Культура народов. Этнические сообщества Курской области

Главная Этносы Азербайджанцы Литература

Литература

Азербайджанский фольклор

Во многих памятниках сохранились черты древнего фольклора: мидийские легенды (VII-VI вв. до н. э.), записанные Геродотом и связанные с иранскими завоевательными войнами, религиозно-философские древние тексты в «Авесте». На протяжении тысячелетий складывались трудовые, обрядовые и бытовые песни, легендарные, любовные и историко-героические эпические произведения (дастаны), сказки, юморески (лятифа), пословицы, поговорки, загадки, проникнутые верой в силу народа.

Основное место в азербайджанском фольклоре занимают дастаны «Кер-оглы», «Асли и Керем», «Ашуг-Гариб», «Шах Исмаил». Многие дастаны перекликаются с историческими событиями, отражают патриотические и гуманистические чувства народа. Лирическая народная поэзия многогранна по содержанию (баяти и гошма). Начиная с XVI-XVII веков записывались стихи народных певцов – ашугов. До нас дошли произведения Гурбани, Сары-ашуга, ашуга Аббаса Туфарганлы, ашуга Валеха. Основными создателями народной поэзии, видимо, являлись именно ашуги. Ашугская поэзия как специфическая форма национального искусства активно влияет на культурную жизнь.

Очень популярны песни азербайджанских ашугов конца XIX-XX веков Алескера, Гусейна Бозалганлы, Асада Рзаева, Мирзы Байрамова, Шамшира Годжаева, Ислама Юсифова, Гусейна Джавида.

Древняя литература

Многие памятники письменной азербайджанской литературы древнего периода до нас не дошли, но известно, что еще в V веке в Кавказской Албании (на севере современного Азербайджана) существовала высокая культура; были написаны оригинальные и переводные религиозные книги и художественные произведения. В связи с усилением арабо-исламских (VII-IX вв.) и иранских (XI-XII вв.) влияний такие крупные азербайджанские ученые и поэты, как Хатиб Тебризи, Бахманяр, Катран Тебризи, писали на арабском и фарси языках.

Одновременно создавались художественные произведения и на азербайджанском языке. Выдающийся образец – эпос «Китаби Деде Коркуд». События эпоса в основном приурочиваются к X-XI векам – периоду проникновения огузских племен на Кавказ. В 12 героических сказаниях эпоса отражена борьба огузов, влившихся в азербайджанскую, туркменскую и турецкую народности, с соседями за упрочение своего места на Кавказе.

В XI-XII веках в городах Гандже, Шемахе (Ширван), Тебризе и Нахичевани при дворах азербайджанских правителей группировались крупные поэты, в т. ч. Абуль-Ала Ганджеви, поэт и астроном Фелеки Ширвани. Пользовались успехом поэты-лирики Иззеддин Ширвани, Мюджиреддин Бейлакани, поэтесса Мехсети Гянджеви, в вольнодумных стихах которой выражены горести и печали азербайджанской женщины. Наиболее признанным среди ширванских поэтов был Хагани. Вершиной азербайджанской поэзии XII века является творчество Низами Гянджеви, одного из корифеев мировой поэзии. Поэт-гуманист был носителем прогрессивных идей своей эпохи, выступал в защиту прав угнетенного человека, против насилия и несправедливости.

В XIII веке тяжелое положение угнетенных масс вызвало в поэзии мотивы пессимизма и привело к распространению суфийской литературы: поэты Зюльфигар Ширвани, Шамс Тебризи, Авхеди Марагаи. Характерным явлением литературной жизни XIII века был упадок придворной поэзии. Лирические стихи на тюркском языке создавал Гасаноглы. В XIV веке выдвинулся поэт Ассар Тебризи, автор поэмы «Мехр и Муштари», и Ариф Ардебили, автор поэмы «Фархад-наме». В XIV-XV веках получило распространение религиозно-философское учение – хуруфизм, направленное в основном против догм ислама и отчасти кровавого нашествия Тимура. Видным представителем хуруфизма был поэт и мыслитель Имадеддин Несими, создавший первый большой диван на азербайджанском языке.

