Культура народов. Этнические сообщества Курской области
Кино
Период немого кино (1920-1935 гг.)
История азербайджанского киноискусства начинается с 1898 года. Первые отечественные фильмы состояли из сюжетов хроники, снятых фотографом и прозаиком А. М. Мишоном («Пожар нефтяного фонтана в Биби-Эйбате», «Нефтяной фонтан в Балаханах», «Народное гуляние в городском саду», «Кавказский танец» и другие), и одного художественного киносюжета («Попался»).
В 1915 году в городах Баку и Тифлисе были созданы конторы кинопроката, учрежденные на Кавказе акционерными обществами (торговыми домами) братьев Пироне. В 1915 году это общество приступило к съемкам первого азербайджанского художественного фильма «В царстве нефти и миллионов» по одноименному роману М. Мусабекова. Съемку этого фильма финансировали нефтяные промышленники. Для снятия фильма был приглашен режиссер Б. Н. Светлов из Петербурга. Пейзажи снимались в Баку и окрестных селах, а сцены, связанные с павильонами, в Тифлисе. Роль Лутфали-бека в этом фильме сыграл Г. Араблинский. В 1916 году была снята первая азербайджанская кинокомедия на основе оперетты У. Гаджибекова «Аршин мал алан», а в 1919 году был продемонстрирован полнометражный фильм «Торжества по случаю первой годовщины независимости Азербайджана».
В 1923 году было учреждено Азербайджанское фото-кино управление (АФКУ). АФКУ осуществляло меры по национализации и объединению фото-кинотеатров и прокатных контор отдельных предпринимателей. В то время при АФКУ существовали кинотеатры «Тейяре», «Эдисон», «Миллион», «Ладья», «Меденчи» («Промысловик») и другие. В 1924 году вышел на экраны двухсерийный художественный фильм «Легенда о Девичьей Башне» (режиссер В. В. Валльюзек) производства АФКУ.
В 1925 году по инициативе Ш. Махмудбекова при АФКУ была организована студия по подготовке национальных актерских и режиссерских кадров в Азербайджане. Здесь обучались Дж. Джаббарлы, М. Микаилов, А. Таиров и другие. С целью оказания помощи повышению художественного качества фильмов и развитию национальных кадров в Баку были приглашены известные кинорежиссеры В. И. Пудовкин, И. А. Шевченко, Н. М. Шенгелая, М. Э. Чиаурели, а также кинооператоры Г. М. Лемдег, В. Р. Лемке, А. В. Гальперин, И. С. Фролов, Я. М. Фельдман, Л. Л. Косматов, В. М. Шнейдер, были привлечены к кинотворчеству Дж. Джаббарлы, А. М. Шарифзаде и другие.
В последующие годы АФКУ было неоднократно переименовано: «Азгоскино» (1926-30 гг.), «Азеркино» (1930-33 гг.), «Азфильм» (1933 г.), «Азгоскинопром» (1934 г.), «Азерфильм» (1935-40 гг.), «Бакинская киностудия» (1941-59 гг.), а с 1961-го года это учреждение называется «Киностудия «Азербайджанфильм» имени Дж. Джаббарлы».
В 20-е годы прошлого столетия основную тематику азербайджанского кино составляли борьба против религиозного фанатизма, революция и свобода женщин.
Наиболее удачными образцами созданных в те годы фильмов являются «Бисмиллах» (1925 г., режиссеры А. М. Шарифзаде, А. Валовой), «Дом на вулкане» (1929 г., режиссер А. И. Бек-Назаров, совместно с «Арменкино»), «Гаджи Гара» (1929 г., режиссер А. М. Шарифзаде), а также фильм «Севиль» (1929 г., режиссер А. И. Бек-Назаров), являющийся реальным художественным отражением образа женщины-азербайджанки, борющейся за свою свободу.
