Культура народов. Этнические сообщества Курской области

Главная Этносы Азербайджанцы Живопись

Живопись

Для населенных пунктов, расположенных в Азербайджане, характерными были древние мегалитические памятники, менгиры, дольмены, пещеры, оборонительные сооружения, курганы, металлические орудия, гончарное дело и ювелирное искусство. На монументальных наскальных рисунках нашли свое отражение культура и эстетическое представление азербайджанского народа. Азыхская пещера (длина 215-220 метров) недалеко от города Физули свидетельствует о том, что Азербайджан был одним из древнейших в мире поселений человека.

Среди древнейших образцов изобразительного искусства имеют исключительно важное значение наскальные рисунки Гобустана, относящиеся к VII - V вв. до н. э., рисунки в горах Айычынгыллы и Перичынгыл вокруг озера Залха на территории нынешнего Кялбяджарского района, относящиеся к началу бронзового периода (3-е тысячелетие до н. э.), наскальные изображения в горах Гемигая, расположенных севернее от города Ордубада. На рисунках, изображенных на скалах Гобустана «Беюкдаш», «Кичикдаш», «Джингирдаг», «Шенгардаг», особый интерес вызывают изображения, связанные с образом жизни и бытом проживавшего там древнего человека. Здесь в динамической форме представлены различные сцены и сюжеты, связанные с охотой, животноводством, земледелием и другими отраслями быта, а также изображения людей и животных.

Гобустанские наскальные рисунки-пиктограммы охватывают многовековой, длительный исторический период, начиная с первобытнообщинного строя и до эпохи феодализма. Важное место среди древних образцов изобразительного искусства занимают декоративные узоры, рисунки, выпуклости (рельефные изображения) и скульптуры, украшающие изделия гончарного дела, каменные и металлические изделия. Шаровидный сосуд (село Шахтахты Нахчыванской АР), фигурка двуглавого оленя (село Доланлар Ходжавендского района), бронзовая посуда, на которой изображены пять фантастических животных (Гедабек), золотое ожерелье в виде полумесяца (Зивие), золотая пиала (курган Гасанлы недалеко от озера Урмия), керамические посуды, найденные в Мильской и Карабахской степях, особо отличаются своей нежностью и художественным совершенством (VII в. до н. э.). Образцы изделий из художественного стекла разного типа и формы, найденные в Мингячевире и в Шамахе – декоративные посуды, пиалы, женские украшения – свидетельствуют о том, что в Азербайджане существовало также производство стекла. Образцы гравюры и скульптуры были весьма широко распространены в искусстве Албанского (Кавказского) периода.

На поверхности каменной капители Мингячевирского храма (V-VI вв.) обнаружено выпуклое изображение двух павлинов, стоящих лицом к лицу слева и справа от священного дерева вечной жизни, которое является одним из наиболее совершенных образцов скульптуры Албанского (Кавказского) периода. Пластические формы также часто встречаются в оформлении художественных металлических изделий (торевтика).

На серебряных пиалах, бронзовых сосудах для воды, найденных в Мингячевире, Торпаггале и в других местах археологических раскопок, есть изображения оленей, львов, павлинов и овальные изображения. В образцах овальной и выпуклой структуры, относящихся к этому времени (изготовленных из бронзы и камня), чаще встречаются изображения людей и животных, сцены, связанные с бытом, охотой и религиозными церемониями. Начиная с VII столетия, в связи с распространением Исламской религии в древних исторических городах Азербайджана – в Габале, в Нахчыване, в Шемахе, в Баку, в Барде, в Гяндже, в Бейлагане, в Тебризе, в Мараге и в Ардебиле – стали возводить архитектурные комплексы, дворцы, замки, мечети и мавзолеи. В декоративном оформлении этих зданий широко использованы элементы каллиграфии – эпитафии, орнаменты, кафель и барельефы.

На зданиях, принадлежащих Ширван-Апшеронской школе архитектуры, главное место занимают образцы искусства резьбы на камне, геометрические и растительные узоры, а на декоративных украшениях зданий, представляющих Нахчыванскую школу архитектуры – орнаментальные мотивы, состоящие из окрещенного кирпича и кафеля.

