Культура народов. Этнические сообщества Курской области
Архитектура
Архитектура Молдавии – архитектура Молдавского княжества, позднее Бессарабии, Молдавской АССР, Молдавской ССР, современной Республики Молдова. Молдавская архитектура воплотила в себе многовековые традиции молдавского и других народов, населяющих страну, а также тех народов, с которыми Молдавия поддерживала тесные культурные связи.
На архитектуру Молдовы повлияли географические условия, характерные для страны с умеренным климатом (теплым летом и холодной зимой), а также использование местных строительных материалов, из которых самыми распространенными являются известняк-ракушечник, дерево и глина. Мастера-каменщики и архитекторы сумели синтезировать художественные влияния соответствующих эпох, сохранив при этом оригинальность местной архитектуры.
Для молдавской архитектуры, как части общеевропейского культурного наследия, характерны такие же типы зданий и сооружений, какие встречаются в этом регионе в каждой из исторических эпох.
Зачатки архитектурно-строительной деятельности на территории Молдавии известны с доисторических времен, начиная с каменного века (нижнего палеолита), когда человек занимал гроты и пещеры, позволявшие пережить непогоду и обеспечить защиту от диких зверей. Самая известная на территории Молдовы обитаемая пещера находится вблизи села Дуруитоаря Веке Рышканского района, в которой древность нижнего культурного слоя превышает 500 тысяч лет.
После глобального потепления свидетельством присутствия человека на территории Молдовы являются стоянки человека на берегах рек, на равнинах, где наряду с каменными орудиями были найдены амулеты (в виде дисков, женских фигур и др.), что говорит о духовных потребностях древних людей.
Вершиной развития доисторической цивилизации на территории Молдавии является культура Кукутень-Триполе. Поселения располагались на берегах рек, вблизи источников питьевой воды, дома размещали кругами вокруг центра, где находилось главное сооружение. Дома были каркасными, большими, с помещениями, расположенными в двух уровнях, обогреваемыми очагами. Судя по найденным керамическим моделям, первый этаж использовался для хранения припасов, в помещениях второго этажа были обустроены алтари, жилые помещения. Настоящими произведениями искусства были керамические сосуды различной формы и размеров – кухонные, столовые, ритуальные. Все сосуды имели наружный рельеф и многокрасочную роспись. Ведущими мотивами были бегущие волны, зигзаги, меандры, «музыкальный ключ», схематическое изображение быка и других домашних животных, людей.
Архитектура в античное время на территории будущей Молдовы представлена гетскими городищами с поселениями, которые располагались на скалистых мысах, защищенные с уязвимой стороны деревоземляными укреплениями. Гетские и дакийские дома были однокамерными и многокамерными, построенными в камне или каркасно-деревянными. Однокамерный дакийский дом напоминал средиземноморский с полуоткрытой площадкой перед входом. Некоторые строения имели перед входом крытое крыльцо. В горных местностях дома чаще были башенного типа, с каменным первым этажом и деревянно-каркасным вторым, крытые четырехскатной крышей. Святилища гето-даков отличались уникальной архитектурой, среди них были многоколонные храмы, каменные календари и алтарные площадки.
В средние века ведущими становятся монументальные культовые христианские здания, появляются укрепленные дома феодалов, каменные замки и крепости, торговые здания, приобретает новые качества архитектура жилищ простого народа и знати. Формирование молдавских церковных зданий имело место на пересечении византийского и романо-готического влияний («по византийскому плану готическими руками», Г. Бальш), в результате чего молдавская архитектура приобрела самобытность, для которой был характерен «синтез европейского значения» (Г. Милле). В сокровищнице всемирного художественного наследия почетное место занимают достижения молдавских средневековых зодчих, разработавших оригинальные конструктивные решения, являющиеся гордостью национальной архитектуры. Далеко за пределами Молдовы стали известны церкви с наружными росписями, семь из которых включены в список всемирного культурного наследия под эгидой ЮНЕСКО. Другим достижением молдавской архитектуры является «молдавский свод», оригинальность конструкции которого заключается в сокращении диаметра главки с целью создания гармоничного, уравновешенного соотношения его объема с общим корпусом здания церкви.
Господство Оттоманской Порты не оказало большого влияния на архитектуру Молдовы, за исключением декора аристократических домов и некоторых зданий общественного назначения.
