Культура народов. Этнические сообщества Курской области
Театр
История армянского театра насчитывает более двух тысячелетий. Во II-I веках до н. э. Армянское царство было одним из развитых государств мира. Наибольшего могущества Армения достигла во времена царствования Тиграна II Великого (95-56 гг. до н. э). В эту пору и сложился армянский эллинистический театр. Первое известное нам в Армении театральное здание по эллинистическому образцу и предназначавшееся для большого числа зрителей построил царь Тигран II Великий в своей новой столице – Тигранакерт в 69 году до н. э. Сын Тиграна II – царь Артавазд II (54-34 до н. э.) – в 53 году до н. э. в древнеармянской столице Арташате, которую римляне называли «Карфагеном Армении», соорудил здание театра, где ставились многочисленные спектакли древнегреческих авторов. По свидетельству римского историка Плутарха, во время действия трагедии Еврипида «Вакханки», в зал швырнули отрубленную голову Красса, посланную с поля битвы, причем этот эпизод с головой Красса был разыгран силами труппы арташатского театра согласно режиссуре Артавазда II, вошедшего в историю культуры Древней Армении как ее первый драматург.
Одним из важнейших истоков профессионального театра были всевозможные народные театрализованные действия и представления. В частности, очень распространен был самобытный театр гусанов (слово, тождественное греческому мимос и обозначающее играющих или поющих в театре), развивавшийся в трагедийном, комедийном и фарсово-буффонном жанрах.
Когда греческие трагики появились в Армении, они застали там искусство гусанов на определенной стадии его художественного развития – на пути перехода от языческих культовых обрядов и действий к античному театру. Это позволило армянам увидеть в привезенной из Греции античной трагедии уже нечто хорошо знакомое, имеющее свое местное наименование.
Комедийный жанр театра катакагусанов развился из шуточно-веселого пения – катакергутюн, которым сопровождался церемониал древнего культа, связанного с «воскресающим божеством», с обрядом радостного празднования возрождения природы, наступления весны. Карнавальное веселье на городских площадях, заполненных массой зрителей, сопровождалось разного рода шутками, насмешками. Этот комедийно-фарсовый жанр, особенно любимый в народе, был известен еще до знакомства армян с греческим комедийным театром.
Как и на всем эллинистическом Востоке, в Армении театр был неотъемлемой частью городского быта. Большой популярностью в народе пользовались также бродячие труппы комедиантов, мимов, канатоходцев, которые разыгрывали на улицах бытовые сценки, выставляя на всенародное осуждение человеческие пороки.
В раннесредневековый период театральное искусство, унаследовавшее опыт армянского эллинистического театра, испытало подъем. В тот период театры продолжали строиться по античному образцу, в виде амфитеатрообразных каменных зданий. Театральный репертуар продолжал складываться из трагедий и комедий Еврипида и Менандра, а также, был представлен и пьесами местных драматургов, подражавших греческим авторам, создававших свои трагедийные спектакли в духе армянских эпических поэм, а комедийные – в духе народной сатирической поэзии. С другой стороны, существовала и развлекательная фарсово-буффонная драматургия пантомимы в виде театра площадной народной комедии.
Театры в Армении пользовались огромной популярностью, однако, большая часть армянского духовенства отвергала театр как институт опасного язычества, мешавший глубокому освоению христианства.
Несмотря на общий упадок культуры в Армении в период арабского господства (VII-IX вв.), театральное искусство, прочно вошедшее в жизнь народа, продолжало существовать. Богатейший материал для изучения театра дают средневековые армянские миниатюры с изображениями актеров и даже целых театральных представлений на различные светские (например, жанровые сценки на темы притчей, басен, аллегорий) и культовые (в частности, из Ветхого и Нового Завета) сюжеты, сцен с ряжеными, дрессированными животными, выступлений музыкантов, танцовщиц.
В XIV веке Армения потеряла свою государственность, и театр стал постепенно угасать, а затем перестал существовать. Но в XIX веке на смену ему пришел Армянский театр нового времени.
