Культура народов. Этнические сообщества Курской области
Живопись
На исторической территории Молдовы живопись как область профессионального искусства появляется относительно поздно, в XIX веке. Именно в этот период в Молдове формируется светское искусство, и появляются жанры изобразительного искусства. Одним из тех, кто стимулировал этот процесс, был Г. Асаки, зачинатель образования в области искусства, основавший Михайлянскую Академию в Яссах в 1835 году. Его деятельность была продолжена сыном, А. Асаки, автором литографий «Портрет Штефана Великого» и «Битва Штефана Великого при Байе». Учениками Г. Асаки были Г. Панаитяну-Бардасаре, Г. Нэстэсяну, Г. Лемени, которые продолжив образование в Мюнхене, затем руководили деятельностью Академии. Особый вклад в развитие живописи во второй половине XIX века и связь ее с французским искусством принадлежит Н. Григореску, продолжателями которого стали И. Андрееску, Штефан Лукиан и другие. Обычно художники не ограничивались получением образования в Яссах или Бухаресте, продолжая обучение в центрах европейского искусства – Риме, Париже, Мюнхене, которые оказали влияние на творчество молодых художников начала XX века. Там учились Т. Паллади, Н. Тоница, Ф. Ширато, О. Бэнчилэ, Ж. Стериади, скульпторы Д. Пачуря, И. Жаля, К. Медря.
В искусстве Молдавии, находящейся под властью Российской Империи, ситуация развивается по-другому. В истории искусства Республики Молдова этот период называется «бессарабским», по названию края в то время. Он охватывает 1812-1940 годы, на протяжении которых изобразительное искусство Молдавии пережило стремительные изменения. В рамках данного периода различаются три этапа развития, четко различающиеся по своим особенностям. Первый этап приходится на 1812-87 годы, в которые продолжают развиваться основные формы средневекового искусства.
Второй период развития искусства в Молдавии отмечен преобладанием светского искусства и охватывает 1887-1918 годы, когда в Кишиневе была основана вечерняя школа рисования Теринте Зубку и появляются первые профессиональные художники, получившие образование в Санкт-Петербурге, Москве, Мюнхене, Амстердаме. В этот период появляется и формируется современное искусство в Молдавии. Решающими в этом отношении были выставки в Кишиневе русских и украинских художников (начиная с 80-х годов XIX века) и специальное образование, полученное молдавскими художниками в России и Украине.
Спустя всего два года после основании Товарищества передвижных художественных выставок в 1873 году, в залах Первой гимназии г. Кишинева была организована выставка картин самых известных передвижников – В. Маковского, В. Петрова, И. Шишкина, А. Саврасова и других. В рамках XIX выставки, в 1891 году, было организовано два вернисажа с участием русских и украинских передвижников. С 1892 по 1900 годы прошло еще четыре выставки, а в 1903 году, вместе с И. Репиным, Н. Богдановым-Бельским выставляются молдаване В. Блинов, М. Березовский, Н. Гумалик, П. Пискарев, Е. Малешевский, В. Тарасов, Г. Шах, А. Климашевски. Целью художественных выставок было ознакомление публики с произведениями искусства, и соответственно, пропаганда искусства в целом, таким образом, создание определенной художественной среды. В то же время формируются все области и жанры изобразительного искусства: живопись (пейзаж, натюрморт, портрет, сюжетная картина), скульптура (бюст, памятник, миниатюра) и графика, которая состоит из тех же направлений, что и живопись.
В этот период несомненно влияние русского искусства, в особенности передвижников, позднее, художественных объединений из Санкт-Петербурга («Мир искусства», «Бубной валет»). В совместной выставке 1907 года принимали участие представители молодого поколения российских художников, творчество которых не имело ничего общего с передвижниками – Н. Альтман, В. Фалилеев, А. Шевченко, к которым позднее присоединяется К. Петров-Водкин – видные представители новых направлений в русском изобразительном искусстве. Начиная с 1910 года, основное ядро выставляющихся в большинстве своем состоит из молдавских художников. О значимости Общества и профессиональном уровне его членов явно говорит тот факт, что в Первом Конгрессе российских художников в 1912 году, участвовало 11 художников из Молдавии. В основной список были включены художники А. Баллиер, Е. Малешевски, В. Окушко, А. Райлян, В. Блинов и А. Климашевски. Последние выставки были организованы Обществом в 1915 и 1918 годах, на последней были выставлены также картины из частных коллекций, написанные известными старыми мастерами – Лука дела Робиа, Ф. Латур, М. Фальконе и т. д.
