Культура народов. Этнические сообщества Курской области

Главная Этносы Молдаване История культуры и искусства

История культуры и искусства

На протяжении веков молдавский народ создал богатую и разнообразную духовную и материальную культуру, отражающую мысли и чаяния людей, их потребности и менталитет. Устное народное творчество, традиции, обычаи, ремесла, литература, изобразительное искусство, музыка, театр, а в XX веке и кинематограф достигли высокого уровня развития, свидетельством чего являются выдающиеся художественные произведения, ставшие частью национального и мирового культурного наследия.

Современная культура, уходя корнями глубоко в народное творчество, черпала вдохновение в этой неиссякаемой сокровищнице, создав большое количество материальных и духовных ценностей, и став неотъемлемой частью мировой культуры. Достижения молдавской культуры получили широкое отражение в фундаментальных научных исследованиях, в многочисленных работах по популяризации, в справочной и библиографической литературе и т. д.

Развитие культуры Молдовы тесно связано с историей. На неё повлияли романские корни, уходящие ко II веку нашей эры, к периоду римской колонизации Дакии, вследствие чего большинство населения современной Молдавии, молдаване, будучи потомками переселенцев в этот регион из-за Прута (начиная с XIV в.), имеют общую этническую принадлежность с румынами.

Становление молдавской культуры произошло в Средние века с возникновением Молдавского княжества. Она формировалась в условиях контактов с восточнославянским (древнерусским) населением, а в дальнейшем в условиях владычества Османской империи.

В 1812 году территория современной Молдовы была освобождена от османского господства и включена в Бессарабскую губернию Российской империи, что оказало большое влияние на развитие культуры региона.

После Октябрьской революции в 1918 года Бессарабия отошла к Румынии на 22 года, а на левом берегу Днестра была образована Молдавская АССР, вследствие чего некоторое время развитие культуры в них складывалось по-разному.

В годы существования МССР началось бурное развитие культуры, была создана киностудия «Молдова-фильм», развивалось образование и т. д. Распад СССР и обретение независимости привели к усилению национальной молдавской составляющей в современной культуре Молдавии.

В Средние века местное население стало идентифицировать себя широко под названием «молдаване» к четырнадцатому столетию. Одним из старейших источников, удостоверяющих появление этнонима «молдаванин», является пасторальная баллада «Миорица».

Другим примером молдавского средневекового творчества является легенда об основании Молдавского княжества. Были распространены дойны, колинды, урэтуры, сноавы, многие из которых сохранились и по сей день.

Большинство населения средневековой Молдавии исповедовало православие, что обусловило культурные связи другими православными народами, проживавшими на территории современной Румынии и Украины.

Византийско-южнославянская письменность повлияла на молдавско-славянские летописи, польская же историография оказало влияние на официальное летописание, осуществлявшееся под патронажем молдавских господарей.

Так как развитие культуры проходило в Молдавском княжестве в условиях феодального общества, можно выделить культуру господствующего класса, представленную письменными памятниками и народную культуру, нашедшую отражение в фольклоре и устройстве быта.

Формирование идейной направленности средневековой культуры Молдавии проходило в два этапа. В первый, доосманский период (XIV - первая половина XVI вв.) в культуре проявляется идеологическая необходимость создания крепкого централизованного и независимого государства.

Османский период характеризуется развитием идеи борьбы за свержение турецкого ига и обретение независимости.

Из средневековых молдавских летописцев известны Григоре Уреке, Ион Некулче, Мирон и Николай Костин.

Первые книги (в виде религиозных текстов) появились в Молдове в середине семнадцатого столетия при господаре Василе Лупу при участии митрополита Варлаама и с помощью Москвы, Киева и Львова, откуда были завезены оборудование для книгопечатания и бумага.

В XIX веке после присоединения Бессарабии к России связь с запрутской Молдовой, оставшейся под османским владычеством, не была полностью прервана.

Особенно это проявилось в художественной литературе. В XIX веке творили такие писатели, как Георге Асаки, Александру Донич, Константин Негруцци, Алеку Руссо, Михай Когэлничану, Василе Александри, Константин Стамати и многие другие. На молдавский язык были переведены произведения Державина, Жуковского, Лермонтова, Карамзина, Пушкина.

Во второй половине XIX века молдавская литература подпадает под влияние буржуазной культуры, преимущественно французской. Латинское течение, возникшее в Трансильвании, имеет немало последователей в Молдавии и Валахии. Определенное влияние на молдавскую литературу оказывала также и германская литература. 

В течение 1812-1917 годов, когда Бессарабия была в составе Российской империи, молдавская культура почерпнула многое из русской культуры.

Если до 1812 года в Бессарабии не было широко распространено светское образование, то после 1812 года стала складываться государственная система образования: начали открываться начальные школы, уездные училища и гимназии во всех уездных городах. К 1858 году в Бессарабии действовало около 400 школ всех типов, где обучалось более 12 тысяч учеников.

