Культура народов. Этнические сообщества Курской области

Главная Этносы Армяне Выдающиеся деятели культуры и искусства

Выдающиеся деятели культуры и искусства

АЗНАВУР, Шарль (1924-2018) – классик мировой эстрады, выдающийся французский шансонье и видный общественный деятель. Родился в Париже в 1924 году. Настоящее имя – Шанур Варинаг Азнавурян. Его родители Миша и Кнар Азнавуряны, были армянскими эмигрантами, переселившимися во Францию после Геноцида армян в 1915 году. Они намеревались оттуда перебраться в Америку, но США отказали им в визе, и, таким образом, Шарль Азнавур стал гражданином Франции. Азнавур – автор более тысячи песен. Девять из них входят в число лучших французских песен. Его концерты называют «двумя часами нежности, ностальгии и любви». Широко представлена армянская тема: «Джан», «Автобиография», «Они пали», «Для тебя, Армения». В 1959 году состоялся дебют Азнавура в кино: он снялся в фильме Жоржа Франжю «Головой о стену», а главная роль в фильме Франсуа Трюффо «Стреляйте в пианиста» принесла Шарлю Азнавуру всемирную известность. Он снялся более чем в 50-и фильмах. Работал с режиссерами Рене Клером, Клодом Шабролем, Клодом Лелюшем. Наиболее значительные фильмы с его участием – «Американская крыса», «Дьявол и десять заповедей», «Переход через Рейн» (фильм получил главный приз Международного кинофестиваля в Каннах), «Такси в Тобрук», «Шантажисты», «Эдит и Марсель». За актерское мастерство он награжден «Хрустальной звездой». Опубликованы его стихи и автобиография «Азнавур об Азнавуре». Продав более 100 млн записей, Ш. Азнавур стал королем среди певцов, поющих о любви на французском языке, как Элвис Пресли на английском и Хулио Иглесиас на испанском. Работая с переводчиками, он записал варианты своих песен на английском, испанском и итальянском языках. В 1964 году он организовал свою первую распродажу в Карнеги Холл и свой первый мировой тур, в который входили такие страны, как Турция, Ливан, Греция, Африка и СССР. Его песни исполняли Рей Чарлз, Боб Дилан, Лайза Минелли. Шарль Азнавур – исключительный патриот. В 1988 году после трагического спитакского землетрясения, которое унесло тысячи жизней, он основал благотворительную ассоциацию «Азнавур для Армении», на средства которой в зоне бедствия было построено множество жилых домов и школ, организовал несколько акций, чтобы помочь пострадавшим. С Анри Верно и с 90 другими французскими певцами и актерами он записали благотворительный клип на песню «Для тебя, Армения», проданный рекордным количеством в 2 млн экземпляров. В благодарность за оказанную Армении помощь ему вручен дипломатический паспорт Республики Армении и он назначен постоянным послом в ЮНЕСКО.

АЙВАЗОВСКИЙ, Иван Константинович (настоящее имя – Ованнес Айвазян), (1817-1900) – художник-маринист, баталист, коллекционер, меценат. В начале XIX века в семье армянского купца родился мальчик, который через несколько лет станет одним из величайших маринистов мира, Ованес Айвазовский. В 1833 году он поступил в Петербургскую академию искусств. В 1847 году он стал академиком, 2 года спустя – профессором, и, в конце концов, почетным членом Академии изобразительных искусств. Айвазовский также был членом многих европейских академий искусств. После окончания Петербургской академии мастер уехал на два года в Италию. Айвазовский провел большую часть жизни в Феодосии. Уже в 40-ых годах XIX века он прославился как великий маринист. Среди знаменитых шедевров Айвазовского можно упомянуть «Девятый вал», «Шторм у берегов Одессы», «Неаполь туманным утром» и другие. Художник создал также ряд картин на темы, связанные с армянским народом. За свою жизнь Айвазовский создал около 6000 картин, многочисленные эскизы и много акварельной живописи. Он умер в 1900 году.

АКОПЯН, Амаяк Арутюнович (р. 1956) – фокусник-иллюзионист, актер, сын Арутюна Акопяна, один из лучших фокусников мира. Несмотря на то, что его отец был более популярен и известен по всему миру, мы поговорим об Амаяке, потому, что он проявил себя шире, чем просто фокусник. Амаяк Акопян окончил театральный институт ГИТИС с дипломом музыкального театрального продюсера. Отец научил Амаяка искусству фокусника, в результате – победа на многих конкурсах. Кроме того, Амаяк Акопян снимался в фильмах «Красивый мужчина», «Полет», «Приключения электроника», «Возвращение Будулая», «Фантазия на любовную тему», «Законные кражи» и многих других.