Одновременно, в этот же период формируется ядро молдавских художников, что приводит к основанию, в 1903 году, «Бессарабского Общества любителей изящных искусств», которое занимается организацией в Кишиневе выставок совместно с русскими и украинскими художниками. Отличительной особенностью периода 1887-1918 годов является постепенное появление молдавского изобразительного искусства в таких значимых центрах развития искусства, как Санкт-Петербург и Одесса. Академия Искусств Санкт-Петербурга не только пропагандировала новые художественные ценности, но и взяла по свою опеку образование в области искусства в крае, оказывая помощь в подготовке преподавателей. Изучение материалов, относящихся к выставочной деятельности Общества любителей изящных искусств в Кишиневе, позволяет нам утверждать, что во второй половине первого десятилетия XX века «демократический реализм» уступает позиции новому русским художественным объединениям – «Мир искусства» и «Бубновый валет», благодаря которым, частично, некоторые молдавские художники приобщаются опосредованно к западноевропейскому искусству.
В этот период только Е. Малешевски, Ш. Коган, Л. Арионеску и А. Баллиер имели возможность в течение долгого времени соприкоснуться с европейским искусством в Париже, Риме, Мюнхене и Амстердаме, где они продолжали обучение. Первые десятилетия XX века отмечены появлением произведений таких художников, как П. Пискарев, Н. Гумалик, В. Блинов, А. Климашевский, Г. Реммер, М. Березовский, которые очертили основные тенденции: влияние передвижников и демократического реализма. На этом этапе заложены основы современного изобразительного искусства Бессарабии, которое будет и дальше развиваться, со значительными изменениями, перейдя на качественно новый уровень. На всех выставках, организованных с 1903 по 1915 годы молдавские художники выставляли пейзажи, натюрморты, жанровые скены и портреты, отсутствовало только декоративное искусство.
Живопись была преобладающим жанром в течение третьего периода, который продолжался с 1918 по 1940 годы. Основание Школы Искусств в 1918 году и деятельность преподавателей А. Плэмэдялэ, А. Баллиера, Е. Малешевски, П. Константинеску-Яшь вписало новую страницу развитии национальной художественной культуры. Продолжаются основные тенденции развития изобразительного искусства, основываясь на достижениях предыдущего периода. Происходит качественно новый скачок, который выражается в появлении новых тем и сюжетов, новых подходов в творчестве молдавских художников того периода. В произведениях художников явно очерчиваются поиски новых художественных средств выражения, характерных для постимпрессионизма, модернизма, экспрессионизма, которые существовали параллельно с демократическим реализмом. В области живописи, скульптуры, сценографии, книжной и станковой графики создаются работы, которые являются высшей точкой развития молдавского изобразительного искусства.
Е. Малешевски, П. Пискарев, Г. Фюрер, В. Дончев, Ш. Коган, в особенности А. Баллиер обозначили своим творчеством основные тенденции развития изобразительного искусства в Молдавии в период до конца 40-х годов, представляя собой явное доказательство эволюции художественного процесса в крае.
Центром художественной жизни Молдавии остается Школа искусств, при которой в 1921 году основывается «Общество изящных искусств», которое играло значительную роль в бессарабской культуре.