Среди наиболее известных образцов скульптурного искусства решающую роль в декоративном оформлении зданий сыграли надписи и выпуклые изображения на архитектурном памятнике Ширваншахов под именем «Баильский замок» или «Сабаиль», построенный в XII веке в Бакинском порту. На Баиловских камнях наряду с надписями привлекает внимание изображение людей и животных (тигр, верблюд, лошадь, бык, птица), сделанное в стиле глубокой резьбы. Баиловские камни, несущие характер фриза, в свое время составляли декоративный элемент величественного архитектурного памятника, расположенного на суше.

В средние века азербайджанское изобразительное искусство составляло органическое единство с декоративно-прикладным искусством. Об этом свидетельствует тот факт, что на образцах керамических изделий, найденных в Гяндже, в Бейлагане и других городах, наряду с растительными и геометрическими орнаментами, изображен также рыцарь, стреляющий из лука в птицу или зверя с острыми когтями. В это время культура Азербайджанского Ренессанса была тесно связана с творчеством Низами Гянджеви который в своих поэмах создал образы зодчих, скульпторов, граверов и художников (Фархад, Шапур, Симнар).

Изобразительное искусство в XIX - первой половине XX века

В средние века изобразительное искусство Азербайджана находилось в органической связи не только с декоративным прикладным искусством, но и с архитектурой. Дошедшие до наших дней монументальные настенные рисунки в Шеки, Шуше, Губе, Ордубаде, Лагиче и других населенных пунктах были тесно связаны с традициями народного творчества. Особенно прославились настенные изображения во Дворце Шекинских ханов. Эти рисунки, созданные в XVIII-XIX веках такими мастерами, как Аббасгулу, Уста Ганбар Гарабаги, Али Гулу, Гурбан Али, Шукюр и другими, отличаются тематическим богатством и разнообразием. Рисунки, выполненные яркими и пестрыми красками, стилизованные узоры, изображения людей и животных, многофигурные композиции – сцены войны и охоты –сменяют друг друга во внутренних залах и комнатах дворца. В произведениях русских художников Г. Г. Гагарина и В. В. Верещагина, побывавших в Азербайджане в XIX веке, можно видеть изображения архитектурных памятников Баку, Шуши и других городов. Богатейшие традиции азербайджанской монументальной живописи были продолжены в изображениях Дворца Сардара в Ереване (дворец был разрушен в середине XX века, были уничтожены в числе прочих 4 портрета крупного размера, сделанных на стенах дворца Мирзой Кадымом Эривани), ряда домов в Шуше. Становление станковой живописи в Азербайджане связано с именем Мирзы Кадыма Эривани, который наиболее плодотворно работал в портретном жанре, создав такие зрелые в художественном отношении портреты, как «Танцовщица» («Рэггасе»), «Дервиш», «Силач» («Пехлеван»), «Кавалерист» («Сувари»).

Мир Мохсун Навваб, известный в истории азербайджанской культуры как талантливый поэт, теоретик музыки и каллиграф, работал и в сферах живописи и создания узоров. Основное место в его творчестве занимают природные мотивы, изображения цветов и птиц. Привлекают внимание и созданные в этот период поэтессой Хуршидбану Натаван пейзажи, изображения цветов и образцы декоративно-прикладного искусства.

Изобразительное искусство во второй половине ХХ века

После войны, в середине 50-х годов азербайджанское изобразительное искусство вступило в этап художественной зрелости. Важную роль в его развитии сыграли выставки.

В работах действительного члена Академии художеств СССР М. Абдуллаева предстает обширная, разнообразная панорама республики. В произведениях «Вечер», «Огни Мингячевира», «В степях Азербайджана» (триптих), «Радость» художник в лирическом свете дает сцены быта людей труда. За свою «Индийскую серию» М. Абдуллаев был удостоен международной премии им. Дж. Неру (1970 г.). Многолетняя творческая деятельность народного художника была удостоена орденов «Шохрат» («Слава») (1997 г.) и «Истиглал» («Независимость»).