БАБАДЖАНЯН, Арно Арутюнович (1921-1983) – композитор и пианист, Народный артист СССР, лауреат Государственной премии СССР. Арно Бабаджанян родился в Ереване. В семье будущего композитора не было профессиональных музыкантов, правда, его отец, преподаватель математики, отлично играл на флейте. Уже в 3-4 года Арно пытался сам играть на старой гармонике и годы спустя любил рассказывать о своей первой встрече с настоящим композитором в детском саду: «Однажды к нам пришел посетитель. Этот человек попросил нас спеть, чтобы понять у кого есть слух. Я тоже спел, а также хлопал под ритм. Этот человек послушал и сказал, что мне надо заняться музыкой. А позже я узнал, что этого человека звали Арам Ильич Хачатурян». В 1928 году Бабаджанян оказался в группе одаренных детей при Ереванской консерватории, в 1933 году на всереспубликанском конкурсе молодых музыкантов получил первый приз, великолепно исполнив «Четвертый сонет» Бетховена и «Рондо капричиоззо» Мендельсона. В 1936 году он начал брать уроки у Вардгеса Таляна и Сергея Бархударяна. В 1938 году Бабаджанян переехал в Москву и поступил сразу на последний курс музыкального училища им. Гнесиных, окончив его по классу фортепиано у Елены Гнесиной и классу композиции у В. Шебалина. В 1947 году Арно Бабаджанян экстерном окончил композиторский факультет Ереванской консерватории, а в 1948 году – Московскую консерваторию по классу фортепьяно у К. Игумнова. Одновременно он совершенствовался по композиции у Г. Литинского. С 1950 года А. Бабаджанян преподавал в Ереванской консерватории. Много внимания им было уделено сочинению музыки в самых разных жанрах – «Героическая баллада» для фортепиано, концерты для скрипки и виолончели, фортепианное трио, квартет, посвященный памяти Дмитрия Шостаковича. Но судьбоносным жанром для композитора стала песня: «Песня первой любви» и «Ереван» (из к/ф «Песня первой любви», 1951 г.) быстро обрели популярность. В 1956 году Бабаджанян переехал в Москву. Много и плодотворно композитор сотрудничал с поэтом Робертом Рождественским и певцом Муслимом Магомаевым («Воспоминание», «Позови меня», «Загадай желание», «Благодарю тебя», «Свадьба»). Феноменальный успех выпал и на долю песен, написанных им в содружестве с Евгением Евтушенко («Не спеши», «Чертово колесо», «Твои следы»), Андреем Вознесенским («Год любви», «Москва-река», «Верни мне музыку»), Леонидом Дербеневым («Лучший город земли»). Немало сделано гениальным композитором и в области инструментального джаза, музыкально-театральных жанров – именно им написаны мюзиклы «Дядя Багдасар», «Невеста с Севера», «В горах мое сердце». Арно Бабаджанян умер в 1983 году, но осталось то, что хочет оставить после себя любой творец: песни, инструментальные пьесы, симфонические произведения. Создан благотворительный Фонд памяти Арно Бабаджаняна, которым руководит его сын Араик. Этот фонд поддерживает молодые таланты. Он организует не только вечера, но и фестивали музыки Арно Бабаджаняна. Открывая один из них, известный поэт Андрей Дементьев сказал: «Я много работал с Бабаджаняном, это был настолько влюбленный в жизнь человек, в нем было столько юмора, человечности, что и сама музыка рождалась из этой доброты. У него было интуитивное чувство прекрасного. Арно Бабаджанян остался композитором света и радости».

БАБАЯН, Роксана Рубеновна (р. 1946) – эстрадная певица и актриса, народная артистка России (1999 г.). Роксана Бабаян родилась в Ташкенте. Окончив школу, Роксана мечтала о карьере певицы, но папа не позволил. Роксана поступила в Ташкентский институт инженеров железнодорожного транспорта на факультет промышленно-гражданского строительства (ПГС). Уже на первом курсе были замечены ее вокальные данные, и Роксана была приглашена в эстрадный оркестр под руководством Константина Орбеляна. Так и проходила ее учеба – параллельно с выступлениями. Вскоре удалось перебраться в Москву – в 1973 году Роксану приглашает популярный в те годы ВИА «Голубые гитары». Певица прошла хорошую джазовую вокальную школу. Она принимала участие во многих фестивалях и конкурсах. В 1976 году певица исполнила песню руководителя ВИА Игоря Гранова на конкурсе «Шлягер-фестиваль» в Дрездене. За что получила первую премию. Также приняла участие в «Братиславской лире» (1979 г.), в фестивалях эстрадной песни на Кубе (1982-83 гг.), где завоевала «Гран-при». В 80-е годы Роксана Бабаян сотрудничала с ансамблем солистов фирмы «Мелодия» под руководством Бориса Фрумкина. 1977 год – начало сольной карьеры певицы. Бабаян поет добротную эстраду, с хорошими мелодиями и обычно «женскими» текстами в песнях. Дебют на «Песне-77» был успешен. Роксана выступала с песней Полада Бюль Бюль Оглы «И снова солнцу удивлюсь» под аранжировку с элементами джаза. Сильный голос – то властный, то томный, артистизм и внешняя привлекательность быстро сделали певицу популярной. С Роксаной Бабаян работали композиторы и поэты В. Матецкий, А. Левин, В. Добрынин, Л. Воропаева, В. Дорохин, Г. Гаранян, Н. Левиновский. Гастроли певицы прошли во многих странах всех частей света. В 1983 году Роксана Бабаян экстерном закончила административно-экономический факультет государственного института театрального искусства (ГИТИС). В 1987 году Бабаян было присвоено звание Заслуженной артистки РСФСР. На фирме «Мелодия» были выпущены несколько дисков-гигантов певицы (1978 г. – «Поет Роксана Бабаян», 1984 г. – «Когда я с тобой», 1988 г. – «Роксана», 1990 г. – «Другая женщина»). Всего в «Мелодии» вышло 11 пластинок с участием Роксаны. В 1991 году на песню «Восток – дело тонкое» (музыка В. Матецкого, слова В. Шатрова) впервые в России был создан мультипликационный видеоклип (режиссер-аниматор А. Горленко). Помимо этого на песни Бабаян сняты видеоклипы «Две женщины» (1988 г.), «Раскаты грома» (1990 г.), «Океан стеклянных слез» (1994 г.). В 1996 году вышел первый компакт-диск «Чары колдовские». В кино снималась в комедиях Анатолия Эйрамджана – «Моя морячка», «Новый Одеон», «Жених из Майами», «Третий не лишний» и других. В 90-х годах вела телевизионную передачу «Завтрак с Роксаной». В конце 90-х годов певица решает тихо, без лишнего шума и грандиозных «прощальных» концертов уйти от активной гастрольной деятельности. Она получает третье высшее образование в этот раз в области гуманитарных наук, занимается активной общественной деятельностью на посту председателя Российской лиги защиты животных, успешно защищает кандидатскую диссертацию по формированию личности в подростковом возрасте. В 2007 году Роксана Рубеновна дебютирует на театральной сцене в спектакле «Ханума» (реж. Р. Манукян).