Несмотря на широкую сеть учебных заведений, грамотность в крае оставалась довольно низкой. К 1897 году насчитывалось только 15,6 % грамотных (22 % мужчин и 8,83 % женщин).

В Бессарабии были разработаны и изданы «Русско-молдавский букварь» (1814 г.), «Краткая Российская грамматика с переводом на молдавский язык» (1819 г.).

Во второй половине XIX века дебютируют Ион Крянгэ, Михай Еминеску, Богдан-Петричейку Хашдеу.

После присоединения к Румынии образование было реорганизовано на основе румынской системы. С 1920 по 1940 год количество начальных школ выросло с 1564 до 2188, однако число средних школ напротив сократилось почти вдвое – с 76 в 1917 году до 39 в 1940 году.

До середины 1930-х годов наблюдался рост профессиональных школ, но их число сократилось с 55 в 1932 году до 43 в 1940 году. В 1930 согласно румынской переписи неграмотными оставались более 72 % населения, среднее образование имели 86,3 тыс. человек (3,02 %), высшее – 10,8 тыс. (0,3 %).

На развитие культуры в левобережных регионах Молдовы, где была образована Молдавская АССР влияние оказывала как борьба между направлениями румынизаторов и самобытников, так и классовая идеология. Значительных успехов достигло народное образование. Грамотность увеличилась с менее чем 20 % до революции до 36,9 % к 1926 году.

В 1930 году было введено обязательное начальное образование, а с середины 1930-х годов обязательное семилетнее образование. Была основана система профессионального образования, заложены основы науки, основывались высшие учебные заведения.

Были открыты Тираспольский институт народного образования (1930 г.), Тираспольский плодоовощной институт (1932 г.), Балтский учительский институт (1939 г.). Из отрицательных тенденций межвоенного периода следует отметить суровые репрессии (преследования части писателей, ученых и других деятелей культуры, объявленных буржуазными), закрытие церквей.

Сразу после присоединения Бессарабии к СССР в июне 1940 года советская власть взяла на себя ответственность за обеспечение всеобщего бесплатного образования.

Была создана сеть учреждений народного образования, печати, книгоиздания, культпросветработы, физкультуры и спорта. К 1941 году в Молдавской ССР работало 1896 школ, в 70 % из которых обучение велось на молдавском языке.

В 1940-41 годах более 100 тысяч школьников получили бесплатно одежду и обувь. Количество учителей возросло за год почти вдвое.

Осенью 1940 года были созданы союзы писателей, композиторов, архитекторов и художников, образована государственная филармония, созданы три новых театра, оперная студия. В 1940 году было издано 138 книг тиражом 1,5 млн, из которых 1,2 млн – на молдавском языке. Выходило 56 газет и 3 журнала.

Развитие культуры было прервано Великой Отечественной войной, однако после окончания войны началось бурное развитие, в результате чего культура стала достоянием широких масс населения.

Между тем советская власть не была заинтересована в сохранении тесных культурных связей региона с Румынией. Представители местной румынской интеллигенции, а также той части, что прибыла из районов старого королевства после 1918 года, вынуждены были эмигрировать. Оставшиеся высланы или даже были уничтожены, что, безусловно, не могло не отразиться на культурной ситуации в Молдавии.

Для развития сферы культуры, образования и науки советская власть на первом этапе активно привлекала квалифицированных специалистов из других частей СССР.

В дальнейшем с помощью подготовки кадров в крупных советских научных и образовательных центрах была создана национальная молдавская интеллигенция.

Во времена МССР началось становление кинематографа в Молдовы. Была создана киностудия «Молдова-фильм», выпускавшая несколько полнометражных художественных фильмов в год, не считая документальных и мультипликационных фильмов.

В советский период развивалась и культура гагаузов, компактно проживающих в южных районах Молдавии.

Был создан алфавит на основе кириллицы, издавались словари, школьные учебники, книги: «Легенданын изи» (След легенд, 1974 г.), «Узун керван» (Длинный караван, 1985 г.), «Жанавар йортулары» (Праздники волка, 1990 г.) и многие другие.

Источники:

  1. Культура молдавского народа [Электронный ресурс] // Молдоване : офиц. сайт. – Режим доступа: http://www.moldovenii.md/ru/section/12 (дата обращения 16.10.2018). – Загл. с экрана.

  2. Культура Молдовы [Электронный ресурс] // Best Country : офиц. сайт. – Режим доступа: http://www.best-country.org/europe/moldavia/traditions (дата обращения 16.10.2018). – Загл. с экрана.

  3. Молдавская литература [Электронный ресурс] // Моя родина – Башкортостан : офиц. сайт. – Режим доступа: http://lib.a-grande.ru/moldlit.php (дата обращения 25.11.2018). – Загл. с экрана.