Культура народов. Этнические сообщества Курской области
Архитектура
В тысячелетней истории Армении особое место принадлежит скульптуре. Каменные изваяния, хачкары, скульптуры, украшавшие церкви и дворцы, представляют большой интерес. Хачкары, как неотъемлемая часть армянской скульптуры, своей исключительной художественностью и национальной окрашенностью являются выражением христианкой веры. Обычно они имеют около метра в основании и полутора метров в высоту. Камень при помощи специального зубца крепится на земле, на могильной плите, в нишах скал, в стенах церквей. Он может стоять на перекрестке дорог или где-нибудь в другом месте, напоминающем о важном событии, или просто для украшения.
Как правило, мастер высекает крест в рамке, а вокруг – траву, цветы, плоды, людей, зверей, птиц, всевозможные орнаменты и причудливые буквы. Каждый из хачкаров неповторим. Часто в орнаменте используется растительные мотивы. Но есть хачкары с изображением воинов на конях с копьями и булавами, крестьян в повседневной одежде, священников в облачении, женщин и младенцев. Есть среди хачкаров и повествующие о евангельской истории, с изображением распятия и евангелистов, с ангелами и святыми. Часто изображались вместе человек и лев, орел и бык. Есть хачкары, посвященные историческим событиям, сражениям и битвам. Существуют камни, на которых изображены музыканты с музыкальными инструментами, бытовые сцены.
Особым почитанием в Армении всегда пользовался хачкар, заложенный в стену. Для этого в стене оставлялась ниша, в нее вставлялся и закреплялся хачкар, который становился не только самой великолепной деталью украшения, но и подчеркивал святость креста. Несколько рядов таких хачкаров есть в старинном армянском монастыре Гегарде. В Армении есть места, где хачкары собраны вместе сотнями и даже тысячами!
Из памятников, разбросанных по всей армянской территории, следует отметить каменные изваяния, изображающие рыб – вишапакары. Они представляют собой гладко обтесанные глыбы длиной до четырех с лишним метров. Нередко на их поверхности были помещены рельефные изображения птиц, шкур и голов баранов, а также клинописные тексты. Они устанавливались вертикально у истоков рек, питающих пастбища, у искусственных водоемов и каналов, так как древнейшее население дохристианской Армении поклонялось богам – рыбам, хранителям источников.
О том, что скульпторы творили еще в древней Армении, говорят найденные при раскопках древних армянских городов многочисленные каменные головы, по-видимому отбитые у статуй правителей и князей, возможно сидящих или конных. Образцами каменной скульптуры являются обнаруженные в Ереване и в окрестностях Гюмри головы мужчин и женщин (III в.).
В средние века (IV-XVII вв.) в Армении формируется и получает развитие христианская культура. С IV века церкви украшаются фресками, скульптурами на религиозные темы.
Конец и первые три четверти VII века становятся периодом раcцвета архитектуры и декоративного скульптурного рельефа. Рельефы гробницы царей династии Аршакидов в Ахцке, относящиеся к середине IV века, одни из первых дошедших до нас произведений собственно армянского искусства. Сюжет рельефа, найденного в этой подземной усыпальнице, (изображение борьбы с вепрем) может быть расшифрован как история прародителя армян – легендарного Хайка.
Эпохе раннего христианства принадлежат каменные памятники – стелы. На них, в основном, были изображены различные персонажи и сцены, но часто на стелах встречаются изображения святых эпохи раннего христианства.
В Историческом музее Армении хранится стела из Талина (V-VI вв.), сохранившаяся в том виде, в каком она была создана. На нижнем блоке-базе были изображены двое молящихся святых, на самой стеле, вверху – архангел Гавриил с державой, а под ним – Иоанн Креститель. Интересно отметить, что здесь изображения расположены одно над другим в отделенных друг от друга глубокой бороздой прямоугольных полях. В других стелах, в частности в большом надгробном памятнике из Одзуна, этот принцип чередования изображений развивается дальше и на высоких блоках располагаются друг над другом небольшие клейма, в которых и помещаются рельефы. Совокупность сцен, их порядок обусловливались определенной иконографией, имели теологический смысл.
Церкви и дворцы Армении богато были украшены декоративными рельефами. Виноградная лоза и ветви граната, изображения орлов и других птиц и животных на капителях колонн, различные скульптурные изображения, в основном, изображения ктиторов, помещенные между арками, – все это в совокупности составляло украшения сооружений.
Армянские декоративные рельефы на архитектурных сооружениях X-XIII веков не нарушали плоскость стены, не разбивали ее цельности.
Изображения выступают из стен, но внешняя их поверхность создает как бы параллельную стене плоскость. Объемы не круглятся, они сточены, поэтому главным средством выразительности становится сам силуэт, контур изображения. Все составные компоненты, украшавшие здания – растительный и геометрический орнамент, буквы текста, человеческие фигуры, помещенные на фоне орнамента, становятся равнозначными – они подчинены общей декоративной идее.
Особенно примечательны скульптуры храма Св. Креста на острове Ахтамар на озере Ван, созданные в X веке зодчим и скульптором Мануэлом.
Анийские храмы X-XI веков в основном, были украшены декоративной скульптурой. Иногда скульптура выделялась отдельным объемом: такова, например, статуя царя Гагика I с моделью храма в вытянутых руках.
Талантливый зодчий, скульптор и миниатюрист – Момик в XIV веке в Сюнике построил и богато оформил многие неповторимые памятники (в частности Нораванк). На стенах, над входной дверью церквей – изображения Бога-отца, Богоматери, апостолов, святых, сцены распятия Христа.
Выдающимися средневековыми мастерами были: Тимот, Мхитар, Вартан – XIV век, Аракел и Меликсет – XVI век, Исраел – XVII век … Список бесконечен.
На рубеже XIX-XX веков на арену выходят профессиональные скульпторы – Е. Воскан (Константинополь), М. Микаелян (Тифлис), творившие в основном в Париже А. Тер-Марукян, А. Гюрджян и другие.
И в наши дни творят великие скульпторы. Они создают скульптуры из мрамора, базальта, туфа, оникса и янтаря. Каменные скульптуры, созданные ими, стоят в разных уголках страны.
Основоположником современной армянской скульптуры является Aра Саркисян.
В развитии скульптуры ощутимы заслуги художника-репатрианта Г. Агароняна, а также Н. Никогосяна, С. Багдасаряна, Г. Чубаряна, А. Арутюняна.
В скульптурах А. Чакмакчяна, Л. Токмаджяна, Е. Годжабашяна, Д. Бабаяна, А. Шираза и других чувствуется стремление раскрыть внутренний мир человека при помощи свободной обработки пластических форм.
Следует особо отметить армянского скульптора, графика и живописца, Ерванда Кочара (1899-1979). Созданный им «Давид Сасунский» – памятник на все времена, символ бессмертия народа. Наверное, одного его было бы достаточно, чтобы имя создателя вошло в число крупнейших художественных дарований эпохи.
Монументальные и станковые скульптуры создали С. Меркуров, С. Степанян, А. Урарту, А. Саргсян и другие.
Источники:
- Буниатов, Н. Г. Архитектура Армении [Текст] / Н. Г. Буниатов. – Москва : Государственное издательство архитектуры и градостроительства, 1950. – 140, [3] с.
- Игитян, Г. Минас Аветисян [Текст] / Г. Игитян. – Москва : Советский художник, 1970. – 114 с.
- Скульптура [Электронный ресурс] // Путеводитель по Армении : офиц. сайт. – Режим доступа: http://www.armeniatur.am/modules.php?name=News (дата обращения 15.10.2018). – Загл. с экрана.