ГАСПАРЯН, Гоар Микаэловна (1924-2007) – армянская певица (сопрано), Народная артистка СССР, Герой Социалистического труда, Кавалер ордена Месропа Маштоца, профессор Ереванской консерватории. Гоар Гаспарян родилась в Каире в 1924 году. Там получила музыкальное образование. В 1948 году переехала в Армению, с 1949 года Гоар Микаэловна стала петь в Ереванском Государственном Академическом Театре Оперы и Балета. Ее диапазон на три-четыре ноты выше диапазона всемирно известных певиц, а тембр особенный, узнаваемый с первой ноты. О Гоар, «армянском соловье», как ее окрестил в свое время Аветик Исаакян, писали далеко не только музыковеды. В архивах – более трех тысяч восторженных публикаций на многих языках мира, и авторство их столь же разнообразно, как и «география» известности Гоар Гаспарян. Ее Розине, Олимпии, Виолетте, Джильде, Маргарите, Джульетте, Недде, Лючии, Ануш, Норме аплодировали в Польше, Венгрии, Англии, Франции, Японии, США, Канаде, Бразилии, Мексике. Исполнительское мастерство Гоар Гаспарян поражало самых требовательных специалистов и удостаивалось наивысших похвал самых придирчивых критиков. Песня Гоар Гаспарян – улыбка искусства, имя великой певицы неизменно вызывает чувство глубокой гордости и восхищения у всех без исключения армян.

ЗАКАРЯН, Лусине Абетовна (настоящее имя – Закарян Светлана Апетовна), (1937-1992) – народная артистка Армянской ССР, лауреат Государственной премии Армении. Она родилась в городе Ахалцихе (Грузия) в семье богатой музыкальными традициями. Дед (по матери), близкий друг великого Шаляпина, пел когда-то в Большом театре; талантливым музыкантом был старший брат будущей певицы. В 1952 году семья Закарянов переехала в Ереван. Лусине поступила в музыкальное училище, а после его окончания, в 1957 году, сдав всего один экзамен, поступила на отделение вокала Консерватории им. Комитаса. Талантливая певица, которой были доступны все песенные жанры, разработала богатый репертуар, который включал в себя армянскую классику, старинные армянские народные песни и церковные песнопения, большой спектр работ русских и западноевропейских композиторов, и завоевала широкую популярность не только в Армении, но также далеко за пределами родины. Обаятельная, с особым тембром голоса и высокой внутренней культурой артистка пела во многих странах мира и везде удостаивалась самых высших похвал. Особенно выразительно звучал ее голос в армянском кафедральном соборе в Эчмиадзине. Народ очень любил артистку и ее звали не иначе, как «наша Лусине». В памяти людей великая певица осталась скромной, доброй и отзывчивой, Народной Артисткой в самом высоком значении.

ИСААКЯН, Аветик Саакович (1875-1957) – армянский поэт, прозаик, публицист. В дореволюционной поэзии – певец народного горя (сборник «Песни и раны», 1897 г.) и борьбы против деспотизма. Автор поэм о любви и печали. Одна из лучших его работ – «Абу-Ала-Маари» (1909-11 гг.), где отразились индивидуалистическое бунтарство поэта, чувства отчаяния, тоски, одиночества. Написанная уже в СССР поэма «Сасна Мгер» (1937 г.) – гимн «освобождению» армянского народа от царизма и капитализма. Широко известны стихи и рассказы Исаакяна, а также воспоминания о современниках. Его работы переводили А. А. Блок, В. Я. Брюсов, И. А. Бунин, Б. Л. Пастернак, В. К. Звягинцева, А. А. Ахматова, Е. А. Алексанян и другие.

 

МКРТЧЯН, Фрунзик Мушегович (настоящее имя – Мгер Мкртчян), (1930-1993) – армянский актер второй половины XX века. В Ленинакане (г. Гюмри), где он родился и где окончил школу, посещал актерскую и музыкальную школы и участвовал в театральных постановках. После окончания студии Мравянского театра (г. Гюмри) Мкртчян, будучи очень молодым (в то время ему было только 20) показал такой большой талант, что ему разрешили играть с ведущими актерами. Ему доверяли такие трудные роли как Сагател, Хлестаков, Труфалдино и Бубнов. Мастера сцены Еревана удивлялись и не переставали повторять, что если даже он не был рожден на сцене, то обязательно – для сцены. Талант Ф. Мкртчяна был скрыт в комбинации комизма и драматизма. Это очень ценное и редкое качество для актера. В 1953 году Мкртчяна пригласили в Драматический театр им. Сундукяна, самый известный театр в Армении, приняли на второй курс Ереванского театрального института (в курс Вагарша Вагаршяна) и послали на фестиваль армянской литературы и искусств в Москве. Очень скоро его актерская слава возросла и через некоторое время он стал одним из самых популярных актеров в Советском Союзе. После дебюта в короткометражном фильме «01-99», который получил всеобщее признание, Мкртчян навсегда связался с кино. И сегодня невозможно представить многие знаменитые советские фильмы, такие как «Треугольник», «Кавказская пленница», «Мимино», «Песня старых времен» без его блестящей игры. Слава Фрунзика Мкртчяна в истории армянского кино никогда не умрет.