В начале 30-х годов были сняты фильмы, являющиеся художественным отражением быта азербайджанского народа, темы которых были взяты из современной жизни, а также фильмы на историко-революционные темы: «Лятиф», «Исмет» (1930 г., 1934 г., режиссер М. Микаилов), «Алмаз» и «Новый горизонт» (1936 г., 1940 г., режиссеры А. Гулиев, Г. М. Брагинский), «Бакылылар» («Бакинцы») (1938 г., режиссер В. В. Турин), «Кяндлиляр» («Крестьяне») (1940 г., режиссер С. Марданов) и другие.
Период звукового кино (1935-1991 гг.)
Производство озвученных кинопроизведений в Азербайджане началось в 1935 году с художественного фильма «У голубого моря» (режиссер Б. В. Барнет) производства «Азерфильм» совместно с Московской киностудией «Межрайпромфильм». В главных ролях были сняты выдающиеся советские киноактеры Л. Н. Свердлин, Н. А. Крючков, В. А. Кучмина и другие. В 1936 - 41 годы на экраны вышли более десятка звуковых фильмов.
В годы Второй Мировой войны были сняты киноновеллы «Сын Отечества» и «Бахтияр» (1941 г., 1942 г., режиссер А. Гулиев), посвященные воинам-героям Кямалу Гасымову и Бахтияру Керимову; фильм «Сабухи», посвященный жизни и творчеству М. Ф. Ахундова (1942 г., режиссеры А. И. Бек-Назаров, Р. Тахмасиб); фильм «Семья единая», состоящая из трех киноновелл, связанных единой сюжетной линией (1943 г., режиссеры Г. В. Александров, Р. Тахмасиб, М. Микаилов), а также фильм «Подводная лодка Т-9», посвященная героизму моряков, проявленному в годы войны (1943 г., режиссер А. Иванов).
В 1945 году была заново экранизирована музыкальная комедия У. Гаджибекова «Аршин мал алан». Режиссерам Р. Тахмасибу и Н. Лещенко удалось создать яркую реалистическую кинокомедию с сохранением национального колорита и народного юмора. Этот фильм был успешно продемонстрирован на территории бывшего СССР, а также во многих странах мира. В 1946 году режиссеры Р. Тахмасиб и Н. Лещенко, композитор У. Гаджибеков, актеры Р. Бейбутов, Л. Бедирбейли, А. Гусейнзаде, М. Калантарли и Л. Абдуллаев были удостоены Государственной премии СССР за фильм «Аршин мал алан».
В конце 40-х - начале 50-х годов основная деятельность «Бакинской киностудии» была направлена на снятие художественно-документальных и публицистических фильмов. В этот период было снято только два художественных фильма – «Фатали хан» (1947 г., режиссер В. И. Дзиган, фильм был выпущен на экраны лишь в 1959 г.) и «Огни Баку» (1950 г., режиссеры И. В. Хейфиц, А. Г. Зархи и Р. Тахмасиб).
С середины 50-х годов начался новый этап в развитии азербайджанского кино. К этому времени были подготовлены национальные кадры сценаристов, режиссеров, операторов и художников, большинство из которых получили образование во Всесоюзном Государственном Институте Кинематографии (И. Касумов, Э. Мамедханлы, И. Тагизаде, Л. Сафаров, Г. Сеидбейли, А. Ибрагимов, Н. Исмаилов, Г. Сеидзаде, Ш. Махмудбеков, А. Атакишиев, Х. Бабаев, А. Нариманбеков, Т. Ахундов, Р. Оджагов, К. Наджафзаде, Дж. Азимов, Э. Рзагулиев, Н. Зейналов и другие).