В 1920 году прошла выставка промежуточного периода при совместном участии молдавских художников и сценографа Г. Пожедаева, эмигранта из России, на которой присутствовали и работы самых талантливых учеников «Школы изящных искусств» (И. Бронштейн, Е. Лузановский, Г. Мишозник, И. Небесов). В это же время радикально меняется состав участников кишиневских выставок. Если на рубеже веков в выставках участвовали только русские, украинские художники и молдавские художники, которые обучались в России, то в 20-40-е годы в большинстве своем выставляющиеся были выпускниками кишиневской Школы, которые затем обучались в различных европейских странах. Начиная с выставки в Бухаресте в 1922 году, наряду с О. Баллиером, Н. Гумаликом, Ш. Коганом, В. Дончевым, на том же профессиональном уровне выставляются М. Сахаров, Ю. Булат, Х. Марнянски. следующая выставка, организованная в 1927 году, под эгидой нового «Общества изящных искусств Бессарабии» (1921 г.) знакомит нас с целой плеядой талантливой молодежи – Т. Кирьячев, Б. Несведов, Л. Ростовский, М. Коношенко, Н. Колядич. В V выставке, организованной в 1930 году, приняли участвие К. Куцеску-Сторк, С. Поп, Ф. Ширато, Жан Стериади, О. Хан, Ф. Сторк и другие.
Изменение политического, культурного и экономического статуса Молдавии в 1918 году внесло серьезные изменения в процесс обучения в области изобразительного искусства. Молдавские художники получили возможность совершенствовать свое мастерство как в школах живописи в Яссах и Бухаресте, так и в европейских центрах искусства. В Париже например обучаются: О. Хржановски, И. Бронштейн, Х. Мишозник и И. Дубиновски; в Брюсселе – Н. Брэгалия, Е. Ивановски, Е. Барло, К. Кобизева, М. Гамбурд; в Дрездене – Г. Чеглоков; в Мюнхене – братья Моисей и Ш. Коган. Рассматриваемый период сыграл важную роль в появлении талантливых представителей молодого поколения, которые в подавляющем большинстве получили образование за границей. Творчество М. Сахарова, А. Кудинова, Т. Кирякова, Б. Несведова и других представляло в молдавском искусстве традиции современного европейского искусства – от символизма до модерна, переосмысленная в духе молдавской культуры того времени. Именно на этот этап, 30-40-е годы, приходится высшая точка развития молдавского периода изобразительного искусства и его закат, что подтверждает появление незаурядных талантов, которые, в подавляющем большинстве, продолжили свою деятельность вне территории Молдавии. Путем стилистического поиска и его интерпретации, творчество художников отражало молдавскую реальность, с ее проблемами, оставаясь при этом составной частью западного искусства.
Творчество молдавских художников заложило основы современного молдавского искусства, оказав значительное влияние на его развитие в 60-70-е годы XX века. Произведения К. Кобизевой, Б. Несведова, Д. Севастьянова, П. Пискарева, А. Климашевского, Л. Дубиновского, М. Гамбурда, В. Иванова, представителей двух поколений бессарабских художников, заложили фундамент современного изобразительного искусства послевоенных десятилетий, сохраняя непрерывность связи поколений. Изобразительное искусство с 1945 по 1980 годы в Республике Молдова несет на себе печать «социалистического реализма». Среди тех, кто покинул в 1940 году Румынию и продолжил свою деятельность в Кишиневе были М. Греку, В. Русу-Чобану, В. Иванов, К. Кобизев, Л. Дубиновски, З. Синица и Г. Саинчук, которые в большинстве своем поступают в Кишиневскую Школу искусств. С 1941 по 1944 годы некоторые из художников были эвакуированы или депортированы в Россию и Среднюю Азию, другие – отправлены в отряды, которые укрепляли траншеи за линией фронта.
В послевоенные годы, в Кишиневе появляется «Союз художников МССР» (1944 г.), по образцу других республик СССР. Одновременно, для пополнения местных кадров, были приглашены многочисленные художники, обладавшие опытом работы в стиле «социалистического реализма». Немногих оставшихся в Кишиневе после второй мировой войны художников обязали работать по устаревшим образцам, адаптированным к требованиям новой идеологии. Единственной возможностью творить становится «ангажированное» искусство, что приводит к появлению произведений, посвященных вождям русской революции, передовикам и героям социалистического труда, революционерам и подпольщикам, изначально отмеченным печатью шаблонного натурализма и чрезмерного патриотического пафоса.
