мовсес Хоренаци, Лазар Парбеци).

Потеря государственности в результате арабского нашествия создала неблагоприятные условия для дальнейшего развития армянской культуры в VI-IX веках. В это время широкое распространение получила церковная литература, особенно духовные песни (шараканы), способствовавшие пробуждению национального духа. Развивается историография в трудах Мовсеса Каганкатваци, Себеоса, Иоанна Мамиконяна и других.

После восстановления в середине IX века армянской государственности возникают предпосылки для армянского возрождения, идеи которого нашли наиболее глубокое выражение в поэзии: в «тагах» (песнях) и в лирико-философской поэме «Книга скорбных песнопений» Григора Нарекаци, в поэме «Элегия на взятие Эдессы» Нерсеса Шнорали, в лирике Фрика, Константина Ерзнкаци, Ованеса Тлкуранци, Мкртича Нагаша, Григора Ахтамарци. В XII-XIII веках развивается жанр басни (Мхитар Гош, Вардан Айгекци).

В XIV веке, после нашествия монголо-татар и раздела Армении между Персией и Турцией, ее культурная жизнь была парализована.

Фольклор

Памятники народного творчества хранят сведения о верованиях армян, об их молитвах и анимистическом толковании природы. Историко-познавательную и художественную ценность представляют сказки, предания, пословицы, загадки, антуни-песни, песни скитальца – пандухта, а также легенды и сказы («Гайк и Бел», «Ара Прекрасный и Шамирам», «Торк Ангех», «Рождение Ваагна», «Тигран и Аждаак», «Арташес и Артавазд», «Арташес и Сатеник»), в которых отображается борьба армян против чужеземных захватчиков, воспеваются подвиги героев-богатырей, любовь к свободе и независимость. В песенном творчестве особое место занимает поэзия гусанов, продолжавших традиции народной поэзии языческих времен. Художественно своеобразен жанр айрепов, которые в литературной обработке Наапета Кучака (XVI в.) вошли в сокровищницу мировой поэзии. Художественной обобщение героическое борьбы армянского народа против иноземного ига дано в героическом эпосе «Давид Сасунский».

Армянская литература XVII-XIX вв.

Литературное движение XVII-XVIII веков – так называемое обновление – по существу становится началом истории новой армянской литературы. Важную роль сыграли культурные центры армянских колоний (Венеция, Константинополь, Амстердам, Мадрид, Калькутта), где развивалось книгопечатание. Целью «обновления» было возрождение древней армянской цивилизации, ее языка и литературы; отсюда внимание к классическим традициям. Одновременно возникали и новые жанровые формы: мемуарные и путевые очерки (Симеон Лехаци, Мартирос Кримеци), публицистика (Овсеп Эмин, Шаамир Шаамирян, Мовсес Баграмян). Мотивы средневековой лирики получают новое звучание в произведениях Нагаша Овнатана. С письменной литературой в XVII-XVIII веках сосуществует поэзия ашугов. Она находит свое блестящее выражение в песнях Саят-Новы.

В XVIII веке в армянской литературе зарождается классицизм, сохранившийся как основное направление и в начале XIX века. О. Ванандеци, П. Минасян, А. Багратуни и другие представители этого направления воссоздали в поэтических и прозаических произведениях страницы истории армянского народа, воспели патриотизм, национальное прошлое. Возникла переводческая школа, познакомившая национальную культуру с классическими произведениями западно-европейской литературы.

В 1-й четверти XIX века, особенно после присоединения Восточной Армении к России (1801-28 гг.), создаются благоприятные условия для развития армянской культуры. Появление периодической печати способствует формированию общественной мысли, подъему культурного и эстетического сознания.

В 30-40-е годы XIX века в литературе намечается существенный перелом: подъем просветительского движения обусловил в литературе интерес к внутреннему миру отдельной личности. Древний литературный язык – грабар – уступает место новому народному литературному языку – ашхарабару. Видные представители нового литературного движения – А. Аламдарян, М. Тагиадян, Г. Алишан. Крупнейшее явление литературной эпохи – исторический роман X. Абовяна «Раны Армении» (1841-43 гг., изд. 1858 г.), рисующий героическую борьбу армянского народа против иранского ига и освобождение Восточной Армении с помощью России.