Возрастание числа художественных фильмов, снятых в эти годы, привел к расширению их тематики. На экране нашли свое отражение труд и жизнь рабочих и колхозников, представителей различных профессий («Под знойным солнцем» (1957 г., режиссер Л. Сафаров), «Черные камни» (1958 г., режиссер А. Гулиев), «Ползущие тени» (1958 г., режиссеры И. Эфендиев и Ш. Шейхов), «Ее большое сердце» (1959 г., режиссер А. Ибрагимов), «Настоящий друг» (1959 г., режиссер Т. Тагизаде), «Можно ли его простить?» (1960 г., режиссер Р. Тахмасиб), «Наша улица» (1961 г., режиссер А. Атакишиев), «Великая опора» (1962 г., режиссер Г. Исмаилов), «Телефонистка», «Есть такой остров» (1962 г., 1963 г., режиссер Г. Сеидбейли), «Мачеха» (1959 г., режиссер Г. Исмаилов).
В «Бакинской киностудии» были созданы фильмы на разные темы. Фильм «Два парня из одного квартала» (режиссеры А. Ибрагимов и И. В. Гурин, операторы М. М. Пилихина и Р. Оджагов, композитор Г. Гараев), снятый в 1957 году, рассказывает о народной борьбе за свободу и демократию в одной из стран Востока.
А художественный фильм «На дальних берегах» (1958 г., режиссер Т. Тагизаде), посвященный отважному партизану Мехти Гусейнзаде, относится к числу достижений не только азербайджанского, но и всего советского кино. Благодаря динамичным, напряженным событиям, точно переданным характерам, высокому уровню операторской и режиссерской работы, эта картина завоевала огромную славу. Начиная с 60-х годов прошлого века, в Азербайджане получили широкий размах съемки цветных фильмов. Первым образцом широкоэкранного азербайджанского цветного кино является художественный фильм «Короглу» (1960 г., режиссер Г. Сеидзаде). Авторы кинофильма «Утро» (1961 г., режиссер А. Гулиев) рассказывают о событиях в Баку, происшедших в годы революции 1905-07 гг. Фильм «Так создается песня» (1959 г., режиссеры Р. Тахмасиб и М. Микаилов) посвящен народному поэту Дагестана Сулейману Стальскому. Основу сюжета фильма «История любви» (1961 г., режиссер Л. Сафаров), снятого на тему вечной любви, составляют мотивы дастана «Лейли и Меджнун».
Начиная с фильма «Аршин мал алан», в азербайджанском кино усилилось стремление к комедийному жанру. Эта традиция была продолжена в фильмах «Встреча» (1955 г., режиссер Т. Тагизаде), «Любимая песня» («Бахтияр», 1955 г., режиссер Л. Сафаров, в главной роли – Р. Бейбутов), «Не та, так эта» (1965 г., режиссер Г. Сеидзаде), «Ромео мой сосед» (1963 г., режиссер Ш. Махмудбеков), «Где Ахмед?» (1964 г., режиссер А. Искендеров), «Улдуз» (1964 г., режиссер А. Гулиев), «Аршин мал алан» (1965 г., режиссер Т. Тагизаде), «Свекровь» (1978 г., режиссер Г. Сеидзаде) и других.