На территории Молдавии были раскопаны поселения трипольской культуры (III - начало II тыс. до н. э.), памятники культуры фракийцев (с IX в. до н. э.), черняховской культуры (II-IV вв. н. э.), славянских племен (с VI в. н. э.). Славянские города (с X-XI вв.) имели деревянно-земляные и каменно-земляные укрепления (Екимоуцкое городище, Алчедар).
После образования Молдавского княжества в 1359 году архитектура начала интенсивно развиваться. Строились в основном крепости и укрепленные монастыри. Сохранились Белгород-Днестровская, Бендерская, Сорокская, Хотинская и другие крепости. Большой интерес представляет историко-археологический комплекс Старый Орхей, где сохранились следы построек разных периодов. Деревянные церковные сооружения средневековой Молдавии не дошли до наших дней. Сохранившиеся каменные церкви (св. Троицы в Сирете и св. Николая в Рэдэуцах) представляют собой прекрасные образцы молдавской архитектуры, распространенной вплоть до начала XX века.
При Стефане III Великом развиваются города с крепостью и посадом, они обносятся стенами, деревянно-земляные укрепления заменяются каменными. Строятся церкви и монастыри, отличающиеся строгостью конструкций и оригинальностью убранства. Складывается местный трехчастный (крестообразный) тип православного однонефного бескупольного храма с притвором, центральной частью и апсидой (Успенская церковь в Каушанах, XVI-XVIII вв.) либо с тремя образующими трилистник апсидами (церковь Успения в Каприянском монастыре, сер. XVI в.). Дверные проемы – стрельчатые. В деталях строений церквей и их декоративном оформлении чувствуется готическое влияние, проникавшее в Молдавию из Трансильвании и Польши. С XV-XVI веков в церквях устраивались усыпальницы с нишами в стенах. Появляется и самобытная конструкция – «молдавский купол», состоящий из двух ярусов арок, где верхние арки поддерживают барабан под углом 45° по отношению к нижним (церковь монастыря Рудь, 1774 г.). Снаружи храмы украшались плоскими нишками и арочными поясками. Молдавская культовая архитектура отличается и своеобразием внешнего оформления, которое достигалось применением в наружной отделке цветных изразцов и чередованием каменной и кирпичной кладки. С XVI века внешние стены храмов украшались яркими цветными фресками на библейские темы (монастыри Воронец, Молдовица). Церкви того периода венчали высокие остроконечные крыши с большим выносным карнизом. В XVII веке в оформлении храмов начала применяться резьба по камню (церкви монастырей Трех Святителей в Яссах и Драгомирны), распространившаяся под влиянием русского и армянского зодчества.
Вторая половина XVII - начало XVIII веков характеризуются подъемом молдавского зодчества. Тогда были построены Успенская церковь в Каушанах и Дмитриевская церковь в Оргееве. Сохранились и деревянные церкви XVIII-XIX веков в селах Городище, Ворничены, Ротунда. Они обычно имеют прямоугольный или восьмигранный крытый шатром сруб. Интересны и старейшие кишиневские церкви: Мазаракиевская церковь (1752 г.), Церковь Константина и Елены (1777 г.), Армянская (1803 г.), Благовещенская (1807-10 гг.), Харламбиевская (1812 г.) и Георгиевская (1818 г.).
На территории современной Молдавии сохранилось около 20 монастырских комплексов, скитов, пещерных церквей: Цыпово, Жабка, Хынку, Каприяна, Гырбовец, Курки, Сахарна, Рудь, Табора, Бекировская гора, пещерный монастырь у Бутучен, Кицканский монастырь.
Гражданские здания XIV-XV веков – дворцы, бани – были деревянными или землебитными, а позже каменными. Встречались постройки из тесаного камня и кирпича. К концу XVIII века сложился тип городского и сельского дома – большей частью трехчастного, нередко с выносным крыльцом. В XVIII веке распространился стиль барокко, испытавший значительное влияние русского барокко. В Молдавию также проникали архитектурные формы русского классицизма. На ряде зданий XIX века есть украинские купола.
Зависимость от Османской империи и многочисленные войны не способствовали развитию средневековых молдавских городов.
После присоединения Бессарабии к Российской империи начался интенсивный рост городов. Города застраиваются прямоугольной сеткой улиц, при участии известных архитекторов русского классицизма, например А. И. Мельникова, создаются значительные архитектурные ансамбли в стиле классицизма.
