Культура народов. Этнические сообщества Курской области

Главная Этносы Азербайджанцы Театр

Театр

История азербайджанского театра начинается со спектаклей «Визирь Ленкоранского хана» и «Гаджи Гара», поставленных на Бакинской сцене по пьесам М. Ф. Ахундова в марте-апреле 1873 года. Эти первые любительские спектакли, поставленные учащимися реальной школы по инициативе Г. Б. Зардаби и при активном участии Н. Б. Везирова и А. Адигезалова (Герани), стали мощным толчком в деле создания национального театра.

Представители передовой интеллигенции Азербайджана, учителя, которые окончили Горийскую семинарию, впоследствии организовали театральные представления в Шуше, Нахчыване и других городах и одновременно выступали в этих спектаклях в качестве «актеров». В Шуше учителя и представители интеллигенции под руководством Я. Мелик-Хакназарова в период летних каникул регулярно организовали спектакли в местном клубе и театре Хандамирова, показывали комедии М. Ф. Ахундова («Мсье Жордан и дервиш Местелишах» и другие).

С 1876 года комедии М. Ф. Ахундова ставились и в Тифлисе (на азербайджанском языке). Особо следует отметить деятельность представителей интеллигенции – автора нескольких комедий и водевилей Н. Б. Везирова, Б. Бадалбекова, А. Велибекова, Ф. Кочарли, Г. Сарыджалинского, М. Мурадова, И. Сафибекова, известного певца Джаббара Гарягдыоглу (Шуша), М. Сидги, брата Дж. Мамедгулизаде Мирзы Алекбера, драматурга Э. Султаного (Нахчыван), Р. Эфендиева (Нуха) и других.

В 70-80-е годы XIX столетия во многих городах Азербайджана активно действовали любители театра. Постепенно они стали собираться в Баку вокруг известных театральных деятелей. Поэтому к концу 80-х годов театральная жизнь в Баку вновь оживляется и здесь появляется настоящий театральный коллектив. Начиная с 1887 года, театральное общество Баку возглавляют Г. Махмудбеков, С. М. Ганизаде и Н. Велиев. Благодаря их усилиям это общество значительно усилилось и превратилось в труппу, которая с 1888 года начала действовать уже как самостоятельный театральный коллектив.

Начиная с 1890-х годов, огромную заслугу в развитии азербайджанского театра, в осуществлении требований сценического реализма в театре имел Н. Нариманов. Он расценивал театр как одно из важнейших средств для повышения общественного сознания народа и распространения передовых идей своего времени, пользовался театром в качестве трибуны. Н. Нариманов приглашал молодых представителей интеллигенции в актерскую труппу и одновременно сам исполнял главные роли во многих спектаклях. В 1896 году Г. Б. Зардаби организовал первый в Баку профессиональный театральный коллектив под названием «Первая мусульманская драматическая труппа». В 1897 году в Баку был создан первый «Союз артистов». Репертуар дореволюционного азербайджанского театра состоял из пьес национальных драматургов – М. Ф.  Ахундова, Н. Б. Везирова, Г. Б. Везирова, Н. Нариманова, А. Хагвердиева, Дж. Мамедгулизаде и других, а также обогащался произведениями русских (Н. В. Гоголь, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой) и западноевропейских классиков (У. Шекспир, Ф. Шиллер, Г. Гейне, Ж.-Б. Мольер). Азербайджанский театр с первых лет своей деятельности был предан идеям просвещения и демократии. Наряду с комедиями М. Ф. Ахундова большую роль в изобличении феодальных обычаев, гнета и деспотизма помещичье-капиталистического строя сыграли пьесы Н. Б. Везирова «Несчастье Фахраддина», «С дождя да на засуху», А. Б. Ахвердиева «Дагылан Тифаг», «Бехтсиз джаван» («Несчастный юноша»), «Ага Магомед шах Гаджар», Н. Нариманова «Наданлыг» («Невежество»), «Надир шах» и другие.