В первое послевоенное десятилетие (1945-60 гг.) создаются произведения, в которых заметны эстетические и идеологические изменения в изобразительно искусстве, получают приоритет определенная форма, трактовка и тематика выставок. Картины Д. Себастьянова («Призыв к социалистическому соревнованию», 1947 г., «Штефан Великий перед битвой под Бырладом»), М. Гамбурда («Проклятье», «Ликвидация безграмотности», 1945 г.), Б. Несведова («Клятва Штефана Великого», 1947 г.), И. Жумати («Возвращение награжденных», 1948 г.), пейзажи А. Климашевского, С. Чоколова только обозначают основные тенденции, еще не являясь ярко выраженными проявлениями влиянии идеологии. Изменения касаются и реалистического подхода к последним историческим событиям, так, М. Греку создает картины «Татарбунарское восстание», «Поднятие целины» и «Нефтяники Молдовы» (1954 г., 1957 г., 1959 г.), А. Васильев – «О нас пишет «Правда» (1950 г.), Д Севастьянов – «На вечное землепользование» и «Жояна» (1954 г.), Г. Саинчук – «Виноделы» и «На молочной ферме» (1954 г., 1957 г.), И. Жумати – «Утро на Днестре» (1957 г.), В. Русу-Чобану «Танец» и «Штефан Великий после битвы под Рэзбоенами» (1957 г., 1959 г.), отдельно стоят произведения в жанрах портрета и пейзажа, которые присутствуют в творчестве всех художников.
60-е годы прошлого века отличаются от предыдущего периода тем, что все чаще появляются отклонения от тем и подходов, навязанных в послевоенные годы. Первым резко изменил ситуацию М. Греку, в своей картине «Девушки из Чадыр-Лунги» (1960 г.), которая написана в декоративном стиле, который затем был продолжен в работах «Проводы» (1964 г.) и «Гостеприимство» (1967 г.), которые представляют собой прекрасные образцы раскритикованного «формализма». Эта тенденция продолжается и в работах В. Русу-Чобану «Посадка деревьев» (1961 г.), «Молодость» и «Жажда» (1967 г.), в которых наряду с декоративизмом колорита используется символ и метафора. Похожие тенденции можно отследить и в произведениях другого молдавского художника – И. Виеру. В картинах «Весенние хлопоты» (1960 г.), «Двое» (1968 г.), декоративизм дополняется монументальностью подхода. Те же особенности отличают и картины «Полдень» (1960 г.) А. Барановича, «Маса маре» Г. Саинчука (1960 г.), «Асфальт» Р. Окушко, «Полдень» (1964 г.) А. Давида, традиционные деревенские пейзажи М. Петрика, «Дорога в кодрах» (1950 г.), декоративные и звонкие пейзажи Е. Романеску («Родной край», «Осенние пахоты» 1968 г., 1969 г.), С. Кучука («Сельские праздники» 1965 г.). В середине 60-х годов появляется и получает развитие триптих как художественная форма, вначале используемая только М. Греку в произведениях («История одной жизни», 1967 г.) и И. Виеру («Счастье Иона», 1967 г.), которые входят сегодня в золотой фонд современного искусства.
В особой ситуации находится творчество историка искусства и художника А. Зевиной, известной как автор многочисленных обзорных монографий, посвященных изобразительному искусству МССР и одновременно как автор картин («Автопортрет», 1959 г.; «Жемчуг», 1967 г.; «Гагаузка», 1972 г.; «Осенние цветы», 1993 г.), в которых реалистичность композиции сочетается с экспериментом в области колорита – феномен, характерный для творчества молдавского мастера М. Греку.
В произведениях художников 70-х годов прослеживаются две тенденции, мало связанные между собой: с одной стороны продолжаются традиции реалистичного искусства в творчестве большинства художников, а с другой стороны появляются элементы эксперимента в живописи, которые проявляются в собственной стилистической манере, естественно, отличающейся от «социалистического реализма».