В городах XIX - начала XX веков преобладали одноэтажные, окруженные садами особняки. Среди них выделялись парадные общественные здания и церкви из камня и кирпича (Греческая церковь в Кишиневе, кон. XIX в.). В сельских усадьбах разбивались парки (Цаульский близ Тырнова, 1902-15 гг.), строились церкви (Верхние Кугурешты, Флорештский район, 1912-16 гг.).
Благоустройству бессарабских городов особо способствовал выдающийся архитектор Александр Бернардацци. Он был автором проектов наиболее значительных зданий конца XIX века, использовал элементы византийской и готической архитектуры.
Строятся мемориальные сооружения: Арка Победы (1840 г., архитектор И. Заушкевич), колонна в память битвы при Кагуле (1845 г., архитектор Ф. К. Боффо), часовня в память о походе русской армии, освободившей Болгарию от османского ига (1882 г.).
Во времена Бессарабской губернии во многих городах было возведено большое количество административных зданий, были построены железные дороги, к началу XX века началось строительство заводов и фабрик.
В 1920-30-е годы города застраивались небольшими особняками из кирпича и известняка. Возводились главным образом особняки в стиле «модерн». Крупномасштабного строительства не было. На румынский период пришлась деятельность знаменитого скульптора А. М. Плэмэдялэ, создавшего памятник молдавскому господарю Стефану III Великому (бронза, 1927 г.).
Для архитектуры Молдавской АССР характерны активная застройка городов, строительство многоквартирных жилых домов, общественных зданий и промышленных сооружений, сдержанное применение классических форм. Архитектура того периода испытала некоторое влияние конструктивизма.
В 1936 году в Тирасполе закончилось строительство архитектурного ансамбля театральной площади, ставшего центром планировки города. Были построены здания Молдавского музыкально-драматического театра (архитектор Г. М. Готгельф), Молдавской высшей коммунистической сельскохозяйственной школы (архитектор Д. П. Коваленко), педагогического института (архитектор М. Е. Петров).
Сразу после образования МССР в 1940 году был разработан план строительных работ в городах Молдавии, однако его осуществление было прервано Великой Отечественной войной, во время которой было разрушено большинство промышленных предприятий, административных и общественных зданий, значительно пострадал жилой фонд.
После войны в Молдавии, наряду с государственным, были проведены большие объемы индивидуального строительства, которое регламентировалось так, чтобы этот вид застройки не занял центральные зоны городов и не стал препятствием для их роста. Но уже к 1960-м годам в крупных городах, по мере развития государственного строительства, индивидуальное было ограничено или запрещено.
В начале послевоенного периода были разработаны генеральные планы городов Бельцы, Бендеры, Кагул, Кишинев, Оргеев, Рыбница, Сороки, Тирасполь, над которыми работали архитекторы В. А. Войцеховский, Р. Е. Курц, В. П. Меднек, П. Н. Рагулин, В. Е. Калушина, В. Ф. Смирнов, А. В. Щусев, инженер-планировщик И. М. Бубис. Первые архитектурные решения носили реставрационный и реконструктивный характер. Строительство велось в условиях слабой технической оснащенности строительных организаций и небольшого разнообразия строительных материалов. Часто использовался местный строительный камень-ракушечник – котелец, придавший определенный колорит молдавским городам. Однако этот камень без укрепления конструкций железобетоном не отвечал антисейсмическим требованиям, что привело к применению несложных архитектурных композиций. Бурный рост населения, вызвавший необходимость крупномасштабного строительства, дал толчок и работам по поиску методов удешевления жилищного строительства путем унификации деталей, типизации планировочных решений. Благодаря типовым проектам жилых домов, детских садов, школ ускоряется процесс возведения зданий, сокращаются трудовые затраты, снижается стоимость строительства.
В 1953-64 годах разрабатываются проекты детальной планировки городов с учетом экономических, транспортных и других требований, осуществляется переход к сооружению микрорайонов и крупных кварталов, определяются функциональные зоны для жилых кварталов, промышленных предприятий и мест отдыха. С начала 1960-х годов градостроительство ведется на свободных территориях (Ботаника, Боюканы, Рышкановка – в Кишиневе, Пэмынтены и Октябрьский – в Бельцах, Колкотовая балка – в Тирасполе). Возводятся 4-5-этажные дома. К 1970-м годам резервы этих территорий были исчерпаны, и началось возведение 9-, 12-, 24-этажных зданий по индивидуальным проектам, освоение центральных зон городов.