НАРЕКАЦИ, Григор (951-1003) – армянский поэт, философ и богослов, представитель раннеармянского Возрождения. Католической церковью считается одним из тридцати шести «Учителей церкви». Лирико-мистическая поэма «Книга скорбных песнопений», переведенная на многие языки мира, сыграла значительную роль в развитии армянского литературного языка. Впервые была напечатана в 1673 году в Марселе, до этого распространялась в рукописных списках. Самый ранний из сохранившихся списков датируется XII веком. Первая известная попытка перевести «Книгу скорбных песнопений» на русский язык относится к началу XIX века – в 1810 году Иосиф Иоаннесов, переводчик «Истории Армении» Мовсеса Хоренаци (1809 г.), перевел также отрывок из «Книги скорбных песнопений» (третью, завершающую часть 12-й главы), и издал ее в Санкт-Петербурге под названием «Молитва против нощных ужасов». В 1969 году в издательстве «Айастан», по инициативе профессора Левона Мкртчяна, были опубликованы избранные главы «Книги скорбных песнопений» в переводе на русский язык Наума Гребнева (главы 1, 23, 30, 55, 80). Затем благодаря огромным усилиям профессора Левона Мкртчяна удалось запланировать и издать «Книгу скорби» с научными комментариями в 1977 году. В книгу вошло 42 главы из 95. В этой книге Л. Мкртчян – автор предисловия, примечаний и соавтор подстрочного перевода в Приложении. В 1988 году в издательстве «Наука» вышел первый полный научный перевод на русский язык «Книги скорбных песнопений». Переводчики – сотрудники Матенадарана М. О. Дарбинян-Меликян и Л. А. Ханларян. Издание было снабжено подробными комментариями и научным аппаратом. В 1998 году профессор, академик Мкртчян издал «Книгу скорбных песнопений» в переводе Н. Гребнева, включив в нее 42 главы по изданию 1977 года и еще четыре главы, 34, 37, 57 и 69, которые в этом новом издании впервые увидели свет, уже после смерти переводчика.

НЕРСЕС IV ШНОРАЛИ (1102-1173) – армянский поэт и общественный деятель, католикос Армянской апостольской церкви. Нерсес Шнорали известен как поэт, музыкальный теоретик, композитор, философ, богослов и летописец. Писал в сложный исторический период, когда армянский народ вынужденно эмигрировал в Сирию и Киликию ведя борьбу за свою самостоятельность от византийских и местных правителей. В поэтическом творчестве развивал светскую литературу, армянскую метрику и жанр поэмы. Считается значительным явлением армянской поэзии XII века. Ему принадлежит много произведений как духовных, так и исторических, написанных в стихотворной форме; из последних особенно известны аллегорическая поэма «Элегия на взятие Эдессы», написанная в 1145 году, и «Сказ в стиле Гомера о гайканском народе», написанный в 1121 году. В последнем поэтически изложена история Армении. Из духовных произведений сохранились поэма 1152 года «Исус сын», заключающая в себе краткое изложение всей Библии и сокращенное изложение четырех Евангелий. Шедевром Шнорали считается поэма «Элегия на взятие Эдессы». В нем нашли свое отражение национальные и духовные проблемы армян. Написал около 300 загадок, некоторые из которых были изданы в 1513 году в Венеции. В прозе имеются два произведения Нерсеса: соборное послание к армянскому народу, написанное при восшествии на патриарший престол в 1166 году, и изложение веры церкви армянской, составленное Нерсесом по требованию византийского императора Мануила I Комнина. Его творчество оказало влияние на последующих авторов Грогира Тга, Степаноса Орбеляна, Аракела Багишеци и других. Собрание поэтических произведений Нерсеса изданы в Венеции 1830 году, «Элегия на взятие Эдессы» издана много раз отдельно, между прочим в Тифлисе в 1829 году; латинский перевод ее в Венеции в 1833 году; первая половина элегии (1358 стихов из 2114), с французским переводом, напечатал Дюлорье в его «Recueil des Croisades». Стихотворные произведения публиковались в переводах В. Брюсова и Н. Гребнева.

САРОЯН, Уильям (1908-1981) – американский писатель армянского происхождения. Героями его произведений всегда были простые и не очень счастливые люди, о которых он писал с теплотой, состраданием и надеждой на лучшее. Признание пришло к нему после первого же сборника рассказов «Отважный молодой человек на летающей трапеции» (1934 г.); герой одноименного рассказа – безработный, умирающий с голоду юноша. Уильям Сароян написал более полутора тысяч рассказов, двенадцать пьес и около десяти романов. Одним из лучших его произведений считается частично автобиографическая повесть «Человеческая комедия» (1942 г.). Известны также романы «Приключения Весли Джексона» (1946 г.) и «Мама, я тебя люблю» (1956 г.). В 1940 году вышел в свет сборник рассказов «Меня зовут Арам», в 1944 году – «Дорогой малыш». Как драматург Сароян заявил о себе пьесой «В горах мое сердце» (1939 г.), о непризнанном счастливце-поэте, юноше, все принимающем близко к сердцу, и старом актере и музыканте, с его мыслями о прошлом и будущем. В последовавшей за ней пьесе «Вся ваша жизнь» (1939 г.) писатель в фантасмагорических сценах, разворачивающихся в таверне, живописует самых разных героев, каждый из которых имеет свое представление о счастье. Начиная с 1935 года Сароян четырежды побывал с Советской Армении, в 1964 году посетил также город своих предков Битлис, о чем впоследствии (1975 г.) написал пьесу «Битлис». Заурядное любовное приключение – тема «Вечной нежной песни любви» (1940 г.), повествующей об идиллическом знакомстве привлекательной старой девы из Калифорнии с неким коммивояжером и семейством из оклахомского захолустья. Энтузиазм молодости, ее порывы – то, что так любит изображать Сароян, – пронизывают пьесу «Прекрасные люди» (1941 г.). В 1943 году была поставлена пьеса «Уходи, старик», в 1957 году – «Пещерные люди». В 1972 году Сароян опубликовал книгу воспоминаний «Места, где я проводил время». Умер Сароян 18 мая 1981 года в его родном городе Фресно, где и был похоронен, но, выполняя волю писателя, оставленную в завещании, часть его сердца захоронили в Армении, у подножья Арарата, недалеко от которого находится озеро Ван, а там дальше – город Битлис – родина его родителей.