В картинах действительного члена Академии художеств СССР Т. Салахова «Возвращающиеся со смены», «Утренний поезд», «Женщины Апшерона», «Новое море» сквозят героический пафос эпохи, величественность поднимающихся на Каспии стальных островов. Произведение Т. Салахова «Портрет композитора Гара Гараева» принадлежит к числу классических образцов портретного искусства. Табло, пейзажи и натюрморты художника из жизни зарубежных стран, его «Портрет композитора Шостаковича» относятся к лучшим произведениям современной азербайджанской живописи. С вдохновением создал художник портрет общенационального лидера азербайджанского народа Гейдара Алиева. За заслуги в развитии азербайджанского изобразительного искусства Т. Салахов был награжден орденом «Истиглал» («Независимость»).

В произведениях Т. Нариманбекова, чье творчество характеризуется оригинальностью и неповторимостью, в разнообразных декоративных красках представляется природа родной земли, образы современников. Натюрмортам и пейзажам художника «Счастье» («Саадет»), «Радость» («Севиндж»), «Плодородие земли» («Торпагын берекети»), «Рынок» («Базар») присущ оптимизм. Его импровизаторское искусство явственно проявилось в полотнах «Вспоминая Париж», «Мир Бетховена», сценических декорациях. Творчество Т. Нариманбекова, опирающееся на синтез национальных и интернациональных традиций, завоевало мировую известность. Работы Н. Абдуррахманова «Возделывающие рис» («Челтик беджеренлер»), «Закат солнца в горах» («Дагларда гюруб чагы»), А. Джафарова – «Размышления на завтра» («Сабахын душунджелери»), «Жизнь» («Хаят»), «Мой Азербайджан», лирические пейзажи природы Азербайджана, портреты деятелей искусства – поэта Алиаги Вахида, композитора А. Меликова привлекают богатством колорита.

В творчестве Б. Мирзазаде важное место занимают портреты людей труда, деятелей культуры и искусства (певица З. Ханларова, режиссер Ш. Бадалбейли), пейзажи и натюрморты. Темы труда, индустрии нашли отражение в произведениях Б. Алиева, Л. Фейзуллаева, А. Мамедова, А. Вердиева и других. В творчестве Х. Сафаровой, Г. Мамедова, Г. Сейфуллаева, Абдулхалыга, А. Абдуллаева, Г. Хаквердиева, Д. Кязымова, Дж. Рустамова, К. Ханларова, Т. Шыхалиева, А. Мехтиева, М. Аббасова, Ф. Агаева, С. Манафовой обширное место уделяется людям труда и бытовым сценам; Э. Рзагулиева, В. Нариманбекова, Т. Садыгзаде, А. Гусейнова, К. Наджафзаде – историческому прошлому, обычаям и традициям азербайджанского народа, темам войны и мира. В портретном жанре выделяются С. Саламзаде, Т. Тагиев, В. Самедова, Ш. Шарифзаде, О. Садыгзаде, Наджафгулу, А. Керимов, Г. Мустафаева, О. Агабабаев, Г. Зейналов, Г. Керимов, С. Мамедов, Ч. Фарзалиев и другие.

Красота природы Азербайджана нашла свое отражение в картинах народного художника республики С. Бахлулзаде «Дорога в Гызбановше» («Гызбановшейе геден йол»), «Родные равнины» («Догма дузенликлер»), «Тоска по земле» («Торпагын хесрети»), «Слезы Кяпаза». Оригинальные полотна в жанре пейзажа создали Н. Гасымов, К. Ханларов, М. Тагиев, С. Хагвердиев, Т. Джавадов, Ф. Халилов, Б. Маратлы, Н. Рзаев, А. Аскеров, У. Хаквердиев и другие.

С точки зрения постижения красоты и философской сущности жизни картины Ф. Халилова, посвященные природе Апшерона, характеризуются близостью к ритму и интонациям современности.