В XVI веке образовалось государство Сефевидов. Сефевидский правитель шах Исмаил Хатаи, писавший на азербайджанском языке, мастерски использовал мотивы народной поэзии, что придавало его лирике и эпическим произведениям («Дех-наме», «Несихат-наме») простоту и задушевность. За Хатаи шли одаренные поэты Хабиби, Хамиди, Кишвери. В этот же период выступил корифей азербайджанской поэзии Мухаммед Физули. Его полные философских раздумий лирические стихи на азербайджанском, арабском и фарси языках долгое время служили образцами лирической поэзии на Ближнем Востоке. С именем Физули связано окончательное формирование азербайджанского литературного языка.

В XVI-XVII веках под влиянием фольклора происходит известная демократизация классической поэзии: усиливаются народные мотивы в письменной литературе, формы и язык стиха приобретают простоту и ясность. Поэты Саиб Тебризи, Месихи, Говси Тебризи продолжают лучшие традиции Физули. Ширванские поэты начала XVIII века (Ага Масих, Нишат, Махджур) живо откликались на политические события своего времени. Два крупнейших поэта – Видади и Вагиф, воплотили лучшие черты лирики XVIII века. В лирике Видади преобладают скорбь и печаль поэта-гражданина, живущего в условиях жестокой феодальной действительности. Поэзия Вагифа оптимистична. Его творчество – значительный этап в развитии азербайджанской поэзии на пути к реализму.

Литература XIX - начала XX вв.

В XIX веке поэты Абульгасем Набати, Шюкухи, Ашиг Пери, а также поэтесса Хейран ханум и поэт Бахар Ширвани продолжали традиции Вагифа. Вхождение Азербайджана в состав России (XIX в.) явилось новым этапом в политической и культурной жизни народа.

Усиливается азербайджанская просветительская литератуpa, направленная против деспотизма, отсталости, фанатизма. Ученый и поэт Аббаскули Бакиханов, писатель Исмаилбек Куткашенский ввели в литературу новые жанры (новелла, реалистическая бытовая поэма) и образ «маленького человека». «Песни Мирзы Шафи» поэта Вазеха, впервые изданные в Германии в 1881 г. немецким поэтом Ф. Боденштедтом, были переведены на многие языки Европы, в т. ч. и на русский язык (1880 г.).

Среди писателей XIX века исключительное место занимает Мирза Фатали Ахундов – писатель-реалист, философ-материалист, основоположник азербайджанской драматургии и выдающийся общественный деятель. Его произведения сыграли большую роль в развитии общественной мысли ряда восточных стран, особенно Ирана. В первой половине XIX века Касумбек Закир в своих сатирических стихах клеймил продажность царских чиновников, жестокость помещиков, жадность купцов и духовенства. Во второй половине XIX века выдвинулся поэт Сеид Азим Ширвани. Под влиянием его просветительской деятельности в Баку, Шемахе, Шуше и других городах появились литературные кружки (меджлисы) для новых поэтов. Литературный кружок в Шуше был связан с именем поэтессы Хуршидбану Натаван. Азербайджанская драматургия получает развитие в сочинениях Н. Н. Нариманова, С. С. Ахундова. Драмы А. Ахвердова, Дж. Мамедкулизаде рисуют несостоятельность отживших порядков, появление новых людей. Реалистические рассказы этих писателей сыграли большую роль в развитии азербайджанской прозы. В 1906 году начал издаваться сатирический журнал «Молла Насреддин», на страницах которого выступал поэт-новатор А. Сабир.

Заметно влияние романтического направления в творчестве поэта-драматурга Г. Джавида, поэтов А. Сиххата и М. Хади. Перевод Сиххатом сочинений Крылова, Пушкина, Лермонтова и Горького способствовал популяризации русской классики в Азербайджане. Одним из пропагандистов русской литературы был литературовед Ф. Кочарли.

Советская литература

Прогрессивные писатели, связанные с жизнью народа, в 20-е годы приняли деятельное участие в создании советской литературы: Дж. Мамедкулизаде, А. Ахвердов, С. С. Ахундов, А. Шаик впервые отразили в своих сочинениях борьбу за новую жизнь, серьезные сдвиги в сознании людей. Советские писатели печатались в журналах «Маариф ве медениет» («Просвещение и культура»), «Гызыл галемлер» («Красные перья»). Сатирические пьесы ставились на сцене Сатир-Агиттеатра (1921-25 гг.).

