Культура народов. Этнические сообщества Курской области

Главная Этносы Евреи История культуры и искусства

История культуры и искусства

На территории Государства Израиль проживает множество разных народов. Культура Израиля – это национальное единство и совокупность разных обычаев и обрядов, традиций и творческих плодов многих поколений народов, которые проживают сегодня на территории страны. И все же при всем разнообразии культур представителей народностей страны – стержень всей культуры Израиля – культурное наследие еврейского народа. Наверное, сегодня очень сложно найти такую же разнообразную, такую богатую и своеобразную, а также такую влиятельную, как еврейская культура.

Ни одна другая культура не имеет столько особенностей – свой собственный календарь, не похожий ни на один из ныне существующих, праздники, имеющие в Израиле статус государственных, множество древних книг, а также язык иврит, который был восстановлен в XX веке. Выходной день в Израиле – суббота. И он является священным днем, накладывая отпечаток на деятельность всего государства Израиль.

Две другие важнейшие слагаемые культуры Израиля – культура арабов Палестины и великая культура русского народа, которая привезена была в страну репатриантами Советского союза и стран СНГ. Есть в Израиле и другие культуры, привнесшие в культуру Израиля свою изюминку и колорит – армянская, грузинская, друзская и так далее.

В Израиле два государственных языка – иврит и арабский. Сегодня Израиль гордится своим культурно-историческим наследием, историческими памятниками. В списке ЮНЕСКО находится 7 объектов, которые являются наследием всего мирового сообщества, они находятся под охраной этой организации: первым в списке – старый город Иерусалим, курганы в Беэр-Шеве, в Мегиддо и Хацоре, расположенные на месте библейских городов, следующий объект культуры Израиля – древняя крепость Массада, город в пустыне Негев вдоль Ладанного пути, старый порт Акко, здания в Тель-Авиве, в стиле Баухаус, а также Бахайские сады в Хайфе.

Израиль по праву гордится современными достижениями в области культуры. Сегодня культурной столицей Израиля однозначно признан Тель-Авив. Ведь Тель-Авив – это современный молодой город, раскинувшийся на берегах Средиземного моря. Признание мирового сообщества завоевали израильские музыканты, исполняющие классическую и джазовую музыку, художники авангардисты и современные скульпторы, израильские писатели. Надо сказать, что Израиль занимает сегодня в мире первое место по тиражу и объему продаж разнообразных литературных произведений. Если говорить о культуре Израиля, то нельзя не упомянуть о театральных и музыкальных конкурсах международных уровней, которые довольно часто проводятся в стране, а также международных книжных ярмарках.

Сегодня в мире наблюдается интересная тенденция – растет интерес к кино Израиля. Каждый год в стране израильскими кинокомпаниями снимается 14 полнометражных фильмов, а это довольно большой показатель для такого небольшого государства как Израиль. Культура народа Израиля, да и любого другого народа отображает его внутренний мир, духовные ценности народа и его идеальные представления о жизни, демонстрирует в полной мере его обычаи и традиции. Израиль – не исключение в этом вопросе. Культура Израиля оказала большое влияние на создание национального характера страны и ее населения, и современный мир Израиля и его культурное достояние и наследие нашли свое отображение в литературе, музыке, театре.

Выдающимися писателями Израиля, которые писали на иврите, и внесшие неоценимый вклад в развитие культуры Израиля считаются величайший еврейский поэт и прозаик, один из создателей литературного иврита – Хаим Нахман Бялик. Стоить упомянуть также и выдающегося писателя, отмеченного Нобелевской премией в области литературы – Шмуэля Йосефа Агнона. В число выдающихся современных поэтов входят и лауреаты государственных премий Израиля в области литературы – Моше Шамир и Ханох Бартов.

В 60-е годы прошлого столетия огромной популярностью пользовались писатели так называемой второй волны. На произведения той поры ощутимое влияние оказала европейская литература. Лучшими романистами страны в то время были признаны журналист и прозаик Амос Оз и Авраам Б. Иегошуа. Основные темы их произведения – это социальная и политическая сферы.

Театр Израиля отличается своей самобытностью, но в нем самым необычным образом соединены мировой театральный опыт и традиции других народов, а также неожиданность экспериментов и оригинальность элементов. Культурная театральная жизнь Израиля представлена классическими и современными пьесами, которые ставят в театрах Израиля. В Израиле шесть профессиональных драматических театров, есть и любительские самодеятельные театральные труппы. Самый популярный театр – Национальный театр «Габима», который был основан еще в Москве в 1917 году, а в 1931 году переехал в Тель-Авив. Популярен в Израиле и Камерный театр, который представляет внимаю зрителей постановки с описанием современной израильской жизни. Одним из современных интересных театров считается театр «Хан», а также «Гешер», пользуется популярностью Хаифский муниципальный театр. Театры Израиля занимают активную позицию в формировании культуры Израиля. Кроме того, они гастролируют по всему миру, рассказывая о культуре страны, представляя ее на подмостках мира.