Мало кто из местных художников смог избежать обязательных шаблонов эстетики, подчиненной идеологии. Одним из них был М. Греку, чье нонконформистское искусство постоянно подвергалось критике лидеров ЦК партии. Среди общего застоя, его творчество развивается нетрадиционным образом, художник экспериментирует с цветовой гаммой, формами и текстурой, а в последние годы использует новые техники, связанные с появлением новых красителей. Одной из работ, знаковых для творчества художника, является «Трагическая Венеция» (1970 г.), рядом с которой стоят «Родник» (1973 г.), «Луна над Бутученами» (1975 г.), «Стол из камня» (1976 г.), «Генезис» (1977 г.) и «День рождения» (1979 г.) – картины с глубокой символикой.
Другая грань поисков новых художественных методов представлена в творчестве В. Руссу-Чобану. Композиционная структура произведений, колорит и сюжеты отмечены несомненной индивидуальностью художницы, склонной к «фотографическому реализму» изображения («Дети и спорт», 1971 г.; «Дружба», 1974 г.; «Земля и люди», 1975 г.; «Воспоминания», 1976 г.; «Цитаты из истории искусств», 1978 г.; в портретах «Веры Малевой», «Иона Друцы», «Григоре Виеру», 1972 г.; «Иона К. Чобану», 1973 г.; «Автопортрете», 1974 г.). Живописная красота края открывается в произведениях И. Виеру («Июльская ночь»,1971 г.; «Кое-что о людях и водах», 1982 г.), М. Петрика («Виноградники», 1974 г.; «Днестр возле Спеи», 1975 г.; «Золотая осень»,1983 г.), В. Пушкаша («Улица Диогена»,1977 г.) и Е. Романеску («Туристы», 1972 г.; «Цветущая Молдова», 1974 г.; «Вечер в Леушенах», 1978 г.), В. Нашку («Тишина»,1978 г.), Е. Бонтя («Маланка», 1973 г.).
Творчество этих художников вызывало постоянный интерес историков искусства, которых интересовал их оригинальный подход к передаче самобытного пейзажа республики. В 90-х годах XX века в Кишиневе появляется новое поколение художников, выступающих за возрождение художественных методов, следуя примеру М. Греку и В. Русу-Чобану: Д. Пейчев, М. Статный, Т. Бэтрыну, П. Жирегя, Л. Тончев, М. Жомир, И. Ципин, А. Сырбу, М. Цэруш, А. Мудря, Ю. Матей и другие.
Музеи
Наследие музеев Республики Молдова является ценным компонентом Национального культурного достояния.
Все национальное богатство сосредоточено в коллекциях музеев, которые образуют разветвленную сеть по всей территории республики, включающую в себя свыше 65 учреждений. Большая часть музеев сосредоточена в Кишиневе.
Народные ценности увековечены в виде экспонатов и артефактов и представлены в Национальном Музее Истории (свыше 165000 подлинных предметов народного достояния), а также в Национальном Музее Этнографии и Естественной Истории, где представлены археологические экспонаты, отражающие развитие человеческого общества, начиная с эпохи палеолита до позднего средневековья – это самые репрезентативные музеи в Кишиневе.
Коллекция Национального музея изобразительного искусства Республики Молдова сегодня насчитывает около 33 тысяч объектов искусства. В ней широко представлено молдавское изобразительное искусство (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство): коллекция охватывает период от средних веков до наших дней.
Особого внимания заслуживает коллекция молдавской иконографии эпохи средневековья. Старинные иконы, книги и рукописи дают представление о развитии христианства на территории Молдовы и его роли в молдавской культуре.
Национальный музей истории Молдовы
Был открыт в 1987 году в здании бывшего Регионального Лицея, находящемся в историческом центре Кишинева. Перед ним установлен памятник латинской волчице с Ромулом и Ремом – точная копия римского монумента.
В музее 10 выставочных залов, из которых 3 покрыты куполами, и являются необычайно красивыми архитектурными сооружениями.
Музей разделен на несколько секций: Археология и Античная История, Средневековая История, История Бессарабии, Современная История, Клады. Национальный исторический музей Молдовы располагает коллекцией, насчитывающей около 300 тысяч предметов, представляющих историческую ценность: археологические находки, документы, фотографии, нумизматика, предметы повседневного обихода, декоративное и художественное искусство. Не менее 165 тысяч экспонатов, принадлежащих музею, являются национальным достоянием Молдовы.