В 1970-е годы начал устраняться главный недостаток сооружений прошлых лет – однообразие. Появляются многоэтажные здания, сооружаемые методом сборки каркасов и монолитных конструкций, применяются блок-секции для создания домов различной конфигурации, устраняется монотонность жилых кварталов. Большое внимание уделяется озеленению городов, создаются парки культуры и отдыха, скверы, зеленые насаждения. Строятся крупные административные и общественные здания, в том числе: Дом правительства Молдавской ССР (1964 г., архитектор С. Д. Фридлин); Дворец «Октомбрие» (Национальный дворец), (1978 г., архитектор С. Д. Фридлин); ЦК КПМ (Парламент РМ), (1974 г., архитектор А. Черданцев); Кишиневский горком паритии (1977 г., архитектор Г. Соломинов); Молдавский государственный театр оперы и балета (1980 г., архитекторы Н. Куренной, А. Горшков; скульпторы В. Новиков, Н. Сажина, Б. Дубровин, Г. Дубровина); Зал «Дружбы» (Дворец Республики), (1984 г., архитектор Н. Загорецкий), Дом Советов в Бендерах (архитектор А. Н. Черданцев), автовокзал в Бельцах (архитектор И. А. Загорецкий). Возводятся здания многих промышленных предприятий, устанавливаются многочисленные памятники.
Немалое внимание уделяется и застройке молдавских сел. Был создан специализированный проектный институт, разработавший генеральные планы реконструкции многих населенных пунктов. В селах и поселках городского типа возводятся административные и общественные здания, образовательные учреждения.
После обретения Молдавией независимости, строительство практически полностью приостановилось. Однако со временем начинают восстанавливаться церкви, храмы и монастыри, строиться элитные дома с дорогостоящими квартирами и фешенебельные особняки. Возводятся новые торговые центры (Fidesco), автозаправки, стадионы («Шериф»), расширяются улицы, реставрируются памятники и мемориальные комплексы (Памятники Кишинева).
Мало известны имена архитекторов, создавших исторические памятники на территории Молдовы и менее всего известны имена средневековых мастеров-строителей. Из надписей, высеченных на отдельных деталях облицовки зданий известно, что в строительстве церквей времен Штефана Великого участвовали ученики масонских лож при готических строительных школах Центральной Европы. Благодаря автографам, оставленным в укромных местах зданий, нам сегодня известны имена некоторых художников: Войку и Станчув, оформлявшие церковь в Каушанах, и Иоан Пырвана, который работал над иконостасом церкви в городе Килия. В конце XVIII века становятся известными первые имена архитекторов, таких как Антуан Вайсман, строитель собора Св. Николая в Бельцах (1795 г.) и Гауди, которого пригласили на строительство усадьбы некоей аристократки из Бессарабии.
В восточной части Молдовы, на территории между Прутом и Днестром, с 1812 года работали русские архитекторы. По их проектам были построены новые городские кварталы и возведены административные, общественные, промышленные и жилые здания. По типовым проектам, разработанным в Санкт-Петербурге и Москве, были построены городские жилые дома и храмы. В Национальном архиве Республики Молдова хранятся формулярные списки десятков архитекторов, в которых перечислены спланированные и построенные ими здания. Архитектор Антуан Вайсман после 1812 года продолжал создавать проекты, в их числе кафедральный собор в г. Сороки (1840 г.). В начале девятнадцатого века мастер Зайчук начал строительство церкви Святого Георгия в Кишиневе (1814 г.). Один из самых известных зодчих этой поры – академик, ректор Санкт-Петербургской академии художеств А. И. Мельников, русский архитектор, академик, ректор Санкт-Петербургской академии художеств, автор проектов соборов в Кишиневе, Болграде и Измаиле.
Архитекторы XIX века и их работы были известны широкой публике, часто имя архитектора писали на фасаде спроектированного им здания, как, например, имя архитектора Чекеруль-Куша, написанное на фасаде здания городского банка, или Николая Мерца, чье имя красовалось на фасадах домов, построенных по его проектам. Самым известным был архитектор Александр Бернардацци, автор красивейших зданий в Кишиневе. Он проектировал как жилые дома (особняки Рышкану-Дерожинского, Донич-Кассо, Инглеси), так и церкви (Св. Пантелеймона, Св. Феодоры из Сихлы), и общественные здания – Женскую гимназию, основанную принцессой Н. Дадиани, и другие.