САРЬЯН, Мартирос Сергеевич (1880-1972) – художник, член Академии искусств СССР, президент Союза художников Армении, Народный художник СССР, Герой социалистического труда. Лучшие галереи мира стремятся заиметь хотя бы несколько картин великого Сарьяна. М. Сарьян родился в России, в Нахиджеване-на-Дону. В 23 года он окончил Московскую школу живописи, скульптуры и архитектуры. Его учителями были великие русские художники Серов и Коровин. В 1901 году он впервые побывал в Армении. А через 10 лет Сарьян посетил Турцию, Египет и Иран. Впоследствии Сарьян отразил богатые впечатления, оставленные путешествием, в прекрасных полотнах искусства: «Улица вечером», «Восточная женщина», «Красные цветы», «Лотос», «Гора Абул и верблюды», «Портрет персиянки» и «Персидское село». Он некоторое время жил в Москве, потом побывал в Армении и, наконец в 1915 году обосновался в Тифлисе. После становления советской власти в Армении Сарьян переехал в Ереван и провел здесь остаток жизни. Художник создал множество красивых портретов, пейзажей и натюрмортов. Его картины дают яркое представление о жизни и природе того времени, а также многих великих современниках. В основе всех творений Сарьяна всегда лежит одна единственная тема – родина Армения. В 1924 году как член советской делегации Сарьян посетил Италию и участвовал на Венецианской международной выставке живописи, где ошеломил публику своим искусством. В 1926-28 годах он жил в Париже и творил новые шедевры. Здесь состоялась выставка картин Сарьяна, которая имела большой успех. К несчастью, во время остановки в Константинопольском порту на корабле, перевозившем картины назад в Советский Союз, случился пожар и более сорока полотен сгорели. Сарьян не сдался, он создал еще больше новых и прекрасных картин. Мастер также иллюстрировал книги и декорировал театральные спектакли. За свой вклад в советскую и армянскую школы живописи Сарьян был награжден пятью советскими орденами и многочисленными медалями.

СУНДУКЯН, Габриел Мкртичевич (1825-1912) – армянский писатель, драматург, один из основателей критического реализма в армянской литературе. Литературно-общественную деятельность начал в 1860-е годы. До выхода Сундукяна на литературное поприще основными авторами театральных пьес были Каринян, М. Патканян, Пухикян, Э. Тер-Григорян, но их пьесы не стали основой роста и расцвета армянского театра. Один из организаторов армянского театра, с которым тесно связана вся его литературная деятельность. И один из зачинателей критического реализма в армянской литературе. В реалистических пьесах показаны острые социальные конфликты. Его пьесы ознаменовали целый период в истории армянской драматургии. Сундукян отображал современную ему жизнь, утверждая победу реализма. Он вывел жанр комедии из рамок бытового водевиля и поднял его до уровня социальных обобщений. Сундукян показал процесс обуржуазивания армянского общества, обострение социальных противоречий. Реализм и демократизм Сундукяна нашли яркое выражение в пьесе «Пэпо», где создан образ героя из народа. В прозе Сундукяна наиболее значительна повесть «Варенькин вечер» (1877 г.), «Беседы Амала» и «Беседы Адида», написанные в жанре публицистического фельетона. Пьесы Сундукяна переведены на многие языки мира. Непревзойденный мастер художественного слова, строит блестящий, легкий сценический диалог. Множество фраз из его пьес вошли в жизнь, стали крылатыми выражениями. Драматургия Сундукяна явилась школой для многих армянских актеров: Г. Чмшкяна, М. Амрикяна, Г. Тер-Давтяна, Вардуи, М. Аваляна, П. Адамяна, а впоследствии О. Гулазяна, Асмика, А. Аветисяна, Г. Габриеляна и многих других.

ТАРИВЕРДИЕВ, Микаэл Леонович (1931-1996) – российский композитор, народный артист РСФСР (1986 г.). В 1957 году окончил Музыкально-педагогический институт им. Гнесиных у А. И. Хачатуряна. С 1958 года писал киномузыку, среди лучших работ: «Мой младший брат» (1962 г., реж. А. Г. Зархи), «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён» (реж. Э. Г. Климов), «Большая руда» (реж. В. С. Ордынский; оба 1964 г.), «Семнадцать мгновений весны» (1973 г., реж. Т. М. Лиознова), «Ирония судьбы, или С легким паром!» (1975 г., реж. Э. А. Рязанов). Многие песни из фильмов приобрели самостоятельную жизнь, например «Маленький принц» на слова Н. Н. Добронравова («Пассажир с "Экватора"», 1970 г., реж. А. Д. Курочкин). Песни Таривердиева исполняли ведущие российские эстрадные певцы – Т. М. Гвердцители, З. А. Долуханова, Е. А. Камбурова, М. В. Кристалинская, И. Д. Кобзон, С. Я. Никитин, А. Б. Пугачева; популярность песни «Музыка» (стихи В. В. Орлова) в СССР была столь велика, что она использована как символ советского песенного шлягера в романе «Москва – Петушки» В. В. Ерофеева. На протяжении всей жизни работал как театральный композитор, автор нескольких опер, балетов, музыки к пьесам. Сочинения для органа: концерт «Кассандра» (1986 г.), симфония «Чернобыль» (1988 г.); фортепианные пьесы, вокальные циклы (на стихи Г. М. Поженяна, А. А. Вознесенского, М. А. Светлова). Автобиографическая книга «Я просто живу» (1997 г.). Премия «Ника» (1991, 1994, 1997 гг.), Государственная премия СССР (1977 г.).

