Культура народов. Этнические сообщества Курской области
Живопись
История армянского изобразительного искусства уходит в глубь веков – пещерная роспись, наскальные рисунки имеют почти 10000-летнюю историю, древнейшие памятники первобытного искусства Армении. Изобразительное искусство развивалось в лоне эллинистической культуры.
В средние века (IV-XVII вв.) в Армении формируется и получает развитие христианская культура. С IV века церкви украшаются фресками, скульптурами на религиозные темы. Сохранились фрагменты фресок в Лмбатаванке (VI в.), в Талинской церкви Катогике, в церквах Аруча, Коша (VII в.), фрески в церкви Сурб Хач на острове Ахтамар (921 г.), в храме Сурб Погос-Петрос Татевского монастыря (930 г.), в XIII-XIV вв. – в церкви Тиграна Оненца в Ани, в монастырях Кобайра, Дадиванка, Ахталы, Ахпата.
После изобретения Месропом Маштоцем армянского алфавита в 405 году, в стране начинается период расцвета литературы, как переводной, так и оригинальной. С этого же времени в Армении возникло искусство книжной иллюстрации – миниатюра. Армянская миниатюрная живопись просуществовала четырнадцать столетий, с V по XIX век. Уже в V веке в Армении, по сведениям письменных источников, существовали крупные скриптории, где переписывались и иллюстрировались рукописи.
Уникальное произведение ранней миниатюрной живописи VI-VII веков – это иллюстрации в знаменитом Эчмиадзинском Евангелии 989 года, великолепный оклад которого из слоновой кости является первоклассным образцом искусства. Еще одна из лучших работ армянских миниатюристов XIII века – это Библия, созданная в 1269-70 годах в городе Ерзынкан на Евфрате. На этой рукописи, которую берегли и хранили 700 с лишним лет, и сегодня не деформирован цвет ее пергамента, на нем превосходным художником выполнены поражающие добротнейшим рисунком и чарующим колоритом 35 дивных миниатюр на темы Ветхого Завета и портреты четырех евангелистов. Все миниатюры выглядят так, будто за 700 лет рукопись раскрывали всего несколько раз.
Одним из выдающихся мастеров армянской миниатюры в XIII веке был Торос Рослин. До наших дней сохранилось всего семь шедевров мастера. В XII-XIV веках в Киликии возникла и развивалась одна из школ армянской миниатюры. Основные элементы оформления рукописей в Киликии – это арочное оформление текста, особыми знаками выделялись указатели абзацев или глав текста, заглавные буквы, а также обилие сюжетных иллюстраций.
В XVII-XVIII веках изобразительное искусство постепенно осваивает выразительные средства реалистического искусства. Большая роль в этом принадлежит художникам из рода Манасе (Константинополь) и семейству Овнатанянов (Тифлис). В начале XIX века присоединение Восточной Армении к России создало условия для развития нового национального изобразительного искусства. В Петербургской Академии художеств обучался ряд армянских художников. В середине XIX века передовые позиции занимал портретный жанр – портреты А. Овнатаняна, С. Нерсисяна.
В Крыму работал всемирно известный маринист Ованес Айвазовский.
Создавали неповторимые полотна художники В. Суренянц, А. Шамшинян, Г. Башинджагян, Е. Татевосян, Ф. Терлемезян, Ам. Акопян, Г. Гюрджян, Ал. Бажбеук-Меликян, Г. Григорян и другие.
Даже живя за пределами родины, армянские художники, тем не менее, в своих работах обращались к историческому прошлому своего народа, отображали его жизнь и быт, воспевали армянскую природу.
В графике известностью пользовались Э. Шаин (Франция) и художник-самоучка В. Ходжабекян (Тифлис).
В 1900-10 годах были созданы непревзойденные работы М. Сарьяна, В. Гайфечяна, Г. Якулова.
В 1916 году в Тифлисе был основан Союз художников-армян.
После установления Советской власти в Армении (1920 г.) на родину приехали многие мастера, в том числе Мартирос Сарьян, чье искусство сыграло большую роль в формировании новой национальной школы живописи.
Армянской графике и искусству книжного оформления выраженные национальные черты придали А. Коджоян и Т. Хачванкян.
В 1940-50 годы в жанре тематической картины работают живописцы М. Асламазян, М. Абегян, А. Бекарян, Э. Исабекян, А. Зардарян, Г. Ханджян, С. Мурадян.
Высоким художественным вкусом и тонким психологизмом отличались полотна репатриировавшихся в Армению после Великой Отечественной войны А. Каленца и П. Контурачяна.
Достойными образцами станковой графики и книжной иллюстрации являются рисунки и эстампы В. Айвазяна, В. Хачикяна, Г. Ханджяна.
Суровый образ Армении запечатлен А. Акопяном, приехавшим в Армению из Египта в 1962 году. Полотна А. Мелконяна наделены лирическим настроением.
Новаторский характер имеют работы А. Унаняна, В. Галстяна, А. Ованнисяна, Г. Элибекяна, М. Петросяна, Г. Хачатрян и других, рисунки и коллажи знаменитого кинорежиссера Сергея Параджанова.
Формированию монументальных видов живописи (фреска, мозаика, витраж и т. д.) способствовали В. Хачатрян, О. Минасян, М. Аветисян, Г. Сиравян, Н. Котанджян.
В театрально-декорационной живописи знамениты художники С. Арутчян, М. Аветисян, братья Г. и Р. Элибекяны и другие.
В годы независимости под влиянием современного западного искусства в Республике Армении сформировалось новое поколение художников – В. Товмасян, Г. Хачатрян, С. Амалбашян, Г. Микаелян, К. Андреасян, А. Григорян, Н. Аветисян и другие. Важной и неотъемлемой частью армянского изобразительного искусства является творчество армян диаспоры в лице его выдающихся представителей: Аршила Горки (Востаник Адоян) – одного из основоположников новейшей американской живописи и Рубена Накяна в США, Гарзу (Гарник Зулумян), Левона Тутунджяна, Жансема (Ованес Семерчян) во Франции, Григора Шилдяна в Италии, Поля Киракосяна в Ливане и других.
Источник:
- Всемирно известные художники армянского происхождения [Электронный ресурс] // Все об Армении : офиц. сайт. – Режим доступа: http://all-armenia.com/stati/raznoe/armyanskie-xudozhniki-s-mirovyim-priznaniem.html (дата обращения 15.10.2018). – Загл. с экрана.