Каждый год в помещении Музея Истории организовывается около 15 тематических выставок, которые являются важными событиями в культурной жизни Молдовы.
Кроме того, на территории Молдовы действуют 5 филиалов музея: Выставка военной техники, Мемориальный дом Щусева (г. Кишинев), Мемориальный дом «К. Стамати» (г. Окница), Усадьба семьи Лазо (с. Пятра), Дом-музей «Карл XII» (с. Варница).
Национальный музей изобразительного искусства Республики Молдова
Cегодня коллекция Музея насчитывает около 33 тысяч объектов искусства. В ней широко представлено молдавское изобразительное искусство (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство): коллекция охватывает период от средних веков до наших дней. Особого внимания заслуживает коллекция молдавской иконографии эпохи средневековья. Старинные иконы, книги и рукописи дают представление о развитии христианства на территории Молдовы и его роли в молдавской культуре.
В музее постоянно действуют выставки русского, европейского и восточного изобразительного искусства. Русская живопись представлена работами И. Иванова, И. Репина, В. Перова, А. Саврасова, И. Шишкина, И. Айвазовского. Не меньший интерес представляет и коллекция европейской живописи XVI-XVIII веков (П. Гобер, Рембрандт, Ф. Баучер, П. Гаварни, О. Ренуар). Безусловную ценность представляет также собрание работ японских мастеров XVII-XIX веков (Китагава Утамаро, Андо Хирошиге, Утагава Кунисада).
Музей румынской литературы «М. Когэлничану»
Музей располагает более чем 90 тысячами предметов: светские и религиозные книги (XVI-XXI вв.), рукописи, предметы изобразительного искусства, документы. Большинство выставленных книг – издания румынских классиков, начиная с Д. Кантемира.
Музей археологии и этнографии
Первая археологическая выставка в Молдове была организована в 1958 году в здании местной Академии Наук. В 1977 году около 800 тысяч экспонатов, из которых более 10 тысяч из основного фонда, были складированы в историческом центре города, по ул. Бэнулеску-Бодони, в здании, спроектированном архитектором А. Бернардацци в XIX веке. Каждый из залов музея посвящен определенному этапу исторического развития территории междуречья Днестра и Прута: палеолиту, мезолиту, неолиту, бронзовому или железному веку. Сильное впечатление производят несколько красочных панорам, специально обустроенных для посетителей.
Музей этнографии и естественной истории
Это самый первый в Молдове музей, он был основан еще в 1889 году бароном Стюардом, и в течение XX века стал творческой лабораторией для многих личностей, хорошо известных в научном мире: Ф. Остерманна, С. Миллера, Ф. Поручика, И. Сухова, Б. Тарабухина, М. Покоарэ. Здание музея было построено в 1905 году, и является единственным в Молдове зданием в восточном стиле.
В течение всей своей истории музей сохранил два специфических направления – изучение природы и культуры Молдовы, поэтому и назывался он поочередно: Национальный Музей Естественной Истории, Региональный Музей Бессарабии, Республиканский Музей изучения родного края.
Музей известен посетителям своими богатыми геологическими, палеонтологическими, зоологическими, энтомологическими, археологическими, этнографическими и нумизматическими коллекциями. Среди десятков тысяч музейных экспонатов посетители могут увидеть целый скелет Dinoterium Gigantisimus, а также знаменитые археологические клады, бессарабские ковры XIX века и многое другое. Коллекции музея не раз выставлялись в Европе, Америке, Азии и Африке как национально-культурное наследие Молдовы.
Источники:
- Молдавские корни: художники мировой величины [Электронный ресурс] // Locals : офиц. сайт. – Режим доступа: https://locals.md/2012/hudozhniki-mirovoy-velichinyi/ (дата обращения 16.10.2018). – Загл. с экрана.
- Музеи [Электронный ресурс] // Moldsu : туристический портал Молдовы : офиц. сайт. – Режим доступа: http://mold.su/muzei-kishineva/ (дата обращения 16.10.2018). – Загл. с экрана.