Если до 1850-х годов театральные представления носили случайный характер, не имелось постоянных артистических трупп, то во второй половине XIX века положение изменилось: представления стали более или менее регулярными, возникли новые, относительно постоянные театральные коллективы, появились профессиональные артисты. В 1850-60-х годах ряд исторических драм и бытовых комедий был поставлен в армянских общинах Москвы, Тифлиса, Константинополя, а также в Ереване, Александрополе и других городах. В Тифлисе первый профессиональный театр был открыт в 1856 году и назывался «Артистакан татрон» («Артистический театр»). Он считается матерью-театром (майр-татрон) армянского народа.
В последующие десятилетия профессиональный уровень театрального искусства значительно возрос. Наряду с произведениями национальной драматургии ставились пьесы мировой классики. Сформировалось целое поколение талантливых артистов. Великие армянские трагики Петрос Адамян (1849-91 гг.) и Сирануйш покоряли Петербург, Москву, Константинополь. В 1880 году Адамян впервые на армянском языке исполнил роль Гамлета.
В 1921 году в Ереване был создан Армянский академический театр, которому в 1937 году было присвоено имя Г. Сундукяна. Он открылся в январе 1922 года спектаклем «Пэпо» Сундукяна. Узнав об открытии первого государственного театра в Армении, из Америки, Северного Кавказа и Константинополя в Ереван съехались лучшие актеры-армяне, которые и составили первую труппу театра. Это было содружество ярчайших дарований. В первые годы существования театра здесь работали актеры: О. А. Абелян, Г. К. Аветян, О. Н. Гулазян, Г. В. Габриелян, Асмик, И. С. Алиханян, А. Т. Восканян, В. Б. Вагаршян, Р. Н. Нерсесян, М. Г. Манвелян и другие. Ведущими режиссерами были: Л. А. Калантар, А. С. Бурджалян, затем А. К. Гулакян. Ставились лучшие произведения классической мировой, русской и армянской драматургии.
Первый армянский государственный театр был основан в 1922 году в столице Армении Ереване, в дальнейшем – в Гюмри, Ванадзоре и других городах. Были продолжены классические традиции, поставлены пьесы европейских, русских и армянских авторов. Армянскую актерскую школу развивали Грачья Нерсисян, Вагарш Вагаршян, Асмик Акопян, Арус Восканян, Авет Аветисян, Ольга Гулазян, Микаел Манвелян, Гурген Джанибекян и другие. Как исключительный мастер шекспировского репертуара прославился Ваграм Папазян («Отелло», «Ромео и Джульетта», «Гамлет»), режиссерское искусство развивали Левон Калантар, Аршак Бурджалян, Армен Гулакян, Вардан Аджемян.
Театр им. Сундукяна был ведущим драматическим театром Армянской ССР. Сейчас театр носит название Национальный академический театр имени Габриэла Сундукяна. Здесь формировалось творчество актеров и режиссеров, многие из которых получили известность и за пределами республики. Деятельность театра имеет большое значение для пропаганды классического репертуара, а также для развития армянской драматургии.
Другой известный в Ереване театр – Театр оперы и балета им. А. Спендиарова, здание которого построено по проекту архитектора А. И. Таманяна. На сцене театра идут оперы «Ануш», «Давид-Бек», балеты «Гаянэ», «Три поэмы» и другие.
В Ереване также действуют Театр музыкальной комедии им. Пароняна, Русский драматический театр им. Станиславского, Драматический театр им. Г. Капланяна, Государственный камерный театр, Театр юного зрителя, Театр пантомимы, Театр марионеток, Кукольный театр, Театр «Агулис» и многие другие.
Источники:
- А – Глобус [Текст]. Театральная энциклопедия. Т. 1. – Москва : Советская энциклопедия, 1961. – 1210с.
- Ризаев, С. Режиссура в армянском театре [Текст] / С. Ризаев. – Ереван : АН Армянской ССР, 1968. – 495 с.
- Театр древней Армении [Электронный ресурс] // Ноев Ковчег : офиц. сайт. – Режим доступа: http://noev-kovcheg.ru/mag/2006-06/96.html (дата обращения 15.10.2018). – Загл. с экрана.