Украшением Кишинева стали здания по проектам Генриха фон Лонски – первый зал ожидания железнодорожного вокзала (не сохранился), Женская земская гимназия, Дворянское собрание, Окружной суд. Особый почерк отличает работы архитектора Владимира Цыганко, автора проектов Реального училища, Сельскохозяйственно-зоологического музея, Третьей мужской гимназии, церкви Св. Николая.
Архитектор А. В. Щусев, академик, родился в Кишиневе и спроектировал для родного города несколько зданий – дом В. Карчевского, загородную усадьбу Карчевского, церковный комплекс в селе Кухурештий де Сус.
Старый Орхей
Археологический комплекс «Старый Орхей» расположен в 60 км к северо-востоку от Кишинева. Он представляет собой музей под открытым небом.
Эта территория заселена с давних времен. На этом месте было основано и разрушено много городов. Первый город, который был основан здесь, назывался Орхей, что означает «укрепление». В начале XIV века Золотая Орда завоевала эту территорию и на месте Орхея вырос город в восточном стиле под названием Шехр аль-Джедид, что означает «Новый Город». Мусульмане оставили археологам свое наследие: руины мечети, караван-сарая, мавзолеев и бань. Местный музей, помимо экспонатов под открытым небом, располагает богатой экспозицией глазурованной керамики в восточном стиле В середине XIV века этот город исчезает и на этом месте появляется новый город с названием Орхей. Здесь соорудили резиденцию местного военачальника – пыркелаба, и две православные церкви с прилегающими погостами. В середине XVI века жители Орхея переселились на 18 км севернее. Позднее они основали на новом месте город с названием Орхей. Археологический заповедник носит название средневекового города, расположенного в этом месте, но его уже называют Старый Орхей. Музейный комплекс Старый Орхей представляет собой систему исторических памятников и природных ландшафтов.
Старый Орхей знаменит своими скальными монастырями. Данная территория была идеальной для монашества в раннем христианском обществе. Она была изолирована от внешнего мира. В те времена, когда христиане пришли на эту землю, возможно, что в скалах уже были пещеры, высеченные доисторическими племенами, жившими на этой территории. Скорее всего, христиане использовали существующие пещер.
В средние века распространение монашеской жизни заставило монахов углубиться в скалы. Они расширяли существующие пещеры и высекали новые. Некоторые пещеры хорошо сохранились до нашего времени. Исследования показывают, что в результате землетрясений, которые часты в этом регионе, десятки монастырей обрушились в воды реки Реут, однако много комплексов до сих пор в хорошем состоянии.
Самым старым укрепленным сооружением в Старом Орхее является Гетская крепость, расположенная на скале. Крепость сообщается с окружающим миром узкой тропой, которую легко заблокировать в случае необходимости, поэтому местность была идеальной для сооружения крепости. В конце III века до нашей эры жители покинули крепость из-за нашествий германских племен.
Другим сооружением, которое привлекает интерес, является Средневековая крепость. Она была построена, когда Золотая Орда завоевала данную местность.
Великолепный вид и следы исчезнувших городов потрясают каждого посетителя.
Крепость Сороки
Крепость Сороки находится в центре г. Сорока, примерно в 160 км к северу от Кишинева. В средние века Сорока была частью целой оборонительной системы Молдавского государства, состоявшей из 4-х крепостей на Днестре, 2-х на Дунае и 3-х на севере страны. Таким образом, границы княжества находились под защитой настоящего «пояса из каменных крепостей». Крепость Сорока была возведена у переправы через Днестр, на месте более старого укрепления. В 1499 году по поручению господаря Штефана Великого на месте генуэзского форта Ольхония (Алчона) строится деревянная крепость квадратной формы. В середине ХVI века во время правления господаря Петру Рареш, крепость была перестроена буквально от основания. Князь пригласил опытных строителей из Трансильвании и Быстрицы, которые в 1543-46 годы построили сооружение в камне, придав круглую форму самой крепости и четырем башням, что отвечало самым необходимым требованиям обороны и предотвращало разрушение стен артиллерийским огнем. При создании этой крепости мастера положили в основу своих расчетов высший закон гармонии – «золотое сечение», поэтому это сооружение уникально среди памятников оборонительной архитектуры Европы.
Сорокская крепость известна еще и тем, что во время «Прутской кампании» 1711 года против турок здесь объединились молдавские отряды Дмитрия Кантемира и русские войска под командованием царя Петра I. В различные периоды времени в этой крепости побывали Богдан Хмельницкий, Тимуш Хмельницкий, Александр Суворов.