ТУМАНЯН, Ованес Тадевосович (1869-1923) – армянский поэт и писатель, общественный деятель, национальный поэт Армении. С 1887 года Туманян выступал с лирическими и прозаическими произведениями, переводами, литературно-критическими и публицистическими статьями. Всенародную известность приобрел двумя сборниками «Стихотворения» (1890-92 гг.). Многие произведения Туманяна (сказки «Пес и кот», «Смерть Кикоса», «Храбрый Назар», «Ануш», «В армянских горах», «Невезучий Панос», «Лжец», баллады) являются шедеврами армянской литературы. В поэмах «Маро» (1887 г.), «Лореци Сако» (1889 г.) и «Ануш» (1890 г.) Туманян изобразил жизнь патриархальной армянской деревни. Баллады «Ахтамар» (1892 г.), «Парвана» (1903 г.), «Капля меда» (1909 г.), «Взятие крепости Тмук» (1902 г.), «Давид Сасунский» (1902 г.), «Голубиный скит» (1913 г.), «Шах и разносчик» (1917 г.) написаны на основе армянских и восточных легенд, народных преданий, национального эпоса. Туманян – автор рассказов «Гикор» (1895 г.) – о тяжелой судьбе деревенского мальчика, произведений разных жанров для детей, афористических лирико-философских «Четверостиший» (1890-1919 гг.); переводчик произведений иностранных авторов. Творчество Туманяна переводили Валерий Брюсов, Константин Бальмонт, Самуил Маршак, Иосиф Бродский, Белла Ахмадулина, Павло Тычина и другие.

ХАЧАТУРЯН, Арам Ильич (1903-1978) – композитор, дирижер, музыкально-общественный деятель, педагог, профессор, Народный артист СССР (1954 г.), Герой Социалистического Труда (1973 г.), академик АН Армянской ССР (1963 г.). Он родился в Тифлисе и был четвертым сыном в семье бедного ремесленника. Примечательно, что будущий гениальный композитор в детстве не выказывал особого интереса к музыке и начал ей обучаться только в 19 лет. В 1921 году вместе с группой армянской молодежи А. Хачатурян уехал в Москву и поступил на подготовительные курсы в Московский университет, а затем стал студентом факультета физики и математики. Спустя год Хачатурян поступил в Гнесинское музыкальное училище, где Михаил Гнесин обратил внимание на одаренного Хачатуряна и помог ему. Занимался он сперва на виолончели, а затем перешел в класс композиции. В эти же годы Хачатурян впервые в жизни оказался на симфоническом концерте и был потрясен Бетховеном и Рахманиновым. «Танец для скрипки и фортепиано» стал первой работой композитора. В 1929 году Хачатурян поступил в симфонический класс московской консерватории, которую блестяще окончил в 1934 году и поступил в аспирантуру. Еще будучи студентом он написал произведения, привлекшие внимание музыкальной общественности, песню-поэму для скрипки с фортепиано (1929 г.), токкату для фортепиано (1932 г.), трио для фортепиано, скрипки и кларнета (1932 г.), 1-ю симфонию (1934 г.), концерты с оркестром для фортепиано (1936 г.) и для скрипки (1940 г.). Имя Хачатуряна золотыми буквами выгравировано на мраморной доске и украшает вход в Малый зал московской консерватории. Во время Второй мировой войны А. Хачатурян работал на всесоюзном радио, писал патриотические песни и марши. После войны он вернулся к классической музыке и создал новые шедевры мирового масштаба. В 1939 году Хачатурян написал первый армянский балет «Счастье». Но недостатки либретто балета вынудили переписать большую часть музыки, и таким образом, «родилась» «Гаяне». Премьера балета состоялась в тяжелые годы Второй мировой войны, зимой (1942 г.). В 1943 году за этот балет Хачатурян получил Сталинскую награду первой степени – одну из самых высоких наград того времени в сфере культуры. Через очень короткое время после премьеры этот балет завоевал всемирную славу. Балет «Спартак» стал величайшей работой Хачатуряна после войны. Партитура балета была завершена в 1945 году, а в декабре 1956 года состоялась премьера. Одновременно Хачатурян работал в театре и кино: «Маскарад», «Зангезур», «Пепо», «Владимир Ильич Ленин», «Русская проблема», «Секретная Миссия», «У них есть родина», «Адмирал Ушаков», «Джордано Бруно», «Отелло», «Сталинградская битва» – далеко неполный перечень фильмов, для которых Хачатурян написал музыку. С 1950 года А. И. Хачатурян выступал как дирижер, гастролировал с авторскими концертами во многих городах СССР и в зарубежных странах. С 1950 года преподавал композицию в Московской консерватории и в институте им. Гнесиных (с 1951 г. – профессор). В числе его учеников были такие видные композиторы, как А. Я. Эшпай и М. Л. Таривердиев. С 1957 года А. И. Хачатурян занимал пост секретаря Союза композиторов СССР. Неоднократно удостаивался звания лауреата Ленинской (1959 г.) и Государственной (1941, 1943, 1946, 1950, 1971 гг.) премий СССР, Государственной премии Армянской ССР (1965 г.). Награждался орденами и медалями.