Создавались историко-революционные пьесы – «Соколиное гнездо» (1921 г.) С. С. Ахундова, «Старый дом» (1927 г.) А. Ахвердова, «Невеста огня» (пост. 1928 г.) Дж. Джабарлы, «Князь» (1929 г.) Г. Джавида. Азербайджанская советская литератуpa развивалась. Литературную критику представляли М. Кулиев, А. Назим и другие. Наряду с представителями старшего поколения (Т. Шахбази, Али Назми, С. Гусейн, Б. Талыблы, Дж. Джабарлы) в литературу вступили молодые литераторы, которые в 1926 году объединились в союз азербайджанских пролетарских писателей «Гызыл галемлер», а затем (1928 г.) слились в Азербайджанскую ассоциацию пролетарских писателей (АзАПП). Они выступали с художественными произведениями, отражающими борьбу за новую, социалистическую жизнь.

В 1932 году основан Союз советских писателей Азербайджана – объединение писателей, стремящихся активно участвовать в социалистическом строительстве. 30-е годы были периодом роста азербайджанской литературы, всех ее жанров: поэзии, драматургии, прозы.

В стихах Самеда Вургуна отразились характерные черты азербайджанской советской поэзии, ее народность, гуманизм и интернационализм («Комсомольская поэма», ч. 1, 1933 г., «Басти», 1937 г. и другие). В годы Великой Отечественной войны и после нее выросли талантливые поэты: Н. Бабаев (Хазри), Б. Вахабзаде, Г. Гусейнзаде, Б. Азероглы, К. Касумзаде, А. Кюрчайли, А. Бабаев, И. Сафарли, И. Габил.

Актуальны стихи Сулеймана Рустама – пионера азербайджанской советской поэзии («От печали к радости», 1927 г.; «Два берега», 1949 г.; «Русскому брату», 1934 г.). Певцом советского строя был поэт Микаил Мюшфик (сборники «Ветры», 1930 г.; «Стихи», 1934 г.). Пролетарским интернационализмом пронизаны стихи Расула Рзы («Иракская тетрадь», «Баллада о негритенке Вилли»). За поэму «Ленин» (1950 г.) поэту присуждена Государственная премия СССР (1951 г.). Поэзии Расула Рзы присущи философские размышления («Дни испытаний», «Краски», 1962 г.). Высокие моральные качества советских людей воспевает в своих лирических и эпических произведениях Мамед Рагим. Чувством патриотизма проникнуты стихи поэтов О. Сарывелли, А. Джамиля, 3. Халила, М. Дильбази, Р. Нигяр. Пафос созидательного труда, дружба народов, борьба за мир и демократию – основные мотивы азербайджанской советской поэзии.

Азербайджанская советская драматургия развивает богатые традиции национальной и русской драматургии. В драмах Дж. Джабарлы («Невеста огня», «Севиль», опубл. 1929 г., «Алмас», пост. 1931 г.; «В 1905 году», пост. 1931 г.) нашли отражение важные вехи истории и современной жизни азербайджанского народа. Джабарлы, показавший рождение и развитие положительного героя, был одним из первых представителей социалистического реализма. М. Ибрагимов, продолжая реалистические традиции Джабарлы, в пьесах «Хаят» (пост. 1935 г.), «Махаббет» (пост. 1942 г.), «Деревенская девушка» (1962 г.) отразил ростки коммунизма в сознании людей. Талантливый комедиограф С. Рахман создал для азербайджанского театра ряд комедий на бытовые темы («Свадьба», пост. 1939 г.; «Счастливцы», пост. 1941 г.; «Ложь», 1966 г.). Комедии Рахмана обладают сатирической остротой, направлены против рецидивов мещанства, бюрократизма и тунеядства. Репертуар театра обогатил своими историческими героико-романтическими пьесами С. Вургун («Вагиф», 1937 г.; «Хан-лар», 1939 г., «Фархад и Ширин», 1941 г.). Мехти Гусейн создал исторические пьесы «Низами» (1940 г.), «Джаваншир»; С. Рустам – пьесу «Гачах Наби» (пост. 1940 г.). Злободневностью тематики, лиризмом отмечены пьесы И. Эфендиева «Вешние воды» (пост. 1948 г.), «Семья Атаевых» (1955 г.), «Ты всегда со мной» (1965 г.), комедия Э. Мамедханлы «Ширванская красавица» (1957 г.) и его пьеса «Утро Востока» (1947 г.). Известность получили пьесы И. Касумова («Заря над Каспием», 1951 г.; «Человек бросает якорь», 1965 г.). Ставятся пьесы Дж. Меджнунбекова, И. Сафарли, Ю. Азимзаде и других.