Этот средневековый памятник Молдовы сохранился в первоначальном виде. Кроме того, сохранилась и расположенная над центральными воротами маленькая военная церковь. Расположенная у самого берега Днестра, крепость Сороки прекрасно смотрится с любого места и с ее стен открывается изумительный пейзаж. Крепость в Сороках является национальной гордостью Молдовы, недаром ее изображение присутствует на молдавских деньгах и в паспорте.
Бендерская крепость
Не так уж много крепостей оставили нам предки. Но те, что оставили, поистине уникальны. После вхождения города Бендеры (сейчас Тигина) в состав Османской империи в 1538 году на правом берегу реки Днестр началось строительство Бендерской крепости. Турецкий зодчий Мимар Ходжи Синан, готовя проект, взял за основу принцип строительства западноевропейских крепостей бастионного типа. Крепость была обнесена высоким земляным валом и глубоким рвом, который никогда не заполнялся водой. Крепость делилась на верхнюю, нижнюю части и Цитадель. Общая площадь – около 20 га. С юго-западной стороны Бендерской крепости располагался посад. Выгодное стратегическое положение на возвышенном берегу Днестра недалеко от его впадения в Черное море сделало город одним из опорных пунктов борьбы турок против России. Бендерскую крепость называли «крепким замком на османских землях».
На протяжении длительного времени, крепостью пытались овладеть многие, но безуспешно. За весь период ее существования боем ее удалось взять всего три раза.
Только во время русско-турецких войн XVIII-XIX веков Бендерская крепость была трижды взята русскими войсками. Дважды после подписания мирных договоров крепость отходила к туркам и только в 16 мая 1812 года, по Бухарестскому мирному договору, Бендерская крепость отошла к России.
Почти за 500 лет своего существования крепость никогда не пустовала – в ней всегда были дислоцированы войска – турецкие, русские, румынские, немецкие, советские.
За века она была немного перестроена, но принцип ее устройства, задуманный Мимар Ходжи Синаном, не изменился. О самой крепости, событиях и людях, судьбы которых когда-либо соприкасались с крепостью, ходят здесь немало легенд.
Впервые Бендерская крепость – единственная непрерывно действующая крепость в Европе, открыта для туризма.
Мемориальный комплекс «Шерпенский Плацдарм»
Мемориальный комплекс «Шерпенский Плацдарм» расположен в Молдавии, в 40 километрах от Кишинева. Он воздвигнут в память о солдатах, погибших в 1944 году во время освободительных боев. Именно здесь возле села Шерпень проходили в 1944 году самые кровопролитные бои за Кишинев, и именно здесь в 2004 году был открыт памятник павшим воинам. По подсчетам историков, здесь погибло около 11 тысяч советских солдат. Сооружение мемориального комплекса было начато еще в советские годы, но закончить строительство удалось лишь к 60-летней годовщине освобождения Молдавии от фашистских захватчиков. Сейчас комплекс «Шерпенский Плацдарм» состоит из трех основных построек:
- стилизованного алтаря с мраморным сейфом в середине (здесь же на гранитной плите выбиты имена погибших);
- расположенного посередине вечного огня с двумя высокими колоннами по бокам, которые соединяются наверху, с крестом и колоколом;
- возвышающейся неподалеку колокольни.
С обзорной площадки возле монумента открывается прекрасный вид на долину Днестра. У вечного огня постоянно лежат цветы.
Монастырь Сахарна
Сахарна – маленькая деревенька, расположенная на берегу Днестра. Со ІІ века до н. э. люди обживали эти места, а во второй половине XVIII века у подножия скалы Гримидон на правом берегу реки был построен Свято-Троицкий монастырь. С этой скалой связана любопытная история: однажды монах увидел на ее вершине в дивном сиянии фигуру Богоматери. Он начал подниматься, чтобы подойти поближе, но никого не нашел и только в камне остался отпечаток ноги. Над следом соорудили часовню. Сегодня это место считается святым, а явление Богородицы – признаком чистоты и духовности. Позднее на месте деревянной церкви воздвигается новый храм в старо-молдавском стиле, с чудесными настенными фресками. В монастыре Сахарна хранятся единственные в Молдове мощи Св. Мученика Макари. На сегодняшний день, монастырь открыт для ежедневных посещений, в нем живут 20 монахов. Огромные толпы паломников ежедневно приходят в монастырь.