ШАХНАЗАРОВ, Карен Георгиевич (р. 1952) – российский кинорежиссер, сценарист, продюсер, генеральный директор киноконцерна «Мосфильм», Заслуженный деятель искусств РФ (1997 г.), Народный артист РФ (2002 г.), дважды Лауреат Государственной премии РФ. В детстве Карен Шахназаров занимался живописью и хотел поступать на художественный факультет ВГИК, но как выяснилось, для этого было необходимо иметь среднее художественное образование. Поэтому он решил поступить на режиссерское отделение постановочного факультета. С 1969 по 1975 год К. Г. Шахназаров учился в мастерской Игоря Васильевича Таланкина. В 1975 году сделал свой дипломный фильм «Шире шаг, маэстро!». Затем два года работал на Киностудии «Мосфильм» ассистентом режиссера (1973-75 гг.). С 1976 года – режиссер, а с 1984 года – режиссер-постановщик. В 1987 году стал художественным руководителем VI-го Творческого объединения киностудии «Мосфильм», в 1991 году – председателем правления киностудии «Курьер» Киноконцерна «Мосфильм», а в апреле 1998 года – президентом (генеральным директором) Киноконцерна «Мосфильм». Известность пришла к Шахназарову в начале 80-х годов, когда на экраны вышел его фильм «Мы из джаза» (специальный приз жюри в Гренобле, Франция, 1984 г.; серебряная медаль Международного кинофестиваля в Лодзи, Польша, 1984 г.; Дипломы МКФ в Лондоне, Чикаго, Белграде, признан лучшим музыкальным фильмом 1983 года в СССР по опросу зрителей). Потом были сняты «Зимний вечер в Гаграх» (по опросам зрителей признан лучшим музыкальным фильмом, 1985 г.), «Курьер» (приз МКФ в Москве, приз жюри за лучший фильм для юношества на фестивале в Тбилиси, Грузия, 1987 г.); «Город Зеро» (Главный приз МКФ в Чикаго, США, 1989 г.; серебряный приз МКФ в Вальядали, Испания, 1989 г.; приз Европейской Ассоциации научной фантастики за лучший фильм, Сан-Марино, 1989 г.), «Цареубийца» (официальный участник Основного конкурса МКФ в Каннах, 1991 г.; главный приз МКФ в Белграде, Югославия, 1991 г.), «Сны», «Американская дочь» (участник конкурсной программы МКФ в Монреале, Канада, 1995 г.; специальный приз на II МКФ в Шанхае, Китай, 1995 г. и приз Э. Уитбека за лучшую женскую роль на МКФ детского фильма в Артеке), «День полнолуния» (премия «Ника» в номинации «Лучшая сценарная работа», специальный приз жюри в Карловых Варах и приз ФИПРЕССИ; приз ФИПРЕССИ и приз зрителей на II МКФ в Паличе, Югославия; главный приз «Золотой Пегас» на IV кинофестивале Московского кино «Московский Пегас»; второй приз на IX Открытом Российском кинофестивале в Сочи и второй приз на XI Панораме Европейского кино в Афинах, Греция). Карен Георгиевич Шахназаров – Заслуженный деятель искусств России, лауреат Государственной премии РФ имени братьев Васильевых за кинофильм «Курьер» (1988 г.), лауреат премии им. Ленинского Комсомола за развитие жанра музыкальной комедии (1986 г.), лауреат премии им. Бориса Полевого (1982 г.), член Союза кинематографистов.

ШЕР (настоящее имя – Шерилин Саркисян Лапьер Боно Оллмэн), (р. 1946) – американская поп-исполнительница, автор песен, актриса, кинорежиссер и музыкальный продюсер. Ее отец – Джон Саркисян – армянин, а в жилах матери-актрисы – Джорджии Хом – текла французско-индейская кровь. Детство ее не было безоблачным – характеры родителей не отличались легкостью, ссоры возникали на пустом месте, и, когда дочке не исполнилось и двух лет, отец ушел из семьи. В середине 60-х годов Шерилин 18-летней девчонкой уехала из дома покорять Голливуд. Здесь познакомилась и вышла замуж за 27-летнего продюсера и музыканта Сонни Боно. Вскоре на американском музыкальном Олимпе появился дуэт (один из первых семейных дуэтов в те годы) «Цезарь и Клео», позднее переименованный в «Сонни и Шер». Их третий сингл «I got you baby» стал хитом номер один в Великобритании и США. В 1966 году на экраны вышел фильм «Хорошие времена», в котором супруги снялись вместе. Однако фильм не имел особого успеха, а следующая картина с их участием откровенно провалилась. Семейная пара решила заняться телешоу и в 1971 году появились первые выпуски шоу «Комедийный час Сонни и Шер». Однако через пару лет теряющий популярность дуэт распался на два самостоятельных шоу (соответственно, Сонни и Шеp), а сами они развелись. Шер выпускала очередные синглы и альбомы, продолжала штурмовать кинематограф. Снялась в фильмах «Честити», «Силквуд», «Подозрение». И, наконец, пришел настоящий успех – «Иствикские ведьмы», «Маска» (приз Каннского фестиваля в номинации «Лучшая актриса», 1985 г.), «Помешанный» (Оскар в номинации «Лучшая актриса», 1988 г.). Новые синглы Шер выходили один за другим: «If I could Turn Back Time» (1989 г.), «The Shoop Shoop Song» (1991 г.), «Walking in Memphis» (1995 г.). В 1996 году Шер занялась pежиссуpой, приняв участие в создании фильма «Если бы эти стены могли говорить», посвященном злободневной теме абортов. Шер показывалась на публике все реже и реже, а в начале 1998 года исчезла вовсе. Исчезла, чтобы появиться вновь с альбомом «Believe», собрать все возможные призы и награды и стать открытием года.