Формирование культуры Израиля не прошло без народного танца. В Израиле этому виду искусства всегда уделяли внимание. А потому традиции продолжаются и сегодня, в стране множество разнообразных творческих коллективов, которые в области танца завоевали мировое признание. В первую очередь нужно назвать балетные труппы Бат-Шева и Бат–Дор, Израильский балет. Известным танцевальным коллективом Израиля является коллектив «Коль Дмама», его название означает – «Звук и безмолвие». Уникальность этой танцевальной труппы в том, что в ее состав входят и глухие артисты. Эта труппа была основана в 1978 году хореографом моше Эфрати, который придумал специальный метод, разрешающий глухим артистам двигаться в танце, при этом реагируя на содрогание пола.

Музыка в культуре Израиля занимает одно из первых мест. Ведь эта страна, которая славиться своими традициями в классической музыке, джазе, которые создавали известные всему миру талантливые композиторы и профессиональные музыканты. Множество оркестров и музыкальных коллективов представляют культуру Израиля на мировых сценах: Израильский филармонический оркестр и Иерусалимский симфонический оркестр, Хайфский симфонический оркестр и Симфонический оркестр Беэр-Шевы.

Большинство верующих евреев являются последователями иудаизма (иудеями).

Священная книга еврейского народа – Танах (еврейское Священное Писание). Танах является частью Священного Писания христиан (Ветхий Завет) и почитается в исламе.

Танах содержит 24 книги. Состав книг идентичен протестантскому Ветхому Завету, но отличается порядком расположения книг. Впрочем, Вавилонский Талмуд указывает порядок, отличный от заведенного ныне. Католический и православный каноны Ветхого Завета могут включать в себя дополнительные книги Септуагинты, отсутствующие в Танахе.

Еврейский канон подразделяется на три части в соответствии с жанром и временем написания тех или иных книг.

1. Закон, или Тора, включающая Пятикнижие Моисеево.

2. Пророки, или Невиим, включающие кроме пророческих некоторые книги, которые сегодня принято считать историческими хрониками.

Невиим подразделяются, в свою очередь, на три раздела:

– «Ранние пророки»: книги Иисуса Навина, Судей, 1 и 2 Самуила (1 и 2 Царств) и 1 и 2 Царей (3 и 4 Царств);

– «Поздние пророки», включающие 3 книги «больших пророков» (Исайи, Иеремии и Иезекииля);

– «Малые пророки», включающие 12 книг, в рукописях «малые пророки» составляли один свиток и считались одной книгой.

3. Писания, или Ктувим, включающие произведения мудрецов Израиля и молитвенную поэзию. В составе Ктувим выделялся сборник «пяти свитков», включающий книги Песнь песней, Руфь, Плач Иеремии, Екклесиаст и Есфирь, собранные в соответствии с годичным кругом чтений в синагоге.

Деление Танаха на три части засвидетельствовано многими древними авторами на рубеже нашей эры. Упоминание о «законе, пророках и остальных книгах» (Сир. 1:2) мы обнаруживаем в книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова, написанной около 190 г. до н. э. Три раздела Танаха называют также Филон Александрийский (ок. 20 до н. э. - ок. 50 н. э.) и Иосиф Флавий (37 - ? гг.).

Коллективная память еврейского народа выражена в письменных источниках, составленных древними поколениями. Это Танах, Талмуд, агадическая литература, мистические, философские и галахические произведения Средних веков, еврейская литература Нового времени. Эта национальная память поддерживается еврейским образом жизни, освежается годичным циклом еврейских праздников, и побуждает каждое новое поколение пережить сопричастность с народным прошлым.

Источники:

  1. История еврейской культуры [Электронный ресурс] // Студенчик : офиц. сайт. – Режим доступа: https://studopedya.ru/1-66573.html (дата обращения 16.10.2018). – Загл. с экрана.

  2. Культура Израиля [Электронный ресурс] // Pro-Israel : увлекательный туристический интернет-журнал : офиц. сайт. – Режим доступа: http://www.pro-israel.ru/category/history-and-religio (дата обращения 10.11.2018). – Загл. с экрана.