Монастырь Кэприяна
На территории ландшафтного заповедника Кэприяна-Скорень в Кодрах, примерно в 60 км от Кишинева, расположились монастыри Кэприяна и Хынку.
Монастырь Кэприяна – один из древнейших монастырей на территории Молдовы. Основанный митрополитом Кэприяном в 1429 году. Долгое время здесь находилась резиденция Митрополита Молдовы, ему покровительствовали господари, в том числе и Штефан чел Маре, здесь жил летописец Земли Молдавской Ефтимий и один из первых поэтов Молдовы Киприян. Первоначально монастырь был выстроен полностью из дерева, и только позже, в 1545 году возводится каменная летняя церковь «Св. Георгий», а в 1903 году – «Св. Николай». В Кэприянском монастыре хранилась и самая большая монастырская библиотека в Молдове с ценными дарами господарей.
Будучи закрытым и разрушенным в советское время, монастырь вновь открылся в 1989 году, в числе первых, и очень скоро становится одним из символов национального возрождения. Монастырь открыт для посещений ежедневно. Монахи проводят экскурсии по территории монастыря, демонстрируя эти церкви, дом настоятеля (1826 г.), павильоны и артезианские колодцы, оформленные в национальном стиле и созданные уже в этом тысячелетии на государственные и частные средства, кельи, семинарию, старинное монастырское кладбище.
Монастырь Хынку
В самом сердце молдавских Кодр у истоков реки Кагальник, (примерно в 55 км к западу от Кишинева) в 1678 году великий стольник Михаил Хынку основал по желанию своей дочери женский монастырь, куда она постригается в монахини под именем Параскева. Однако в XVII веке деревянная церковь и монашеские кельи часто подвергались татарским нашествиям, поэтому в тяжелые времена монастырь «Св. Параскева» оставался безлюдным. В 1835 году была построена каменная летняя церковь в русско-византийском стиле, а несколько позже, в 1841 году, возводится и зимняя церковь Успения Божьей Матери.
В советское время монастырь был закрыт и с 1956 по 1990 годы использовался как санаторий и база отдыха. Дело в том, что большое количество окружающих монастырь родников обладают лечебными свойствами в связи с высокой минерализацией.
В 1990 году по просьбе жителей соседних сел монастырь вновь становится действующим.
На сегодня – это один из наиболее посещаемых монастырей. Ведь талантливые архитекторы, застраивая территорию монастыря, вписывали свои творения в особенности ландшафта и сейчас монастырский комплекс, образует захватывающую гармоничную картину.
Кэушенская церковь
В 80 км к югу от Кишинева находится Церковь Успения, которая представляет собой уникальный памятник особого художественного и исторического значения, отмеченный печатью многих веков. Церковь была построена в XV-XVII веках. Уникальность церкви составляет ее стенная живопись, написанная натуральной охрой и средневековые фрески, единственные в своем роде в Восточной Европе.
Последний раз она была реконструирована в 1763-67 годах и в таком виде она сохранилась до наших дней. Интерьер церкви богато украшен настенными фресками, выполненными в стиле, относящемся к позднему периоду Хурезской школы. В иконах Церкви Успения прослеживается влияние византийского искусства.
Церковь наполовину уходит в землю. Существует легенда, что татары согласились на строительство православной церкви при условии, что она будет не выше солдата, сидящего на лошади.
Источники:
- Архитектура в Молдове [Электронный ресурс] // Молдоване : офиц. сайт. – Режим доступа: http://moldovenii.md/ru/section/59 (дата обращения 16.10.2018). – Загл. с экрана.
- Архитектурные памятники Молдовы [Электронный ресурс] // Casa Mare : офиц. сайт. – Режим доступа: http://casamare.md/places/arkhitekturnye-pamyatniki?limitstart=0 (дата обращения 16.10.2018). – Загл. с экрана.
- Достопримечательности [Электронный ресурс] // Республика Молдова : офиц. сайт. – Режим доступа: http://moldova.md/ru/locuri-pitoresti (дата обращения 16.10.2018). – Загл. с экрана.
- Смирнов, В. Ф. Градостроительство Молдавии XIX-XX веков [Текст] / В. Ф. Смирнов. – Кишинев, 1975.
- Роднин, К. Д. Памятники молдавской архитектуры XIV-XIX веков [Текст] / К. Д. Роднин, И. И. Понятовский. – Кишинев, 1960.