В 1906 году в Баку была учреждена компания «Мусульманские драматические артисты». Возглавлял эту компанию известный театральный деятель Дж. Зейналов. Невзирая на преследования, материальные трудности, эта компания регулярно организовывала спектакли, расширяла свой репертуар. В эти же годы в рабочих районах Баку были организованы драматические кружки и театральные труппы, ставящие спектакли («Балаханинский драматический кружок», «Хамийят»). В составе труппы «Хамийят», созданной при газете «Текамуль», наряду с ее непосредственным учредителем М. А. Алиевым, были также А. Рзаев, Дж.  Гаджинский и другие. Члены этой труппы занимались подготовкой спектаклей и набором зрителей. Поскольку не было средств для аренды хорошего помещения, спектакли давались в салоне «Гранвио» торгового пассажа. В 1906 году здесь была сыграна пьеса Н. Нариманова «Наданлыг» («Невежество»). После революции 1905 года в Баку разрешили создать ряд «обществ». При этом многие общества, ранее действующие в нелегальной форме, стали действовать открыто. Одним из них было культурно-просветительское общество «Ниджат» («Спасение»). В 1908 году при обществе «Ниджат» была создана единая драматическая труппа, объединяющая таких профессиональных актеров, как Г. Араблинский, С. Рухулла, А. Вели; у этой труппы был постоянный гардероб и реквизиты. Один-два раза в неделю труппа давала представления как в театре Тагиева, так и в рабочих районах. Именно в этот период значительное место в репертуаре азербайджанского театра занимали пьесы «Несчастный юноша», «Ага Магомед шах Гаджар» (А. Б. Ахвердиев), «Надир шах» (Н. Нариманов), «Пехлеванани-замане» (Н. Б. Везиров), «Гавейи ахенгар» (Ш. Сами), «Беженцы» (Ф. Шиллер), «Аль-Мансур» (Г. Гейне), «Отелло» (У. Шекспир), «Врач поневоле» (Ж.-Б. Мольер), «Ревизор», «Женитьба» (Н. В. Гоголь), «Первый винодел» (Л. Н. Толстой).

В 1910 году было учреждено новое культурно-просветительское общество под названием «Сафа» и при нем – театральное отделение. Драматическая труппа общества «Сафа» была значительно слабее по сравнению с труппой «Ниджат». Однако актеры «Ниджата» постепенно стали переходить в «Сафа». Активное участие в работе этого общества принимали Д. Буньятзаде, поэт Самед Мансур, актеры Дж. Зейналов, А. М. Шарифзаде, время от времени приглашались на спектакли этого общества актеры из «Ниджата» — Г. Араблинский, М. А. Алиев, С. Рухулла, Г. Сарабский и другие. Труппа общества «Сафа» наряду с организацией спектаклей, занималась также культурно-просветительскими работами, связанными с жизнью театра. В 1910 году труппа торжественно отметила 25-летие сценической деятельности Дж. Зейналова, в 1911 году – 100-летие со дня рождения М. Ф. Ахундова, а в 1913 году – 40-летие литературной деятельности Н. Б. Везирова. Одна из примечательных особенностей работы труппы «Сафа» заключалась в том, что она организовывала гастрольные спектакли как в городах и селах Азербайджана, так и в более широком масштабе (Южный Кавказ, Средняя Азия, Северный Кавказ, города Ирана, Астрахань, Казань и т.д.). В целом, труппы «Ниджат» и «Сафа» сыграли определенную роль в укреплении азербайджанского театра с организационной и творческой точек зрения.

12 января (по новому стилю – 25 января) 1908 года была заложена основа азербайджанского профессионального музыкального театра: именно в этот день был показан спектакль первой национальной оперы композитора У. Гаджибекова «Лейли и Меджнун». В первые годы деятельности музыкального театра его репертуар обогатился за счет произведений У. Гаджибекова, написанных в 1908-13 годах – опер «Лейли и Меджнун», «Шейх Санан», «Рустам и Зохраб», «Шах Аббас и Хуршид Бану», «Эсли и Керем», музыкальных комедий «Муж и жена», «Не та, так эта», «Аршин мал алан». В последующие годы репертуар Азербайджанского музыкального театра обогатился произведениями З. Гаджибекова (опера «Ашиг Гариб», музыкальные комедии «В пятьдесят лет – молодой», «Женатый холостяк»), М. Дж. Амирова (опера «Сейфалмульк»). Однако, несмотря на наличие собственного репертуара, в музыкальном театре заметно ощущалась нужда в профессиональных исполнителях. В музыкальных спектаклях наряду с такими оперными певцами, как Г. Сарабский, М. Мамедов (Бюль-бюль), Г. Гаджибабабеков, Г. Терегулов, М. Багиров, А. Агдамский, выступали драматические актеры – Г. Араблинский (в качестве режиссера), А. Гусейнзаде, Г. Аббасов, А. и Я. Оленские, Р. Дараблы, А. Анаплы и другие. Между музыкальным и драматическими театрами не было четкого разделения, в репертуар их трупп были включены как драматические, так и музыкальные произведения (в 1910-е годы большую часть их репертуаров составляли музыкальные спектакли).