60-70-е годы XX столетия были примечательны приходом в кинематографию большой группы молодежи (сценаристы братья Р. и М. Ибрагимбековы, Анар, А. Ахундова, И. Гусейнов, В. Самедоглу, Р. Фаталиев, режиссеры А. Бабаев, Э. Гулиев, Г. Миргасымов, И. Эфендиев, Т. Исмаилов, Г. Азимзаде, Г. Бабаев, операторы З. Магеррамов, Р. Исмаилов, Р. Гамбаров, В. Керимов, художники Ф. Багиров, Р. Исмаилов, актеры Г. Мамедов, Ш. Алекперов, Г. Турабов, Р. Балаев, Ш. Мамедова). Их сотрудничество с деятелями кино, принадлежащими среднему и старшему поколениям, привело к повышению профессионального уровня азербайджанского кино, появлению фильмов, отличающихся национальным колоритом и идейной глубиной. Например, в центре фильма «В этом южном городе» (1969 г., режиссер Э. Гулиев) стоит процесс борьбы нового и старого, вопросы спасения человечества от отживших обычаев. В фильмах, снятых за этот период, основное место занимают морально-этические проблемы, разные взгляды на современную жизнь, анализ характеров людей, формирование молодого поколения и другие темы. В их числе можно назвать фильмы «Последняя ночь детства», «День прошел» (1969 г., 1971 г., режиссер А. Бабаев), «Главное интервью», «Спасибо вам, девушки» (1971 г., 1973 г., режиссер Э. Гулиев), «Жизнь испытывает нас» (1971 г., режиссер Ш. Махмудбеков), «Заботы о счастье» (1976 г., режиссер Г. Сеидбейли). В конце 70-х - начале 80-х годов в азербайджанском кино возросло внимание к морально-этическим проблемам. В фильмах сценариста Р. Ибрагимбекова и режиссера Р. Оджагова «Допрос» (1979 г.; главный приз 14-го Всесоюзного Кинофестиваля, Душанбе, 1980 г.; Государственная премия СССР, 1981 г.), «Закрытые двери» (1981 г.), «Парк» (1983 г.), «Чужая жизнь» (1987 г.), «Прости, если умру» (1988 г.) особо сильно ощущается стремление к темам о сложных психологических ситуациях, наблюдениям о настоящем человеческом достоинстве, категорическом протесте против эгоизма, жесткости и жестокости. Эти же темы были по-новому раскрыты в фильмах «Скажи, что любишь меня» (1977 г., режиссер М. Ибрагимбеков), «Простите нас» (1979 г., режиссер А. Бабаев), «Серебристый фургон» (1982 г.), «Черт перед глазами» (1987 г., режиссер Г. Миргасымов, премия XXI Всесоюзного кинофестиваля, Баку, 1988 г.), «Структура момента», «Деловая поездка» (1982 г., режиссер Р. Исмаилов), «Дедушка дедушки моего дедушки», «Дачный сезон» (1985 г., режиссер Т. Тагизаде), «Кусок льда в теплом море» (1983 г., режиссер Ю. С. Гусман), «Легенда серебряного озера», «Водоворот», «Диверсия» (1984 г., 1986 г., 1989 г., режиссер Э. Гулиев). В фильме «Негодяй» (1988 г., режиссер В. Мустафаев) процесс деформации человеческого характера описан с помощью современных средств художественного выражения, сатирическими красками.
Азербайджанское кино в годы независимости
В 1991 году Азербайджан приобрел независимость и перед азербайджанским обществом появились качественно новые цели и задачи. Построение в Азербайджане новых моделей развития национальной идеологи и общества, другие аналогичные социальные проблемы стали приоритетными направлениями исследований гуманитарных наук.
С 1991 года количество снятых в Азербайджане фильмов заметно уменьшилось по сравнению с предыдущими годами. Тем не менее, за эти годы азербайджанские кинематографисты обращались к весьма важным жизненным темам и сняли фильмы, отвечающие эстетическим требованиям нового времени («Яраса» (режиссер А. Салаев), «Чужое время» (режиссер Г. Мехтиев), фильмы Вагифа Мустафаева).
Среди режиссеров, продолжающих традиции азербайджанского киноискусства, заслуживают внимания фильмы Гусейна Мехтиева, Джаваншира Мехтиева, Явера Рзаева, Ниджата Фейзуллаева, Аяза Салаева, Эльдара Гулиева, Расима Оджагова, Октая Миргасымова. Фильмы, снятые режиссером Гюльбениз Азимзаде, удостоены наград многочисленных кинофестивалей.
Источники:
- Азербайджанское кино [Электронный ресурс] // Координационный Совет Азербайджанской Молодежи : офиц. сайт. – Режим доступа: http://www.ksam.org/index.php?stype=azerb&slevel=2&sid=9 (дата обращения 16.10.2018). – Загл. с экрана.
- Кино [Текст] : энциклопедический словарь. – Москва : Советская энциклопедия, 1986. – 640 с.