В произведениях Дж. Мирджавадова, Н. Рахманова, К. Ахмедова, Г. Юнусова, С. Вейсова, А. Ибрагимова, И. Мамедова, С. Мирзазаде, Ф. Хашимова, Ф. Гуламова, А. Самедова и других мифологические представления увязаны с творческими поисками современной живописи.

Развитие театрально-декорационного искусства связано с постановками на сцене произведений отечественных оперы, балета, драматургии и музыкальной комедии. Эскизы костюмов, сделанные А. Азимзаде для ряда театральных спектаклей, художественное оформление, данное одним из создателей реалистического театрально-декорационного искусства Азербайджана Р. Мустафаевым в 1920-30-ые годы на такие драматические, оперные и балетные спектакли, как «Мертвецы» (Дж. Мамедгулузаде), «Мятеж» (Д. Фурманов), «Кузнец Гяве» («Демирчи Гяве», Ш. Сами), «Севиль», «Невеста огня» («Од гелини»), «1905-й год» (Дж. Джаббарлы), «Шейх Санан» (Г. Джавид), «Разрушающаяся судьба» («Дагылан тифаг», А. Хагвердиев), «Шах Исмаил» (М. Магомаев), «Аршин мал алан», «Лейли и Меджнун», «Короглу» (У. Гаджибеков), «Ашуг Гариб» (З. Гаджибеков), «Лебединое озеро» (П. Чайковский) и другие, занимают важное место в развитии азербайджанского театрально-декорационного искусства. Особенно привлекает художественное оформление, данное художником И. Сеидовой на оперы «Лейли и Меджнун» (У. Гаджибеков), «Севиль» (Ф. Амиров), А. Фаталиевым – на оперы «Короглу» (У. Гаджибеков), «Судьба человека» (И. И. Дзержинский), «Бахадур и Сона» (С. Алескеров), А. Алмасзаде – на балеты «Гюльшан» (С. Гаджибеков), «Чернушка» («Гараджа гыз», А. Аббасов), Н. Фатуллаева – на драматические спектакли «Утро Востока» (Э. Мамедханлы), «Отелло» (У. Шекспир), «Вагиф» (С. Вургун), «Песня осталась в горах» (И. Эфендиев), И. Ахундовым – на «Увядшие цветы» («Солгун чичеклер», Дж. Джаббарлы), «Шейх Санан» (Г. Джавид), С. Шарифзаде – на «Джаваншир» (М. Гусейн).

Начиная с 1960-ых годов, усиливались тенденции к обновлению в области сценического оформления, художники стали уделять особое значение условности, лаконичным и символическим изобразительным средствам. Первый успешный шаг в этом отношении сделал Т. Салахов, который в художественном оформлении спектаклей «Антоний и Клеопатра», «Гамлет» (У. Шекспир), «Айдын» (Дж. Джаббарлы) и особенно оперы «Короглу» (вместе с А. Фаталиевым) создал величественные, ясных конструкций декорации. М. Абдуллаев разрешил оформление опер «Лейли и Меджнун», «Короглу» (У. Гаджибеков) и балета «Читра» (Ниязи) живыми и яркими красками. Оформление Т. Нариманбековым балетных спектаклей «Тени Гобустана», «Семь красавиц»(Ф. Гараев), «Сказание о Насими», «1001 ночь» (Ф. Амиров) выделяется романтическим стилем. В развитии театрально-декорационного искусства важные заслуги принадлежат Б. Афганлы, Г. Мустафаеву, С. М. Фефименко, Й. А. Торопову, А. Аббасову, Э. Асланову, Б. Эфендиеву, М. Алиеву, А. Сеидову, Э. Мамедову, С. Хагвердиевой, Ф. Ахмедову, Г. Мамедову, Ф. А. Халилову, Ф. Гафарову и другим художникам, а в области кино – Дж. Азимову, К. Наджафзаде, Ф. Багирову, Р. Исмайлову, М. Агабекову, Н. Бейкишиеву и другим.