В 1916 году был поставлен спектакль на комедию Дж. Мамедгулизаде «Олюлэр» («Мертвецы»). Этот спектакль стал свидетельством идейной зрелости азербайджанского театра. Спектакль «Мертвецы», звучавший как обвинительный приговор в отношении мира лжи и гнета, религиозного фанатизма, имел огромный успех.

В 1917 году в Баку был создан «Союз мусульманских артистов», председателем которого был избран А. М. Шарифзаде. Этот Союз, собрав вокруг себя все театральные отряды, организовал спектакли на основе товарищеских отношений. К сожалению, «Союз мусульманских артистов» просуществовал только до марта 1918 года: антрепренеры театра Маилова не позволяли азербайджанским актерам выступать в помещении этого театра. В это время большинство актеров были в гастрольных поездках. Лишь труппа братьев У. и З. Гаджибековых выступала относительно регулярно. В ней объединились актеры драматического, оперного и опереточного жанра. Тесно связанный с передовыми, демократическими идеями азербайджанский театр сыграл важную роль в культурном развитии народа. Тем не менее, в эти годы театр еще не достиг уровня высокой сценической культуры.

В мае 1990 года, впервые после 1920 года, Азербайджанский государственный академический драматический театр совершил гастрольные поездки в Турцию, где были показаны спектакли «Наша странная судьба» и «Свидание влюбленных в аду» (И. Эфендиев). В мае 1992 года театр вновь отправился в гастрольную поездку в Турцию, где был показан спектакль «Куда идет этот мир» (Б. Вагабзаде). В октябре того же года в Берлине (Германия) немецким любителям театра был показан спектакль «Свидание влюбленных в аду» (И. Эфендиев). В мае 1996 года на Втором Международном театральном фестивале имени А. П. Чехова, состоявшемся в Москве, Азербайджанский государственный академический драматический театр выступил со спектаклем «Король Лир» (У. Шекспир). В ноябре 1998 года Академический театр в третий раз отправился на гастроли в Турцию, где были показаны спектакли «Государь и его дочь» (И. Эфендиев), «Меч, режущий нас самих» (Б. Вагабзаде) и «Мой любимый безумец» (Эльчин).

Азербайджанский театр с 1922 по 1929 год функционировал под названием Академического драматического театра, с 1929 по 1935 год – как Художественный театр, с 1935 по 1950 год – как Драматический театр, с 1950 года – вновь под именем Академического драматического театра. 27 декабря 1991 года театр получил статус Азербайджанского национального академического драматического театра.

В 1998 году лидер азербайджанского народа Г. А. Алиев подписал специальное распоряжение по случаю 125-летнего юбилея Азербайджанского театра. Во исполнение этого Распоряжения были изданы книга «История и этапы развития профессионального азербайджанского театра» (автор И. Керимов), летопись «Азербайджанский национальный драматический театр» (автор И. Рагимли) и другие книги, людям искусства были присвоены почетные звания.

Источники:

  1. Театральная энциклопедия [Текст] : Т. 1 : А – Глобус. – Москва : Советская энциклопедия, 1961. – 1210 с.

  2. Толкование «Азербайджанский театр» [Электронный ресурс] // Словцо : офиц. сайт. – Режим доступа: http://www.slovco.ru/theart/a/AZERBAYDZHANSKIY--TEATR.--I-13029.html (дата обращения 16.10.2018). – Загл. с экрана.