Идеи национально-освободительной борьбы находят выражение и в публицистике. Важную роль играют также периодические издания «Юсисапайл» («Северное сияние») С. Назаряна, «Мегу» («Пчела») А. Свачяна, «Аревелк» («Восток») и «Аревмутк» («Запад») С. Восканяна. В развитии армянской общественной мысли и художественной литературы значительную роль сыграл революционер-демократ М. Налбандян, идейный соратник Н. Г. Чернышевского, А. И. Герцена и Н. П. Огарева. Литературный процесс характеризовался параллельным развитием романтизма и просветительского реализма. В драматургии, наряду с историко-романтической драмой, находит широкое распространение социально-бытовая комедия. В драматических произведениях Г. Сундукяна нашел отражение процесс обуржуазивания общества. Романы «Сое и Вардитер» П. Прошяна, «Вопрошение мертвых» Налбандяна, «Арутюн и Манвел» Г. Агаяна, «Салби» Раффи значительно расширили художественный опыт армянской прозы. Однако ведущим жанром оставалась поэзия. В романтических стихотворениях Р. Патканяна, М. Пешикташляна, С. Шахазиза, Налбандяна, П. Дуряна звучали национально-патриотические, гражданские и философские мотивы.

В литературе 70-80-х годов главенствующую общественную значимость приобретает роман. Произведения Раффи проникнуты идеями освободительной борьбы армянского народа против турецкого деспотизма. Развитие социально-бытового романа связано с творчеством Прошяна. В творчестве Г. Мурацана показана борьба общественных умонастроений, философской проблемы национальной нравственности и этики. В сатирических произведениях А. Пароняна подвергаются осмеянию социальные и бытовые пороки буржуазного общества, политическое насилие турецкого государства и двуличная политика европейской дипломатии.

Большой общественный резонанс вызвали исторические романы Церенца, Раффи, Мурацана.

В 80-90-е годы ведущим направлением становится критический реализм. Совершенствуется структура романа, освобождаясь от романтической условности в сюжете и композиции. Художественного совершенства достигают реалистический рассказ и новелла. Выступает «второе поколение» новой армянской поэзии, литературным манифестом которого стал сборник И. Иоаннисяна «Стихотворения». Творчество О. Туманяна вобрало в себя опыт многовековой армянской поэзии. В стихотворениях, четверостишиях, поэмах («Лореци Сако», «Ануш»), в балладах и легендах Туманян воссоздал картины родной природы, жизненную философию народа. Уже первый сборник стихотворений А. Исаакяна «Песни и раны» сделал широко известным имя автора, в дальнейшем создавшего высокие образцы лирических и эпических жанров.

Возможности реализма с большой глубиной выявлялись в прозе, где художественная типизация сопровождалась социальным и психологическим анализом. Именно этими чертами отмечены произведения А. Ширванзаде, Нар-Доса, Г. Зохраба, А. Арпиаряна, Т. Камсаракана. Социально-критический пафос Ширванзаде, проявившийся уже в его ранних произведениях об армянской провинции, раскрылся с еще большей силой при изображении мира армянской крупной буржуазии (роман «Хаос», многочисленные повести и рассказы).

В первые десятилетия XX века Армения вступает в сложный период социально-политического развития. В Западной Армении свирепствует политическая тирания, приведшая в 1915 году к турецкому геноциду армянского народа. Общественное развитие Восточной Армении проходит в условиях трех русских революций, и будущее армянского народа связывается сложным переплетением судеб разных поколений с революционно-освободительным движением в России. Именно это и определило духовный настрой армянской интеллигенции. В литературе с классическим реализмом сосуществует символизм с элементами неоромантизма. Эстетическая и философская концепция последнего нашла выражение в историко-философских драмах Л. Шанта, в прозе А. Агароняна и В. Папазяна, в поэзии Сиаманто, В. Терьяна, Д. Варужана, М. Мецаренца и других.

Знаменательным фактом литературного движения начала века было формирование пролетарской литературы, видные представители которой – А. Акопян и Ш. Кургинян. Новое литературное течение получает теоретическое обоснование в статьях марксистских критиков С. Шаумяна, А. Мясникяна, С. Спандаряна, А. Кариняна и других.

Прозаики начала XX века Е. Отян, Папазян, Ерухан, продолжая реалистические традиции литературы XIX века, жанрово и тематически обогатили армянскую прозу (историко-приключенческий и бытописательный роман, очерк, аллегорический сказ и т. д.).

Армянская литература XX столетия

В первые годы советской власти в Армении возникает ряд литературных групп («Декларация 3-х», «Молот», «Кузница») и организаций (Ассоциация армянских пролетарских писателей, «Ноябрь» и другие), выдвигавших свои литературно-эстетические программы. В 1927 году был создан единый Союз пролетарских писателей Армении, в 1932 году – Союз писателей Армении.