ШИРАЗ, Ованес Тодевосович (настоящее имя – Оник Карапетян), (1914-1984) – армянский поэт. Ованес родился в городе Александрополь (г. Гюмри), в самый разгар Первой мировой войны, во время начатого младотурками геноцида армян. В мае 1918 года, Александрополь был захвачен турками. В декабре того же года Александрополь был возвращен в состав Армении. Первое произведение Ованеса – «Приход весны», было опубликовано в 1935 году, после чего новеллист Атрпет дал молодому Ованесу псевдоним «Шираз», сравнив его поэзию с розами персидского города Шираза. В 1937-41 годах Шираз учился на филологическом факультете Ереванского государственного университета, в 1956 году – в Московском литературном институте им. М. Горького. Опубликовал сборники «Начало весны», «Голос поэта», «Лира Армении», «Сиаманто и Хджезарэ», «Памятник матери», «Армянская дантийская» и другие. За сборник «Всечеловеческое» в 1975 году был удостоен Государственной премии Армянской ССР. В 1960 и 1969 годах фирма «Мелодия» на виниле выпустила вокально-симфонический цикл Авета Тертеряна «Родина» на слова Ованеса Шираза. Ованес Шираз – классик армянской поэзии. Основные темы его творчества – романтика, патриотизм и материнство. Стихотворения Шираза, посвященные горе Арарат, геноциду армян, историческому городу Ани, национальному герою Андранику, публиковались в Советской Армении и в армянской диаспоре огромными тиражами. Автор философской поэмы «Библейское» (1944 г.), посвященной Великой Отечественной войне.

«SYSTEM OF A DOWN» (SOAD) – американская рок-группа, образованная в 1992 году в Лос-Анджелесе Сержем Танкяном и Дароном Малакяном под названием Soil, а в 1995 году принявшая нынешнее название. Вся творческая деятельность «System of a Down» – это не только музыка и сильные тексты, это оружие в борьбе с системой, оружие, которое не наносит никому физического вреда, но бьет точно в цель. Все участники коллектива являются не просто музыкантами, но борцами против несправедливости и коррупции, бунтарями, ратующими против войны в Ираке и за признание Конгрессом США Геноцида армян. Музыканты Серж Танкян, Дарон Малакян, Шаво Одаджян и Джон Долмаян за несколько лет буквально оккупировали площадки Лос-Анджелеса с музыкой, которую в то время окрестили «уродливым детищем Френка Заппы и Slayer». На их концерты с каждым разом приходило все больше людей, все больше музыкальных изданий писало об этой странной музыке, в которой треш-металлическая агрессия сочеталась с армянским мелодизмом. Жесткие злободневные тексты и кавказское многоголосие никого не оставляло равнодушным, и вскоре об этой группе заговорили практически все. Это произошло во многом благодаря известнейшему американскому продюсеру Рику Рубину – в 1998 году на его лейбле American Recordings выходит первый одноименный альбом «System of a Down». За три года, прошедших с выхода первого альбома, накопилось достаточно материала для новой пластинки, и в 2001 году SOAD приступает к работе над «Toxicity», которому суждено было стать платиновым. «Toxicity» сделал «System of a Down» одной из самых знаменитых рок-групп в мире, позволил им ездить в собственные турне, приглашать в эти турне своих друзей и соратников, стать хедлайнерами самых престижных и значимых международных рок-фестивалей. В альбом «Toxicity» не вошла добрая половина песен, выпуск которых ребята решили отложить до лучших времен. Однако вскоре эти песни появились в Интернете и стали доступны всем желающим. Пираты распустили слух, что это новый альбом «System of a Down», и чуть было не начали успешно его продавать, когда музыканты опомнились и в самые кратчайшие сроки сами выпустили диск с ироничным названием «Steal this Album». В 2005 году выходит двойной альбом «Mezmerize/Hypnotize», в котором музыканты позволили себе довольно смелые эксперименты с совершенно неспецифичными для них направлениями – R’n’B и грувом. Новые композиции SOAD – сложные, нонконформистские, странные и все такие же актуальные. Бунтари «System of a Down» всегда были неравнодушны к политике. Возможно, причиной тому армянское происхождение музыкантов, хотя в самой Армении родился только один из них – Шаво Одаджян. Все участники группы бегло говорят по-армянски и порой исполняют песни своего народа на концертах. «Нам не нужно использовать армянские мелодии, – говорит Серж Танкян, – наша музыка сама по себе армянская». Самая главная политическая проблема, которая волнует SOAD – признание Геноцида армян 1915 года в Османской Турции. Вот уже несколько лет подряд 24 апреля «System of a Down» устраивает большие благотворительные концерты, сборы от которых переводятся организациям, занимающимся вопросом признания Геноцида. Во время концертов среди зрителей распространяются материалы о тех трагических событиях. «Я не успокоюсь, пока в мире существует хоть одна несправедливость, – говорит Серж Танкян. – Мы – люди, которым не все равно. И верим, что пока на этом свете есть такие люди, у всех у нас еще есть реальный шанс на спасение».