После Второй мировой войны монументальная и станковая скульптура в Азербайджане вступила в новый этап развития. Важным этапом в творчестве члена-корреспондента Академии художеств СССР Фуада Абдурахманова стали памятники Низами Гянджеви в Гяндже (1946 г.; Государственная премия СССР, 1947 г.) и в Баку (1949 г.). Его установленные в Баку статуя «Свободная женщина» (1960 г.), памятники С. Вургуну (1961 г.), герою Советского Союза Мехти Гусейнзаде (1973 г.), а в Душанбе – поэту Рудаки (1964 г., золотая медаль Академии художеств СССР) относятся к значительным образцам азербайджанской монументальной скульптуры. Мастер монументальной скульптуры П. В. Сабсай создал целую галерею портретов людей труда, деятелей науки и культуры («Нефтяник М. П.  Каверочкин», «Художник С. Бахлулзаде», «Нефтяник Бабаев», «Писатель С. Рагимов», монументальный портрет С. Вургуна для квартиры-музея). Одной из лучших работ скульптора является «Портрет А. С. Пушкина» («Элегия»).

Монументально-декоративные скульптурные работы Дж. Гарьягды привлекают художественной выразительностью и динамизмом. Созданные им статуи М. А. Сабира (1958 г.), Н. Нариманова (1972 г.), памятник дважды героя Советского Союза генерала Ази Асланова (1983 г., Лянкяран) принадлежат к ценнейшим образцам отечественной скульптуры.

Памятник Физули (1962 г., Баку), созданный совместно действительным членом Академии художеств СССР О. Эльдаровым и членом-корреспондентом Академии художеств СССР Т. Мамедовым, является зрелым, пластичным произведением искусства. Созданные Т. Мамедовым монументальные памятники У. Гаджибекову (1962 г.), М. Азизбекову (1977 г.), Насими (1979 г., вместе с И. Зейналовым) относятся к лучшим образцам азербайджанской скульптуры.

В памятниках Х. Натаван (1960 г.), М. Магомаеву (1987 г.), Г. Зардаби (1973 г., Зардаб), 77-ой азербайджанской дивизии (1975 г., Сапун-гора, Севастополь) и поэту-романтику Г. Джавиду (1993 г.) О. Эльдаров достиг синтеза скульптуры и архитектуры. Для его композиций и портретов «Нефтяники» (1963 г.), «Портрет С. Бахлулзаде» (1966 г.), «Четыре поры жизни» (1974 г.) характерны лаконичность образов и национальный колорит.

К новым творческим успехам О. Эльдарова относятся памятник-бюст общенационального лидера азербайджанского народа Гейдара Алиева в Нахчыване, мраморная композиция «Элегия» (1997 г.), увековечивающая память видного ученого, врача-онколога Зарифы Алиевой, памятник турецкому ученому И. Дограмаджы (2002 г.) в г. Билкенде. За заслуги в развитии азербайджанской скульптуры выдающийся мастер был награжден орденом «Истиглал» («Независимость») (1997 г.), а также медалью Российской Федерации «Достойному».

С обретением в 90-е годы XX века государственной независимости Азербайджана начался новый этап в развитии национальной культуры, в том числе и изобразительного искусства. Усилилась государственная забота о развитии искусства, творческий процесс приобрел новый импульс. Среди факторов, стимулирующих повышение творческого уровня, творческие поиски, необходимо особо отметить учреждение почетных званий, президентских пособий, премий «Султан Мухаммед» и «Хумай» для видных деятелей искусства, вручение им орденов «Истиглал» («Независимость») и «Шохрат» («Слава»).

Азербайджанское изобразительное искусство вступило в стадию художественной зрелости, его лучшие образцы обрели славу далеко за пределами республики.

Источник:

  1. Изобразительное искусство Азербайджана [Электронный ресурс] // Азербайджан. Страна огней : офиц. сайт. – Режим доступа: http://www.landoffire.ru/azerbaijan/?id=38 (дата обращения 16.10.2018). – Загл. с экрана.