Главные темы армянской литературы 20-х годов – революция, социалистическое строительство, картины дореволюционной действительности, формирование нового человека. Поэт Е. Чаренц, перейдя к революционной поэзии, выражает историческое значение революции («Песнь о народе», «История пахаря Сако»), создает цикл поэм и баллад, посвященных В. И. Ленину. В его романе «Страна Наири» утверждается идея реальной Советской Армении. Армянская литература начинает движение по пути социалистического реализма.

Принципы реалистического искусства получили развитие в творчестве А. Бакунца, С. Зорьяна, Д. Демирчяна, Н. Зарьяна, Арази, М. Армена, Г. Маари, В. Тотовенца.

В годы Великой Отечественной войны на первый план выдвигается публицистика и поэзия (творчество Зарьяна, Ов. Шираза, Г. Сарьяна, Ахавни). В прозе основным жанром становится рассказ и очерк, повествующие о фронтовой жизни и героике тыла. Исторические романы «Вардананк» Демирчяна, «Царь Пап» Зорьяна, историческая трагедия «Ара Прекрасный» Зарьяна изображают эпизоды освободительной борьбы армянского народа прошлых веков.

В послевоенной армянской литературе выступило новое поколение писателей. В поэзии Г. Эмина, Шираза, А. Сагияна, П. Севака, С. Капутикян, В. Давтяна, Р. Ованесяна отражены темы мира и войны, философские раздумья и чувство советского патриотизма, во весь голос прозвучала гражданская и интимная лирика. Отечественной войне были посвящены романы X. Тапалцяна («Война»), Р. Кочара («Дети большого дома»), А. Саинян («Пути-дороги»), М. Шатиряна («Солдаты»), М. Саркисяна («Приговоренные судьбой»). Социальные перемены в послевоенной деревне отображали романы Тапалцяна («Золотая долина») и С. Ханзадяна («Земля»). В повестях С. Аладжаджяна («В пустыне» и «Поражение»), романе Г. Севунца («Тегеран») были показаны судьбы и чаяния зарубежных армян во время Второй мировой войны. В произведениях В. Ананяна дается философское осмысление природы.

Обращение к новым поэтическим формам характерно для армянской поэзии 60-70-х годов (творчество П. Севака, Давтяна, Сагияна, Р. Давояна). Проза 60-70-х годов расширяет тематический и жанровый диапазон. В романах Зарьяна («Господин Петрос и его министры»), X. Даштенца («Зов пахарей»), Аладжаджяна («Тростники не склонились»), Маари («Сады горят»), Шатиряна («Сказание о пальме»), сборнике повестей и рассказов Кочара («Белая книга») отразились национальная трагедия армянского народа в прошлом, освободительная борьба и стремление к национальному возрождению. В романах «Мхитар Спарапет» и «Царица Армянская» Ханзадяна, «Судьба армянская» С. Айвазяна, «Армянская крепость» Зорьяна, «Воскан Ереванци» О. Гукасяна, «Книга бытия» В. Хечумяна, «Аршак II» П. Зейтунцяна и других изображается история армянского народа. В произведениях Г. Матевосяна («Август», «Деревья»), В. Петросяна («Армянские эскизы», «Прожитые и непрожитые годы», «Одинокая орешина»), З. Халафяна («Год, год, год...», «Умирающий оживающий»), М. Галшояна («Дзори Миро», «Горнило»), Р. Овсепяна («Длинный прекрасный день»), А. Авакяна, М. Мнацаканяна затрагиваются проблемы духовного бытия современного человека, его нравственный облик, взаимоотношения личности и общества.

В послевоенные десятилетия переживает заметный подъем армянская драматургия. Многие пьесы Ал. Араксманяна, Г. Тер-Григоряна, А. Папаяна, Г. Арутюняна были поставлены на сценах всесоюзных театров.

В новейшей армянской литературе самостоятельное место занимает литература диаспор, которая, формируясь и развиваясь в разных странах, подвергается разнообразным воздействиям, следует различным течениям, но в своей общности неразрывна с главными тенденциями новейшей армянской литературы. Среди выдающихся представителей литературы диаспоры Уильям Сароян, Акоп Ошакан, Амастех, Шаан Шахнур, Вазген Шушанян, Костан Зарьян, Заре Ворбуни, Захрат и другие.

Источники:

  1. Литературный энциклопедический словарь [Текст]. – Москва : Советская энциклопедия, 1987.

  2. Давид Сасунский [Текст]. – Москва : Художественная литература, 1939.