Значительны успехи азербайджанской прозы. Романы А. Абульгасана «Подъемы» (1930 г.), «Мир рушится» (1933 г.), М. С. Ордубады «Тавриз туманный» (1933-48 гг.), «Подпольный Баку» (1940 г.), Мир Джалала «Манифест молодого человека» (1940 г.), М. Гусейна «Утро» (ч. 1-2, 1950-53 гг.), С. Рагимова «Шамо» (т. 1-3, 1931-64 гг.), П. Макулу «Саттархан» (1953 г., отд. изд. 1957 г.) отразили переломные моменты в истории азербайджанского народа, вступившего в революционную борьбу за новую жизнь. О самоотверженном труде бакинских нефтяников рассказывают романы М. Гусейна «Апшерон» (1947-50 гг.) и «Черные скалы» (1957 г.). Советской деревне, ее трудностям и успехам в социалистическом строительстве посвящены романы С. Рагимова «Сачлы» (1940-48 гг.), А. Велиева «Гюлыцен» (1949 г.), «В нашем Чичекли» (1951 г.), М. Ибрагимова «Великая опора» (1957 г., в рус. пер. «Слияние вод», 1958 г.), И. Гусейнова «Самед Амирли» (1960 г.), рассказы И. Эфендиева, повести Б. Байрамова, И. Шыхлы, Ю. Ширвана. М. Ибрагимов в романе «Наступит день» (1948 г.) отобразил революционно-освободительную борьбу трудящихся Ирана.

Тема народного героизма в годы Великой Отечественной войны нашла отражение в романах И. Касумова и Г. Сеидбейли «На дальних берегах» (1954 г.), А. Абульгасана «Война» (кн. 1-2, 1947-50 гг., кн. 3 – «Бастионы дружбы», 1955-56 гг.), С. Велиева «Спорный город» (1957-58 гг., отд. изд. 1962 г.), Г. Абасзаде «Генерал» (1962 г.). О недавнем прошлом азербайджанского народа рассказывают романы Э. Абасова «Зангезур» (1956 г.), Г. Мусаева «Восстание в крепости»; (1959 г.) и «Северный ветер» (ч. 1-2, 1958-63 гг.). Для детей и юношества много книг М. Сеидзаде, М. Рзакулизаде, Г. Мусаева, Т. Алиева (Эльчин), X. Хасилова, X. Алибейли. Известные прозаики – Анар, Самедоглы, Меликзаде, Максуд и Рустам Ибрагимовы, Айлисли.

Успешно развиваются литературная критика и литературоведение. Известны работы Г. Араслы, М. Арифа, М. Джафара, Дж. Джафарова, Ф. Касимзаде, С. Мумтаза, М. Рафили, А. Султанлы, Дж. Хандана, М. Кулизаде, А. Шарифа, А. Мирахмедова и К. Талыбзаде. Издана 3-томная «История азербайджанской литературы» (1957-60 гг.). Созданы монографии об азербайджанских классиках (Низами, Физули и других), выпускаются труды по истории азербайджанской литературы, публикуются научно-критические тексты памятников народного творчества. Много сделали для ознакомления русских и армянских читателей с лучшими образцами азербайджанской литературы И. Оратовский, А. Плавник, М. Давитян, С. Григорян.

Источник:

  1. Литература [Электронный ресурс] // Координационный Совет Азербайджанской Молодежи : офиц. сайт. – Режим доступа: http://www.ksam.org/index.php?stype=azerb&slevel=2&sid=6 (дата обращения 16.10.2018). – Загл. с экрана.